«После его установок мы выходили на поле с улыбками на лицах»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Сегодня исполняется 78 лет со дня рождения бывшего тренера ПФК ЦСКА Павла Садырина. pfc-cska.com вспоминает одного из любимых болельщиками красно-синих наставника, ушедшего от нас почти 19 лет назад.
Павел Федорович — уникальный для российского футбола человек. Сейчас такое сложно представить, но его до сих пор одинаково любят как фанаты ПФК ЦСКА, так и болельщики «Зенита». Питерцам специалист принес первое чемпионство в истории, а армейцам — последнее в СССР. «Самый лучший тренер в мире — Павел Федорыч Садырин!» — такую кричалку можно было услышать и в Москве, и в Петербурге.
Начинал свою футбольную карьеру Садырин в пермской «Звезде», где провел на позиции полузащитника пять лет. В 1965 году его приметил «Зенит», куда он перешел и играл до конца карьеры целых одиннадцать сезонов подряд, причем последние пять — в качестве капитана команды. Игроком Павел Федорович был добротным, качественным, но в сборную СССР так и не попал — слишком высокой была конкуренция. Закончив карьеру, Садырин несколько лет проработал с молодежью и был помощником Юрия Морозова. Главным тренером питерцев он стал только в 1983 году, а уже через год принес единственное в советской истории чемпионство «Зениту».
Впервые ПФК ЦСКА Садырин возглавил в 1989 году, когда армейцы выступали во второй по силе лиге. Вернуть доброе имя команде удалось в кратчайшие сроки. В первый же год под его руководством красно-синие ворвались в высшую лигу СССР, в 42 матчах забив 113 голов. Полузащитник Владимир Татарчук вошел в число 33 лучших игроков страны, а защитник Сергей Фокин вызывался в сборную, и это из команды второго дивизиона!
На следующий год Павел Федорович не стал ничего менять в составе, и этого хватило для борьбы за титул в первый же год после возвращения в элиту. Лишь в концовке чемпионата ПФК ЦСКА упустил чемпионство, проиграв в гостях киевскому «Динамо».
Зато чемпионат 1991 года, как потом оказалось — последний в истории СССР, команда начала ударно, с семи побед подряд. В июне ПФК ЦСКА обыграл «Торпедо» (3:2), завоевав пятый Кубок СССР. Но в этот же день случилась беда — голкипер команды Михаил Еремин попал в аварию по дороге домой и через неделю скончался в больнице. Для команды и для Садырина, который по-особенному относился к вратарю, это стало настоящим ударом. Красно-синие проиграли несколько важных матчей, в том числе в принципиальном дерби со «Спартаком». Но после поражения от красно-белых игроки сумели взять себя в руки, в том числе ради Еремина, и ударно провели остаток чемпионата, уступив соперникам всего раз — в последнем туре, когда титул был уже в кармане.
Успехи Садырина не могла не оценить футбольная общественность, и в 1992 году тренер покинул ПФК ЦСКА ради сборной России. Второй приход специалиста в наш клуб состоялся уже в 1997-м, но проработал он недолго, всего полтора года.
Садырин был невероятно жизнерадостным человеком с хорошим чувством юмора. Не раз Павел Федорович подтрунивал и над футболистами.
— Даже когда злился, это выходило весело, — вспоминал Садырина экс-защитник армейцев Максим Боков. — Мы как-то поехали на сборы, кажется, в Финляндию. И первая тренировка — 25 километров кросса по снегу. Мы решили, что все бежать нет смысла, если можно срезать. А он это смекнул: «Чего-то вы быстро прибежали». Мы переглядываемся: «Да нет, Фёдорыч, нормально». «А сюрприз на горке видели? Не видели? Все понятно — вечером еще один кросс». В итоге вечером под фонарями мы побежали нормальный круг, поднялись на горку. И видим, что там уложен небольшой холмик, на котором ветками выложено: «Ну что, тяжело?».
Кроме того, Садырин был неплохим знатоком психологии, в этом ему помогал диплом педагога. Игроки утверждали, что с ним легко работать, и всегда можно обратиться за советом.
— Мне запомнилось в Садырине его умение убеждать, — рассказывал бывший полузащитник ПФК ЦСКА Игорь Корнеев. — Он мог заставить команду поверить в свои силы перед игрой с любым оппонентом. Его любимой фразой на предматчевой установке была: «Мне уже сейчас жалко вашего соперника, ребята». Эти слова звучали постоянно, вне зависимости от того, с кем нам предстояло играть — с аутсайдером чемпионата или с итальянской «Ромой», с которой мы встречались в Кубке кубков. После такого мы, конечно, выходили на поле с улыбками на лицах.
Не раз Павел Федорович проявлял настоящее геройство и спасал людей от смерти. В 1968-м, тогда еще игроком «Зенита», он приехал на выездной матч в Баку. Пошел сильнейший ливень, и Садырин вместе с двумя партнерами по команде вытащил девушку-телефонистку из подвала, который стало затапливать.
Уже будучи тренером «Зенита», Павел Федорович поехал на дачу, и по дороге заглянул на заправку. Неожиданно стоящий рядом автомобиль загорелся. Садырину удалось вытащить ребенка из горящей машины и потушить огонь.
И самый знаменитый случай произошел в 1995-м. Садырин давал интервью петербургскому телевидению на базе в Удельной и вдруг услышал крики. Двое мальчиков купались в соседнем пруду, и одного из них затянуло на дно. Тренер нырнул в воду, и с третьей попытки достал парня. За этот поступок он получил медаль «За спасение утопающего».
***
В третий и последний раз Павел Федорович возглавил армейскую команду в 2000 году. К сожалению, уже тогда у тренера обнаружили тяжелую болезнь — рак. Несмотря на это, он работал чуть ли не до последних своих дней. Но перелом ноги и неожиданная смерть Сергея Перхуна подкосила Павла Федоровича.
— В последние дни он приходил на тренировку уже на костылях, испытывал сильнейшие боли, но никому об этом не говорил, — рассказывал Боков. — И как мы узнали потом — брал обезболивающие у врачей, но не принимал их. Говорил, хочет чувствовать, что живой.
Последний матч в качестве главного тренера он провел в конце сентября 2001-го против «Зенита», который тогда возглавлял Морозов. 1 декабря этого же года Садырина не стало. Ему было всего 59…