Куда уходят «спортивные» деньги: как знаменитые атлеты приумножают свои накопления
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Карьера спортсмена чаще всего заканчивается рано — футболисты редко остаются на поле после 30, фигуристы заканчивают выступать в районе 25 лет, а гимнастки в 20 уже должны быть готовы к тому, что каждый турнир может стать последним в их карьере. Поэтому у звезд спорта нередко возникает потребность планировать наперед и выгодно вкладывать заработанное для того, чтобы хватало на жизнь даже в случае наступления непредвиденной ситуации. Так, Криштиану Роналду является владельцем сети отелей, Мария Шарапова продает конфеты и спортивный инвентарь, а Серена Уильямс вложилась в мобильные приложения. Куда все-таки вкладывается большинство спортсменов, чтобы сохранить заработанное и насколько рискованны их вложения?
Вложения в недвижимость
Недвижимость по праву считается одним из самых надежных инструментов вложения средств. Этот актив помогает бороться с обесцениванием сбережений, а в долгосрочной перспективе способен и увеличить накопления. Личные квартиры или дома могут быть источником постоянного дохода за счет аренды.
Из атлетов инвестиции в недвижимость часто выбирают футболисты, Робби Фаулер, например, пошел именно по этому пути: он покупает квартиры и дома в Великобритании. Состояние Робби оценивается примерно в 50 миллионов долларов США. Сейчас он также открыл обучающую онлайн-платформу по инвестированию в недвижимость и делится своей экспертизой с желающими повторить его успех.
Вложения в недвижимость рекомендуется делать всем. Однако, превращать их в основной источник пассивного дохода — вариант, подходящий не каждому, так как это, скорее, сродни отдельному бизнесу, которым нужно заниматься активно и профессионально. Да и всемирный карантин сильно изменил расстановку сил в географии и типах действительно ликвидной недвижимости. Но благодаря ему же сегодня можно выгодно войти в инвестиции в недвижимость и приобрести несколько квартир или домов в регионах с растущими ценами и отложенным спросом. Это консервативное вложение, которое позволит создать одну из надежных основ инвестиционного портфеля, и даст почувствовать уверенность в своих первых шагах на пути инвестора.
Инвестиции в информационные технологии
Технологические стартапы, мобильные приложения и e-commerce платформы развиваются сейчас особенно активно. Это интересный объект для инвестирования, так как при удачном выборе объекта вложений можно добиться высокой доходности. Но этот путь подразумевает и определенные риски: неудачно выбранный стартап может не “выстрелить” и вложения не окупятся. Неплохим вариантом считается вкладываться в уже устоявшиеся на рынке технологические компании, которым еще предстоит наращивать свой потенциал, однако, определенный кредит доверия у которых уже есть.
Это перспективное направление выбирают для инвестиций многие атлеты. Так, состояние известного молодого игрока в крикет Стива Смита выросло на 12 миллионов долларов за 4 года после удачной инвестиции в небольшой стартап по производству матрасов Koala при том, что вложения спортсмена составили всего 100 тысяч.
Не только Стив Смит нашел успешный стартап для инвестиций. Баскетболисты Стефен Карри и Коби Брайант тоже пошли по этому пути и выбрали для вложения своих сбережений технологический стартап Slyce, e-commerce стартап Brandless и компанию по бронированию ресторанов Reserve, что помогло им приумножить часть инвестиций.
Везение атлетов в данном случае служит примером того, как можно увеличить капитал, удачно вложив небольшие деньги. Но это рискованная инвестиция, шансы которой оказаться провальной едва ли не так же высоки, как взлететь и с лихвой окупить все вложения. Особенно не рекомендуется в такой ситуации вкладываться в стартапы, деятельность которых нова для инвестора.
Куда более консервативный метод инвестирования в технологии – придерживаться стартапов, связанных с основной областью экспертизы инвестора. Так, теннисист Роджер Федерер выбрал стартап, который непосредственно относится к хорошо понятной ему спортивной индустрии. Он купил акции компании On Running, которая производит обувь для бега. Хотя никакого отношения к теннису компания раньше не имела, перспективы и вектор развития компании для Роджера прозрачны и максимально понятны, как и потенциальная доходность инвестиций в нее.
А вот американский футболист Бобби Вагнер выбрал для инвестирования биотехнологическую сферу. Стартап, в который он вложился, занимался разработкой лекарств против заболеваний головного мозга. Сейчас это уже крупная компания, которая 3 года назад провела IPO и достигла рыночной капитализации в 2 млрд долларов. Это было удачное вложение, хотя и рискованное. Медицинские стартапы – лакомый кусок для многих инвесторов, ведь в случае разработки и регистрации нового лекарства стоимость компании резко взлетает и держится на высоком уровне как минимум до окончания действия патента на препарат.
Такие вложения способны существенно увеличить стоимость портфеля, но инвестиция в таком случае носит высокорисковый характер, а значит, с большой долей вероятности может оказаться неудачной. Поэтому рекомендуется иметь в основе портфеля надежные и устойчивые к колебаниям рынка активы. Так и упомянутый Бобби Вагнер предпочитает большую часть своих активов вкладывать в консервативные инструменты, оставляя на риск не более 10% своих вложений.
Инвестиции в алкогольную отрасль
Инвестиции в пивоваренный и винодельческий бизнесы традиционно популярны среди хоккеистов и футболистов. Камерные винодельни или пивоварни производят небольшое количество продукции, но гибки в ценообразовании. Хорошее дорогое вино и пиво быстро расходятся по коллекциям ценителей этих напитков, что окупает стоимость производства.
Одной из форм инвестиций в вино является создание частных коллекций, которые затем, как правило, не раньше, чем через 5 лет, инвестор может продать по большим ценам. В 2018 году была продана самая дорогая бутылка вина на аукционе Sotheby’s: La Romanée-Conti 1945 года ушло за 558 тысяч долларов при оценочной стоимости в 32 тысячи. Поэтому владение небольшой винодельней, производящей малые объемы коллекционного вина, становится вдвойне выгодно.
Футболист Майк Дитка вложился в Mendocino Wine Company — небольшое винное предприятие, которое поставляет свою продукцию в рестораны и продает онлайн. Только на этой инвестиции в 2007 году он заработал 42 млн долларов. Его коллега Джо Монтана вложился в Montagia Wines (Sbragia Family Vineyards) и принимает живое участие в развитии компании. Список спортсменов, отдающих предпочтение инвестициям в вино, пополнили Девид Бэкхем, у которого среди множественных объектов инвестиций есть собственная винодельня, и российский хоккеист Игорь Ларионов, который вложил часть активов в производство вина вместе с группой компаний Simple.
Инвестиции в алкогольный бизнес были популярны на протяжении веков и остаются прибыльными по сей день. Вместе с тем, вложения в винодельческий бизнес несут много рисков, которые нельзя предугадать: качество вина каждый год может отличаться ввиду непредсказуемых погодных условий, что, безусловно, оказывает влияние и на их стоимость. Однако, именитые вина всегда будут пользоваться спросом, особенно если у производства хорошо налажен рынок сбыта.
Вложения в создание новой винодельни часто становятся убыточными - на выращивание виноградных лоз и продвижение новой марки могут уйти годы, и высок риск, что предприятие не окажется успешным. Сложность для бизнеса состоит и в необходимости приобретения акцизов и сильной зависимости от внешних факторов. Для нового производства лучше выбирать более простые направления по примеру Максима Соколова, который предпочел открыть собственную в пивоварню, потратив на это 600 тысяч долларов.
Инвестиции для гурманов: продукты питания и рестораны
Вложения в компании-производители продуктов питания популярны потому, что потребителем является каждый человек на планете и в самые кризисные времена люди все равно не перестают есть, а значит будут всегда тратить деньги на продукты. Поэтому для инвестирования такие компании выбирают многие спортсмены: теннисисты, футболисты, баскетболисты.
Основные риски этого направления в высокой конкуренции. Рынок питания (особенно в развитых странах) перенасыщен. Одни рестораны неминуемо вытесняют другие, новый продукт, похожий на существующие, не сможет конкурировать с уже устоявшейся маркой. Поэтому инвестировать в сферу питания нужно с умом: вкладываться в существующий успешный бизнес, франшизы зарекомендовавших себя брендов или создавать уникальный по свойствам продукт.
Баскетболист Крис Пауль решил вкладывать свои сбережения в уже стабильную компанию, производящую напитки для спортсменов Wtrmlnslce, а футболист Андрей Аршавин в компанию «Марион», реализующую продукты питания через вендинговые автоматы.
Некоторые атлеты все же решают рискнуть и сделать ставку на собственный продукт. Футболист Дженнаро Гаттузо в 2010 году купил рыбный магазин в Италии, а теннисистка Мария Шарапова организовала собственное производство конфет под брендом Sugarpova. Развитию бизнеса и формированию лояльности у потребителя в этом случае значительно способствует то, что сам спортсмен становится лицом бренда.
Многие спортсмены решают использовать свое имя для развития и продвижения ресторанов. Кларенс Зеедорф открыл сеть японских ресторанов Finger’s, распространенных по всему миру. Его заведение в Милане включено в список рекомендаций гида Мишлен в 2020 году. Сеть ресторанов хоккеиста Игоря Ларионова менее известна, однако, сеть гриль-баров Larionov имеет уже несколько точек в Москве.
Есть примеры более консервативных вложений в ресторанный бизнес - покупку франшиз и доли акций уже существующих брендов. Эрвин «Мэджик» Джонсон приобрел несколько франшиз Burger King, Starbucks и T.G.I. Friday’s. Популярной среди атлетов-инвесторов является сеть ресторанов Papa John’s, в нее вложились баскетболист Шакил О’Нил и хоккеист Александр Овечкин.
Франшизы менее распространённых в России сетей приобрели Сидни Кросби (сети канадских кофеен Tim Hortons) и Джуниор Бриджмен (Chili's и Wendy). Последний продал более 100 ресторанов в 2016 году за 400 млн долларов.
Модель открытия собственных точек питания по франшизе позволяет сэкономить на маркетинге и бизнес-планировании. Это удобный способ быстро и не углубляясь в детальное продумывание концепции открыть точку, которая сможет быстро начать приносить доход.
Другие направления инвестирования
Для вложения средств спортсмены выбирают и другие индустрии — популярной сферой для инвесторов в последние годы является образование, особенно, в активно развивающемся сегменте онлайн-образования. В образовательную онлайн-платформу VIPKid вложился баскетболист Коби Брайант, а в проект «Школы на природе», позволяющий проводить уроки на открытом воздухе, инвестировал хоккеист Яромир Ягр. Онлайн-образование — быстрорастущее направление, успешные проекты в рамках которого могут принести хороший доход инвестору. Во время пандемии 2020 года всем стало понятно, что тренд на дистанционное образование останется с нами надолго и на этом рынке будет появляться все больше и больше достойных игроков, вложения в которые смогут принести хорошую доходность.
Помимо прямых инвестиций в фондовый рынок или в уже существующий бизнес, спортсмены часто делают выбор в пользу открытия собственных проектов по обучению прославившему их виду спорта. Так, Евгений Плющенко с 2017 года решил учить других фигурному катанию и открыл академию Angels of Plushenko, стоимость занятий в которой достигает 150 тысяч рублей в месяц. Вложение средств в такой бизнес позволяет быстро запустить и развить проект, пропустив непростой этап его становления, привлекая учеников за счет уже сформированного личного бренда основателя.