От прокаженного до самого дорогого игрока в истории футбола
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Семь лет спустя Гарет Бэйл вернулся в клуб, в котором стал суперзвездой и лучшим игроком лиги. Сейчас, как и летом 2013 года, Бэйлу нужен стимул, чтобы двигаться дальше. Мы решили перенестись на 15 лет назад и вспомнить главные взлеты и падения английской карьеры лучшего бомбардира в истории сборной Уэльса. Трудности роста, «Саутгемптон», интерес «Манчестер Юнайтед»
«Гарет из Уайтчерча, севера Кардиффа. Я много раз был в центре, где он играл по выходным за младшие возрастные группы. Я работал в клубе с 1998 года, а Гарет присоединился к нам в конце 1999-го – начале 2000-го» – вспоминал Хью Дженнигс, директор академии «Саутгемптона» в 2001-2006 годах. Первым молодого валлийского паренька обнаружил Гарет Хэйл. В то время он был скаутом «Саутгемптона», а позднее работал в местных органах власти. Именно Хэйл обратил на Бэйла внимание Рона Раддика – представителя «Саутгемптона», руководившего футбольным центром в городе Бат.
В юношеском возрасте Гарет страдал от проблем, связанных с ростом. Об этом рассказывал Малком Элиас, директор по подбору и снабжению «Саутгемптона» в 2000-2006 годах: «В своей возрастной группе он последним получил предложение о стипендии. Тео Уолкотт был первым, а Гарет – последним. Это было не потому, что мы сомневались в его игровом потенциале, а потому, что он был постоянно травмирован, и я думаю, что у тренеров были опасения, связанные с его историей травм. У него были постоянные болевые ощущения из-за роста костей».
Уже в то время Бэйл хотел играть ближе к атаке, в обороне ему не слишком нравилось. «Я помню, в то время мы общались с Гаретом. Он был разочарован тем, что приходится играть сзади, так как считал себя атакующим игроком. Он хотел играть впереди, а мы не знали, что это станет его призванием», – вспоминал Дженнингс.
В декабре 2005 Джордж Берли, тренер «Саутгемптона», пришел на матч молодежного кубка и спросил: «Этот левый защитник. Я полагаю, вы подписали его надолго?». На самом же деле с Бэйлом было подписано только стипендиальное соглашение. Профессиональный контракт Гарет подписал на свое семнадцатилетие. В 2005 году в «Саутгемптоне» подобралась очень сильная молодежка: Тео Уолкотт, Натан Дайер, Дэвид МакГолдрик, Адам Лаллана, Гарет Бэйл. Но у клуба были большие проблемы. В сезоне 2004/05 Харри Реднапп не смог удержать «святых» в АПЛ и ему на смену пришел Джордж Берли, который и обратил свой взор на академию.
Бэйл дебютировал за «Саутгемптон» во второй половине сезона 2005/06, 17 апреля 2006 года, в матче с «Миллуоллом». В возрасте 16 лет и 275 дней, он стал вторым самым молодым футболистом в истории «Саутгемптона» после Тео Уолкотта. Сезон 2006/07 Бэйл уже провел в качестве основного игрока «святых» и привлёк внимание ведущих клубов Англии. Джордж Берли вспоминал: «Он был вингером, играющим на позиции фуллбэка. Им интересовался «Манчестер Юнайтед». Я помню, как пришел в отель и разговаривал с сэром Алексом и их исполнительным директором. Мы только что продали Тео Уолкотта за 12 млн. фунтов, а они предложили нам 3 или 4 млн., так что мы сказали: «Ни за что».
Переход в «Тоттенхэм», проклятие, трансферные слухи
Летом 2007 Бэйл все же покинул «Саутгемптон» и перешел в «Тоттенхэм» Мартина Йола. Начало было многообещающим: валлиец забил три гола в первых пяти играх, в том числе в дерби Северного Лондона прямым ударом со штрафного. Затем последовала серьезная травма и две операции, которые вывели Бэйла из футбола на восемь месяцев. После восстановления в карьере валлийца и жизни «шпор» началась удивительная серия: «Тоттенхэм» не мог выиграть в 24 (!) матчах, в которых участвовал Бэйл, за что игрока начали называть проклятым. Харри Реднапп признавался, что после одного из матчей с «Манчестер Юнайтед» об этом говорил даже сэр Алекс Фергюсон: «Ты не должен был его выпускать. Его сглазили».
Позднее Реднапп вспоминал: «Впервые я увидел его в «Саутгемптоне», когда ему было около 14 лет. Он был одним из тех ребят, которые пришли с Тео Уолкоттом, и его имя было в академии у всех на устах. Я смотрел его игру в матче «Тоттенхэм» – «Фулхэм», когда тренировал «Портсмут», и представлял, каким игроком он может стать в будущем. В тот день он играл вингбэка в схеме с тройкой защитников. Когда меня назначили в «Тоттенхэм» Бэйл потерял уверенность в себе. Ему нужен был стимул, чтобы двигаться дальше, потому что этому проклятию – безвыигрышной серии – не было видно конца».
В то же время появлялись трансферные слухи, которые спустя годы не могут не вызывать улыбку. Харри Реднапп хотел видеть в «Тоттенхэме» полузащитника «Мидлсбро» Стюарта Даунинга. «Шпоры» были готовы предложить в замен Хоссама Гали, Жилберту Силву или Аделя Таарабта, но тогдашнего тренера «Боро» Гарета Саутгейта игроки не интересовали. Даунинга оценивали в 15. млн, и единственный футболист, которого рассматривали частью сделки, был Гарет Бэйл. Также слухи связали Бэйла с «Бирмингемом» Алекса Маклиша. В итоге Бэйл остался в «Тоттенхэме», а безвыигрышная серия подошла к концу в матче с «Бернли» 26 сентября 2009 года. «Тоттенхэм» вел 4:0 и на 85-й минуте Реднапп выпустил Бэйла. Сезон 2009/10 стал переломным не только для Бэйла, но и для «Тоттенхэма».
«Такси для Майкона», лучший игрок АПЛ, переход в «Реал»
По ходу сезона 2009/10 Реднапп нашел для Бэйла новую позицию. Эпизодически он и раньше играл левого полузащитника, но теперь переместился туда на постоянной основе, хотя Харри Реднапп высоко ценил его и как защитника В июне 2016 года, во время триумфа сборной Уэльса на Евро, тренер вспоминал: «Он стал бы лучшим левым защитником, если бы остался на этой позиции. Помню его игру с «Бенфикой», я никогда не видел ничего подобного. Он носился от своей штрафной до чужой, должно быть раз 15 за игру – это было невероятно. Его перевод вперед – естественный прогресс. Я перевел Модрича в центр полузащиты, где он никогда не играл. Люди говорили, что он недостаточно силен для этой роли, но он расцвел, и мы решили передвинуть Гарета выше. У него было пару сезонов, когда его было невозможно остановить, он изматывал любого соперника. Как менеджеру было очень просто давать инструкции перед игрой, достаточно просто сказать: «Отдайте мяч Гарету».
Звездный час Бэйла настал в Лиге Чемпионов 2010/11. У «Тоттенхэма» подобралась мощная линия полузащиты: в дедлайн «шпорам» удалось выцепить из Мадрида Рафаэля ван дер Варта, в центре всех связывал Лука Модрич, а на флангах бровки поля бороздили реактивные Бэйл и Леннон.
Матч с «Интером» на «Сан-Сиро» был для «Тоттенхэма» катастрофой. Уже в самом начале матча «шпоры» остались в меньшинстве из-за удаления Эурелио Гомеса, а к перерыву летели 0-4. Никаких шансов. Именно в этот момент, после перерыва, началось шоу имени Гарета Бэйла. Валлиец оставил в качестве пассажиров весь «Интер» и самолично отыграл три мяча, в первых двух случаях просто убегая либо с середины поля, либо вообще со своей половины.
Ответная встреча на «Уайт Харт Лейн» стал продолжением невероятного выступления в Милане. Болельщики «Тоттенхэма» скандировали: «Такси для Майкона», – Гарет просто прокидывал мяч и оббегал бедного бразильца весь матч. В Лондоне Бэйл не забил, но все равно сделал игру, вложив мячи в ноги Краучу и Павлюченко. Реднапп был в восторге и рассказывал, что после игры к нему подошел Луиш Фигу: «Он сказал мне: «Бэйл – великолепен, великолепен». Когда такое говорит Фигу, значит ты действительно хорош, потому что он сам был фантастическим футболистом. Он сказал: «Бэйл убил нас дважды». Он не спрашивал по поводу трансфера, просто сказал, что Бэйл фантастический». «Тоттенхэм» стал первым клубом, который в каждом матче группового этапа ЛЧ забивала минимум два мяча, и дошел до четвертьфинала, где уступил мадридскому «Реалу».
Бэйл продолжал зажигать на левом фланге и роль на поле постепенно увеличивалась. В декабре 2011 года, в матче против «Норвича» Реднапп дал Бэйлу новую роль. Когда команда была с мячом Гарет уходил в центр и играл десятку. Это был единичный случай, но он стал предвестником трансформации игрока. На постоянной основе к этому маневру перешел уже Андре Виллаш-Боаш в сезоне 2012/13. Когда Модрич и Ван дер Варт ушли, главной движущей силой стал именно Гарет Бэйл. Именно в том сезоне все увидели пикового Бэйла, остановить которого было практически невозможно.
Его скорость никуда не делась, он все так же мог убегать от защитников на сумасшедшей скорости, а ситуациях, , когда такой возможности не было, у Гарета имелся трюк, который работал без сбоев: он располагался по центру или на правом полуфланге, немного смещался и бил с левой ноги. Управу на него так и не нашли. В том сезоне Бэйл забил свой первый хет-трик в АПЛ, а также поражал ворота «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Ливерпуля» и «Арсенала».
В сезоне 2012/13 Бэйл стал третьим игроком в истории «Тоттенхэма», который забил 21 мяч в АПЛ. До него это удавалось только Шерингему и Клинсманну, то есть исключительно форвардам, что подчеркивает уникальность достижения Бэйла. Превзойти этот результат, чуть позднее, сможет только Харри Кейн. Из 21 гола – девять Бэйл забил ударами из-за штрафной. Никто не забивал столько ни до, ни после, ни в АПЛ, ни в топ-5 европейских лиг. Восемь мячей было у Джимми Флойд Хассельбайнка в сезоне 1998/99 и Мэтта Ле Тисье в сезоне 1994/95.
Бэйл получил награду лучшему игроку сезона, а «Тоттенхэм» впервые в истории АПЛ набрал 72 очка и занял пятое место. На тот момент это был самый большой показатель для команд, не попавших в ЛЧ. Летом фото Гарета попало на Таймс-сквер, а сам Бэйл за рекордные 100 млн. евро отправился в мадридский «Реал». Без своего главного игрока Виллаш-Боаш не продержался даже и половины сезона.
Выиграв все, что можно, в Мадриде Бэйл потерял мотивацию, былые кондиции и в какой-то момент даже был готов ехать в Китай. «Тоттенхэм» постарается вернуть валлийца в большую игру, а Бэйл, в свою очередь, заявил, что хочет привить «Тоттенхэму» менталитет победителей. Если получится, то в выигрыше окажутся все. Автор: Михаил Елисеев Photo by PA Images via Getty Images, Matthew Lewis/Getty Images, John Peters/Manchester United via Getty Images, David Cannon/Getty Images, Claudio Villa/Getty Images, Laurence Griffiths/Getty Images, D Dipasupil/Getty Images