Евгений Тумашов. О начале карьеры, спортивной фотографии и особой любви к биатлону
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Не так давно с нашим биатлонным фан-клубом "ИжВинтовка" мы решили пообщаться с, пожалуй, самым известным российским биатлонным фотографом, входящим в пул официальных фотографов IBU, Евгением Тумашовым. Кстати, Евгений - наш земляк, он родился и начинал свою профессиональную карьеру в Глазове.
О профессии спортивного фотографа и начале карьеры Евгения читайте в нашем интервью!
НАЧАЛО КАРЬЕРЫ
Как вы стали фотографом? - Все началось 30 лет назад, еще в школе. Тогда для учеников последних двух классов было обязательно профессионально-техническое образование, и мы с другом выбрали занятие в фотокружке.
Вы сразу начали фотографировать спорт? - Нет, начиналось все со школьных фотографий. Будучи студентом-фотографом, я изучал отдельные процессы, которые в те времена были популярны: печать фотографий на черно-белой бумаге, проявка пленки, пересъемка, основы композиции, световидение. Мы с руководителем фотокружка сделали фотоальбомы для всех выпускников в школе - с этого все и началось. Потом в Глазове появился “Кодак”, привезли лабораторию, и я был поражен насыщенностью цвета, фактурой, резкостью и качеством изображения, и начал заниматься фотографией на уровне города. Давал объявления в газете, ходил на праздники, вечеринки, был одним из первых молодых фотографов.
Но тогда ведь еще не было мобильного фотографирования, то есть больше были распространены фотостудии, чем фотографы, которые куда-то выезжали. - Это было, но не распространено, поскольку фотография была в сугубо профессиональной сфере. Она требовала больших знаний. Например, в химии, как происходят процессы проявки. Знания физики, оптики. То есть специальных знаний, которые довольно долго приобретались. Если сейчас нажал на кнопку, и фотоаппарат сделал качественный снимок с правильной экспозицией, то раньше это нельзя было сделать без обучения. Только после обучения человек мог начать профессионально работать. Из-за этого было очень мало фотографов, на город 3-4 таких, известных, профессиональных и хороших.
А как вы попали в спортивную сферу и биатлон? - Это случилось уже после того, как я переехал в Москву учиться в кино-фото академию. Там я отучился несколько месяцев на курсах повышения квалификации у одного из известных московских фотографов. Потом пошел работать в газету “Вечерняя Москва”. Вначале был лаборантом: проявлял пленки, иногда фотографировал, а потом меня взяли фотографом. Через год я перешел в газету “Советский спорт”. И где-то в 2002 или 2003 меня впервые послали на биатлон. Тогда этот вид спорта был не популярен, никому не нужен и неинтересен. И меня, как молодого фотографа, старенькие фотографы отослали: “Езжай, отдувайся за нас”.
Да, тогда еще не было Дмитрия Губерниева с его огненными репортажами. - С Дмитрием Губерниевым мы познакомились в 2004 году на Чемпионате Мира в Оберхофе. Тогда он тоже был молодым комментатором, который только входил в мир биатлона и знакомился с биатлонистами.
О ПРОФЕССИИ
За что любите биатлон? И любите ли вы его вообще? - Конечно, я люблю биатлон, но странной любовью. Я люблю биатлон как фотограф, не как фанат, не как журналист. Как человек, который любит рисовать светом. Люблю за то, что в этом спорте невозможно предсказать, какой будет свет, какая будет погода. Даже по ходу гонки она меняется несколько раз. Когда соревнования проводятся в горах: то туча налетит, то солнце вдруг пробьет, то туман. И каждый раз приходится приспосабливаться к этим условиям, чтобы сделать красивый снимок. Это дает возможность использоваться эффекты освещения в художественном плане, сделать какое-то творчество.
У вас в фотографиях прослеживается, что вы делаете не просто репортажную съемку, а работаете как художник. Вы сразу начинали в этом направлении, или это пришло с опытом? - Когда я работал в “Советском спорте”, мне давали задание снимать именно в репортажном стиле. То есть чтобы были видны лица, были болельщики. И тогда, наверное, ничего особенного не было. С 2010 года я начал работать в СБР как штатный фотограф. И вот тогда меня уже не загоняли в рамки, и я уже сам для себя начал ставить задачи на съемки и искать именно художественную составляющую, раскрывать художественную сторону спорта. Когда сам начал ставить задачи, начал все это видеть. И соответственно это развивалось в то, что есть сейчас.
Есть ли такие биатлонные стадионы, где вам особенно сильно нравится фотографировать? Где получаются наиболее интересные, красивые, качественные фотографии? - Я не стал бы выделять особенных стадионов. В течение 5 лет, которые я работал в СБР, я очень часто был на разных стадионах. И всякий раз, когда ты приезжаешь на стадион, он выглядит по-другому. Еще и ты сам меняешься каждый год и начинаешь видеть новые возможности. Плюс погода разная: иногда заморозки, оттепель, туманы.
Мне кажется, самый непредсказуемый в плане погоды - это Оберхоф. Там то снег, то дождь, то туман, то все растаяло и трава заколосилась. - Я бы не сказал, как раз там ты ожидаешь этого. Всегда туман, всегда дождь, и очень редко солнце. Этот стадион предсказуем. Больше непредсказуемости, наверное, в Антерсельве, то есть на горных стадионах. Из-за того, что они высоко в горах находятся, там постоянно носятся облака, снег. Изменчивая погода. Еще я бы Сочинский стадион выделил, он вообще бешеный.
Есть ли такие биатлонисты, кого вам больше всего нравится фотографировать? - Интересно всех людей снимать. Когда начинаешь снимать биатлонистов портретно, приходится наблюдать за ними и искать эмоции, которые они проявляют. Любой интересен, сразу начинаешь концентрироваться на одном человеке, разглядывать его и понимаешь больше.
Нужно ли знать правила биатлона, чтобы получать хорошие фотографии? Случались ли курьезные ситуации из-за непонимания специфики этого вида спорта? - Была однажды такая ситуация. Это было в 2003 году в Ханты-Мансийске, на одном из моих первых этапов Кубка мира. У меня было задание от редакции - сфотографировать Бьерндалена с газетой “Советский спорт”. Я стоял, ждал, и вышел человек в красной норвежской форме, очень похожий на Бьерндалена. Я ему дал газету, сфотографировал, ушел и показал журналисту, а он говорит: “Это не Бьерндален, это Ханевольд”, я говорю: “Как?” - а они реально похожи очень сильно, оба светленькие, в красной форме, шапочка, очки надеты. Вот тогда я попал. Мне пришлось снова бежать к отелю, ждать на морозе, и наконец-то я сфотографировал Бьерндалена. А так, конечно, каждый фотограф должен знать свод правил, тем более сейчас, когда биатлон транслируется по телевидению, и телевизионщики делают очень большие ограничения для фотографов на стадионе. Перед каждой гонкой у нас проходит фотобрифинг, который проводит шеф-фотограф IBU Кристиан Мансони. Он рассказывает о том, какие зоны фотограф может посещать, где может стоять, где не должен даже появляться, объясняет движение по трассе. Если, например, снега очень мало, и насыпана только трасса, даже зоны перехода трассы для фотографов обозначаются, чтобы грязь не попадала на трассу, на лыжи.
Как правило, во время соревнований фотограф делает большое количество фотографий, как происходит их дальнейший отбор? - Обычно за гонку получается порядка 3-4 тыс. фотографий. Идеальных из них сотня. Остальные я отметаю. Потому что где-то поворот лица не тот, где-то движение лыж не так показано. Делаешь серию, где, например, 10 снимков, и из них один только идеальный, его сразу выделяешь и уже потом с ним работаешь. Наверное, это приходит с опытом, когда ты листаешь снимки и сразу видишь идеальный.
Сколько времени занимает работа над фотографиями после гонки? - Я сейчас работаю для швейцарского фотоагентства “NordicFocus”, где снимаю биатлон и прыжки на лыжах. У них очень жесткие рамки, то есть после окончания гонки, в течение 10 минут, я должен дать уже обработанные и подписанные фотографии с цветочной церемонии и награждения. В течение первых 15 минут я должен выдать снимки первой тройки, потом в течение часа все хорошие фотографии, тоже подписанные, с информацией и обработанные.
В чем специфика спортивной съемки? - Наверное, в том, что невозможно повторить мгновение. Если ты прозевал какой-то момент - падение или победно вскинутая рука - это невозможно повторить. Невозможно попросить, как невесту на свадьбе: “Давайте еще раз пройдемся тут”.
Порадуйтесь! - Да, улыбнитесь, помашите в камеру - этого не будет, и ты уже потом начинаешь кусать локти от того, что упустил момент.
Если бы из всех Ваших фотографий можно бы было оставить только несколько, какие вы бы выбрали? - Одна из очень ярких и уникальных фотографий - где свет падает в форме сердца, и там биатлонист бежит. У меня был черно-белый календарь, который выпускал IBU, там это было заглавной фотографией. Наверное, это была удача, и всякий раз, когда я пытался найти этот же свет, его не было, и у других фотографов я тоже не видел этого, хотя они тоже пытались это делать. Просто уникальное совпадение случилось, в Антерсельве, солнце по-другому по небу шло, другой угол освещения, и вот тогда это возможно было сделать.
Вы приезжаете на “Ижевскую винтовку”? В этом году планируете? - Я с удовольствием приеду в Ижевск. У меня очень много друзей, одноклассников живет в Ижевске. И когда я работал в СБР, я каждый год приезжал на “Ижевскую винтовку”. Поэтому, если я вдруг буду работать с СБР с этого года, да, я с радостью приеду.
Фото: Евгений Тумашов