Этим летом у топ-клубов грустная предсезонка. «Барса» и «Реал» потеряли по 15 млн (не будет класико в Вегасе), «МЮ» отменил тур по Индии
😷
Последние 10 лет европейские клубы, по-голливудски выбивая дверь, врываются на новые рынки: Китай, Сингапур, Австралия, США. Они открывают международные офисы, заводят аккаунты в местных соцсетях и переносят матчи на удобное аборигенам время. Некоторые даже выпускают специальную форму в честь китайского Нового года.
Еще один популярный способ самопрезентации (а заодно и прямого заработка) – предсезонные матчи.
С 2008-го по 2019-й только 15% предсезонных игр английской топ-6 были в Англии. За 11 лет у «МЮ» (самого коммерчески успешного британского клуба) всего четыре домашних игры перед стартом чемпионата. Остальные лиги тоже не отстают: «Бавария» и «Боруссия» ежегодно ездят в Китай (и Катар), «Реал» и «Барса» играют выставочное класико в Майами и зарабатывают на нем больше, чем во время сезона.
Вот так выглядела предсезонка «Реала» летом 2019-го:
13 июля – «Перт Глори» (матч сыграли в Западной Австралии на стадионе Optus Stadium)
17 июля – «Лидс» (Западная Австралия)
20 июля – «Интер» (Сингапур)
25 июля – «Тоттенхэм» (Шанхай)
30 июля – «Кристиансунд» (Норвегия)
3 августа – «Милан» (Кардифф)
Еврокубковый режим c двумя матчами в неделю + пять международных перелетов. Разумеется, насыщенный график раздражает тренеров. Активно с коммерческими турнирами боролись Венгер и Ван Гал. «Нам приходится преодолевать очень большие расстояния. Частые перелеты вредят работе организма», – жаловался Ван Гал.
Над тренерами посмеивались и игнорировали их жалобы. Ведь от предсезонных туров клубы получали отличные дивиденды – Большой Коммерческий Успех.
Китай – 1,4 миллиарда жителей.
США – 330 миллионов.
Индия (заглянем немного в будущее) – 1,3 миллиарда.
Они любят спорт и очень хотят потреблять европейский футбол. Игроки возвращались измученные от тысяч автографов и чартеров Мадрид – Майами – Шанхай, но число подписчиков в Weibo упорно росло.
Накопленный социальный капитал монетизируется косвенно – в 2019-м АПЛ подписала контракт с китайским CCTV на 700 млн в год (самый крупный для АПЛ за пределами Европы). Или прямо – через продажу мерча и билетов. За пару недель предсезонки топ-клуб может заработать 15-20 млн евро. И это еще не подключились в полную мощь Саудовская Аравия и Катар.
В межсезонье-2020 клубы не заработают ничего.
Из-за последствий коронавируса отменены все предсезонные турниры и туры
У клубов есть два вектора на межсезонье: коммерческие турниры, которые организовывает кто-то другой, или самостоятельные туры.
Главный коммерческий турнир – International Champions Cup (c 2013-го проходит ежегодно по всему миру). Второй по медийности – Premier League Asia Trophy. Он проходит в Китае, его организовывает АПЛ, среди участников – только английские и местные клубы. Этот турнир проходит раз в два года, на 2020-й изначально запланировали паузу. Такая же ситуация с немецким Audi Cup: он проходит раз в два года – и 2020-й как раз мимо.
Еще топ-клубы летают в туры. С 2014-го «Бавария» путешествует по Азии с Audi Summer Tour и сама выбирает спарринг-партнеров.
В межсезонье 2020-го ничего не будет. Глобальную причину вы знаете – сдвиг сезона из-за пандемии. Но если регулярные турниры удалось доиграть, то с предсезонными все упирается в чисто технические проблемы.
1) В США спорт живет с ограничениями: НБА – в пузыре в Орландо, МЛС весь июль играла мини-турнир во Флориде и только с 11 августа вернулась к домашним матчам. Зрителей на трибуны все еще не пускают, а без фанатов доходность таких турниров проседает. В Европе и Китае ситуация чуть лучше, но полные трибуны пока запрещены везде (а про Россию с ее подвижными законами организаторы вряд ли знают). Все движется в сторону ослабления и допуска болельщиков, но еще в июне-июле (а турниры нужно согласовывать заранее) ничего не было понятно.
2) Клубам невыгоден трип на другое полушарие из-за очень маленькой паузы между сезонами. «Сити», «Реал», «Барса» и «Ювентус» играли примерно до 12-14 августа, «ПСЖ», «Бавария», «МЮ» и «Интер» – еще дольше (финалы еврокубков прошли 21 и 23 августа). Новый сезон стартует в середине сентября (кроме Лиги 1 – она уже) – остается всего 3-4 недели на подготовку, в которые нужно вместить еще и отпуск игроков.
3) Поездки в Азию и США выглядели бы максимально рискованно и просто неэтично по отношению к болельщикам. Кроме того, многие страны (например, Великобритания) обязывают всех, кто вернулся из «опасных» стран, пройти двухнедельную самоизоляцию. Не очень удобно в насыщенном футбольном графике.
International Champions Cup отменили еще в апреле. Класико в Лас-Вегасе не состоится, «Реал» и «Барса» потеряли по 15 млн
Главная потеря межсезонья – International Champions Cup.
Это прообраз суперлиги, о которой мечтает Андреа Аньелли: закрытое общество, куда приглашают только топ-клубы, а матчи играют на самых больших рынках – Сингапур, Австралия, Китай и США.
ICC примагничивает деньги. Телеправа на 12-дневный турнир покупают 170 стран, огромные стадионы пробивают солдауты (несмотря на высокие цены – до 10 тысяч долларов на лучшие места, не меньше 500 долларов на обычные). Билеты продаются даже на тренировки (по 20-30 долларов). В 2017-м выручка ICC составила 100 млн евро, а в 2019-м – уже 130. Логично, что клубам платят солидные гонорары.
Топ-клубы первого эшелона («Реал», «Барса», оба «Манчестера», «Бавария» и «Ливерпуль») получают по 4 млн евро за матч, остальные гранды – по 3 (забавно, что «ПСЖ» классифицировали как второсортный топ-клуб). В 2019-м все сыграли по три матча в рамках ICC и за несколько недель заработали 9 или 12 млн.
Отдельно оплачиваются суперматчи – манчестерское дерби и класико. В 2017-м класико сыграли в Майами, командам заплатили по 6 млн. За матч против «МЮ» «Барса» получила еще 750 тысяч бонуса.
В 2020-м «Реал» и «Барса» должны были сыграть класико на 60-тысячном стадионе в Лас-Вегасе. Мадридская AS подсчитала, что из-за отмены испанские гиганты потеряли по 15 млн евро (и обрекли «Барселону» на продажу пары запасных).
Суммируем: без ICC топ-клубы потеряли минимум по 9-12 млн («Барса» и «Реал» – по 24). Не так много, но в посткарантинное время важен каждый евро.
Вторая статья доходов – товарищеские матчи, которые клубы организовывают сами. Как правило, это небольшие туры на один из перспективных рынков. В 2020-м все отменилось.
• «МЮ» планировал туром в Китай поддержать открытие своих развлекательных центров в Пекине, Шанхае и Шэньяне, а также провести товарищеские матчи в Индии. Оба трипа аннулированы, потери – 6 млн евро.
• «Ман Сити» и «Челси» отменили предсезонку в США. По информации The Telegraph, менеджмент «Челси» не успел оплатить билеты и проживание в Америке, поэтому хотя бы не потерял деньги.
• «Тоттенхэм» решил наконец монетизировать национальность Сон Хын Мина и запланировал тур в Сеул. О переносе заговорили еще в феврале, когда в паре южнокорейских провинций нашли ковид. Поездка отложена до следующего года, а в этом «Тоттенхэм» останется в Лондоне: у команды Моуринью три предсезонных матча, все домашние.
• «Реал» потерял не только гонорар от ICC. Еще клубу пришлось отказаться от тура по Северной Америке (медиа пишут о потерянных 10 млн). Команда Зидана готовится к новому сезону по-простому, на базе в Вальдебебасе.
• «Бавария» впервые с 2014-го не поедет в тур по Азии. Потери неизвестны, но судя по трансферной активности – мюнхенцы их и не заметили.
По другим топ-клубам конкретики не так много, но большинство начали сборы в начале августа, и никто не уехал за пределы Европы.
«Ливерпуль» ничего не потерял. Клопп еще в январе уговорил клуб отказаться от коммерческих турниров
Не пострадал только «Ливерпуль». Вы не поверите, но Клопп опять всех переиграл. Все знают, что немца раздражает плотный график, который ворует у игроков полноценный отдых. Еще в январе Юрген уговорил боссов отказаться от коммерческих турниров. Поэтому даже без пандемии «Ливерпуль» остался бы в Европе на лето.
После финиша АПЛ игроки «Ливерпуля» разъехались в отпуск на две недели. Дальше команда планировала предсезонку во французском Эвиане. По информации журналиста The Athletic Джона Пирса, Клоппу нравится Эвиан из-за его удаленности, впечатляющих условий для тренировок и отсутствия журналистов. Вместо матчей в Лас-Вегасе и Шанхае игроков ждали тренировки трижды в день и велопрогулки вокруг базы.
В последний момент Эвиан отменился. Правительство Великобритании подготовило список из 14 «опасных» стран. Любой, кто прилетел из такой страны, должен пройти двухнедельную самоизоляцию. Не вариант для «Ливерпуля», которому уже 29 августа играть в Суперкубке Англии.
Вместо Франции «Ливерпуль» поехал в Австрию, в городок Заальфельден, который в часе езды от Зальцбурга (видимо, поближе в любимому фарм-клубу). В Австрии относительно мало случаев заражения (чуть больше 20 тысяч).
Любопытно, что Клопп даже не рассматривал вариант со сбором в Ливерпуле. «В Австрии мы тренируемся каждый день по два раза, – объяснял Клопп Liverpool Echo. – Мы могли бы остаться дома, но тогда игрокам пришлось бы разъезжаться по домам, тратить на это время. Здесь мы полностью сосредоточены на подготовке. Мы много тренируемся, много общаемся, правильно питаемся, хорошо спим. У нас свой собственный пузырь, в котором безопасно и можно думать только о футболе».
Английские середняки тоже пострадали: «Вулвз» отменил тур по Китаю, «Вест Хэм» не полетит в Австралию, «Ньюкасл» проводит сбор в престижной частной школе
АПЛ настолько популярна (транслируется на 188 стран), что превращает в узнаваемые бренды даже маленькие фирмы. В 2020-м даже «Кристал Пэлас» или «Лидс» могут заполнить стадионы в Шанхае или Сиднее.
Серьезно, английские команды очень востребованы. В 2014 году Carlsberg уговорил «Ньюкасл» и «Вест Хэм» принять участие в Football United Tour, который впервые за 29 лет привез английские клубы в Новую Зеландию. Майк Эшли как раз открывал там новые магазины и с радостью согласился. Телеправа продали в 20 стран, а клубы заработали по полтора миллиона евро.
В 2020-м английские клубы пригласили на австралийский турнир Queensland Champions Cup. «Вест Хэм» и «Кристал Пэлас» сначала вписались, но в апреле отменили поездку. По информации австралийских медиа, они потеряли по 2 млн евро.
«Вулверхэмптон» – главный в Англии по продвижению себя на азиатском рынке (дело во владельце – китайской компании Fosun). В 2019-м клуб участвовал в Asia Trophy и заработал около 5 млн евро. Наверняка в 2020-м «Вулвз» могли заработать сопоставимую сумму («волки» невероятно популярны в Азии), но тур по Китаю пришлось аннулировать. В прошлом году «Вулвз» презентовали в Шанхае форму, в этом году китайские фаны будут наблюдать за презентацией в соцсетях.
Интересная ситуация у «Ньюкасла». Клуб заселился в Queen Ethelburga’s – престижную частную школу-интернат, которая расположена в графстве Йоркшир, в паре часов от Лондона. В ней учатся дети членов королевской семьи, дипломатов, политиков (оцените уровень элитности). Удивительно, но для «Ньюкасла» здесь все условия: у школы персональная спортивная деревня площадью 220 акров, где несколько футбольных полей (с искусственным и натуральным покрытием), современный фитнес-зал, 25-метровый бассейн. Есть даже современный медицинский центр с криогенными ваннами для восстановления. Инстаграм «Ньюкасла» уже выкладывает фото с тренировок, и ничего не напоминает о том, что под боком буржуазный Хогвартс (главное – уехать до сентября).
«Бавария» и «Боруссия» придумали виртуальные туры для китайских фанатов
За кошмарный 2020-й немцы приучили к тому, что их кризис-менеджмент – самый оперативный и качественный. К отмене предсезонных туров они тоже адаптировались первыми.
В июне «Боруссия Д» вместо реального тура по Азии анонсировала BVB Virtual Asia Tour. В Шанхае для болельщиков подготовили масштабную программу: они загружаются в черно-желтый автобус и едут на вечеринку в китайский офис «Дортмунда». Там они познакомятся с сотрудниками и посмотрят прямую трансляцию тренировки с китайскими комментариями и китайским репортером на бровке. В финале вечера фанаты поболтают по зуму со звездами «Боруссии».
«Бавария» подхватила идею и в июле объявила о виртуальном туре по Китаю – Audi Digital Summer Tour (в честь титульного спонсора). Он прошел с 25 июля по 2 августа: на специальном сайте болельщикам показывали тренировки и интервью со звездами «Баварии» (Мюллер даже пообщался со случайной фанаткой), а закончилось все детальным освещением товарищеского матча против «Марселя» (1:0). Хайлайт тура – квиз Боатенга и молодого Зиркзее про китайскую культуру.
Такая забота немцев именно о китайских болельщиках очень понятна. Бундеслигу с 1995-го транслируют по CCTV (главный канал Китая), поэтому немецкий чемпионат – один из самых узнаваемых в Китае. С 2010-го немецкие клубы включились в борьбу за местный рынок, и в последние годы у Бундеслиги самый высокий темп прироста подписчиков из Китая (именно по темпу роста обгоняют даже АПЛ). Основной интерес пока генерируют «Бавария» и «Боруссия», но и этого хватает – у одной «Баварии» 90 млн китайских подписчиков.
«Во время пандемии мы обнаружили, насколько сильна наша связь с болельщиками по всему миру. Цифровой тур покажет, что мы всегда рядом с нашими фанами, даже в трудные времена», – объяснил главный по международным рынкам «Баварии» Йорг Вакер.
Это очень логичное решение: недополученные миллионы – ерунда, намного важнее удержать лояльность китайских фанатов, которые за лето без автографа и фотки с Холандом увлекутся каким-нибудь киберспортом.
Фото: Gettyimages.ru/Mike Ehrmann, Chris Trotman; twitter.com/realmadriden; globallookpress.com/AFP7/ZUMAPRESS.com, Xinhua/Keystone Press Agency, Rolf Vennenbernd/dpa, ULMER Pressebildagentur, via www/www.imago-images.de; bvb.de