Ярцев сбежал в раздевалку, юный Роналду забил два, Россия оказалась беспомощна: случился «Ночной позор» 1:7
16 лет назад в Лиссабоне было хуже.
13 октября 2004-го – дата позора, который в 2020-м сборная России все-таки не превзошла. Тогда на «Жозе Алваладе» в Лиссабоне команду Георгия Ярцева в отборочном матче ЧМ-2006 португальцы размазали со счетом 7:1.
Обстоятельство, о котором часто забывают: португальцы были очень злыми. За четыре дня до матча со сборной России они, финалисты Евро-2004, сыграли вничью с Лихтенштейном (2:2) и потеряли очки сразу же на старте нового отбора.
Российские болельщики смеялись над этим результатом, а СМИ прогнозировали: такой-то Португалии наша команда точно не проиграет и возьмет реванш за поражение на чемпионате Европы. Как все оказалось, теперь забыть невозможно.
Педру Паулета, Симау Самброза, Деку, Арманду Пети и, конечно же, 19-летний Криштиану Роналду все 90 минут бомбардировали Вячеслава Малафеева дальними (и не очень) ударами. Защитники и средняя линия им не мешали и наблюдали за мастер-классом со стороны – вратарь «Зенита» вынимал и вынимал.
Недавно Ролан Гусев в гостях у шоу «Футбольный хейт» вспоминал, как выходил на замену в том самом матче:
«Мы с Кириченко вышли сразу после перерыва – счет был 0:3. Я говорю Кире: «Главное, чтобы нам сейчас не ввалили, и постараться забить хотя бы один-два». Ну мы один забили, а потом глотнули четыре.
Сказал ему: «Видишь – в атаке хорошо, а в обороне похуже».
«Прошло 16 лет, а я до сих пор помню все пропущенные мячи. Это точно был «не день Бекхэма»: ничего не получалось», – вспоминает Вячеслав Малафеев.
Главный тренер сборной России решил не досматривать это до конца и после шестого гола хозяев убежал в раздевалку, оставив Рината Дасаева и Александра Бородюка недоумевать на скамейке.
«Таблетки оставил там, вот и пошел за ними, чтобы не грохнуться в обморок прилюдно. Спросите у врача Василькова, оказывавшего мне первую помощь. Поверьте, я не пытаюсь прикрыться недомоганием, но и отдать концы в 55 лет – не самая радужная перспектива», – именно так объяснялся тогда Ярцев.
А вот болельщики досмотрели матч до конца и дали ему звонкое определение. По аналогии с вышедшим несколькими месяцами ранее блокбастером Тимура Бекмамбетова – «Ночной позор». Из-за разницы во времени с южным краем Европы во всей России эту игру действительно смотрели ночью.
После матча только Малафеев и Аршавин ответили на вопросы журналистов после матча, хотя говорить было нечего.
«Мне хотелось показать, что я не сломлен, не собираюсь отчаиваться или заканчивать карьеру, – объяснял потом Вячеслав. – В самолете я снова и снова прокручивал в голове эпизоды матча и думал, что произошло. Сказалось физическое недомогание (почему-то перед матчем многие футболисты чувствовали себя нехорошо)? Неправильно подготовился психологически? В какие моменты мог спасти команду? Может быть, это не наш уровень футбола?
Даже вспомнил, как перед игрой Игорь Акинфеев померил мои перчатки. А у вратарей есть бзик, никому перчатки не давать. Неужели примета сбылась?»
На пресс-конференции Ярцев извинился за игру, а тренер португальцев Луис Фелипе Сколари защищал российского коллегу – пусть и в странной манере:
«Таких матчей попросту не бывает! Мне и присниться не могло, что мы обыграем Россию с подобным счетом. Случаются дни, когда у тебя получается абсолютно все, а у соперника – ничего. Сегодня как раз такой день. Вообще-то в футболе так не бывает: мы нанесли по воротам России 10 ударов – и забили 7 голов!
[На месте Ярцева] я бы не извинялся. Просить прощения за ошибки, которые я был не в силах предотвратить, я бы не стал».
Правда, Сколари потом все же извинялся – за 1:7 от Германии.
В 2004-м интернет только начинался, но шум после разгрома и через телевизор с печатными изданиями добивал до каждого: о слабости нашего футбола высказывались все подряд: и народные артисты, и политики.
Депутат Госдумы Дмитрий Рогозин, например, требовал уволить все руководство российского футбола, а Владимир Жириновский сокрушался, что ему не дали настроить игроков на победу. Александр Абдулов предположил, что наши игроки недоедают, и предложил скинуться им на пропитание, а Леонид Броневой назвал поведение тренера бабским.
Удивительно, но Ярцева после такого провала не уволили. Еще удивительнее, что тренер не подал в отставку сам, хотя тяжело переживал поражение.
«Я отходил очень долго. Жена увезла меня за город. Где-то неделю я вообще не появлялся нигде. Лес, грибы, баня, снова лес. Я жил на даче, закрытый, отрезанный от мира. Люба со всеми разговаривала. Когда пришел в себя, стал готовиться к игре с Эстонией. Сейчас с позиций своего возраста думаешь: что ты сделал неправильно? Но и сейчас говорю: ничего бы не переделал», – вспоминал тренер в интервью «Комсомолке».
Его поменяют только 30 марта 2005-го – после другого провального результата: ничьей с Эстонией.
Сборную примет Юрий Семин, который потом много раз об этом пожалеет: шансов на чемпионат мира команда лишится в последнем туре из-за 0:0 со Словакией (нужно было побеждать).
Еще больше олдскульного российского футбола в нашем инстаграме о футболе старой школы и Ютубе!
Фото: Gettyimages.ru/Jamie McDonald, Lars Baron/Bongarts