«Ред Булл» недоволен выступлениями Квята. Похоже, Даниил вылетит из «Формулы-1» – мест почти не осталось
Результат девяти проигранных квалификаций.
После не самого успешного для Даниила Квята Гран-при Испании (12-е место) в прессу попала острая шпилька от советника гоночной программы «Ред Булл» Гельмута Марко – как оказалось, в австрийской компании недовольны россиянином.
«Да, Даниил выступает не так, как мы ожидали, однако прошла лишь половина сезона», – заявил доктор Марко через страницы Speedweek. – Сейчас баллы для суперлицензии добирают Юки Цунода в «Формуле-2» и Лиам Лоусон в «Формуле-3». Но мы не думаем о том, чтобы заменить Квята».
Казалось бы, мелочь – но параллельно словам Марко в медиа прозвучал крайне прозрачный комплимент босса «Альфа Таури» о прогрессе Цуноды и непременном переходе в «Формулу-1» в обозримом будущем.
«Ред Булл» и «Хонда» поддерживают Цуноду, потому что он фантастический гонщик, – рассказал шеф команды Квята Франц Тост. – Он очень талантлив, у него много достоинств, которые он неоднократно демонстрировал в прошлом году в «Формуле-3», а теперь демонстрирует и в «Формуле-2». Он продолжает прибавлять, становится все опытнее. Как я ожидаю, он рано или поздно окажется в «Альфа Таури».
Казалось бы, никто напрямую не говорит о замене россиянина уже в следующем сезоне (и даже немного наоборот), но здесь надо четко понимать правила любых заявлений и комментариев в «Формуле-1». В главной гоночной серии мира не принято говорить прессе что-то вроде «мы только и ждем, пока условный Цунода получит суперлицензию, чтобы заменить им Квята» – подобные неосторожные слова налагают на гонщиков слишком большое необязательное давление и редко заканчиваются повышением результатов. Потому подобные угрозы обычно высказываются кулуарно, а на публику выходят исключительно нейтральные или максимально смягченные формулировки.
Для примера: Пьер Гасли, высаженный из «Ред Булл» в середине предыдущего сезона, до последнего получал в медиа публичные гарантии сохранения места до самого конца года вместе с обещаниями всенепременной поддержки. Десяток повторений фразы «мы не будем его менять» не помешали австрийцам жестко шутить над французом за закрытыми дверьми, а после рассказывать в прессе о психологических проблемах с давлением на №10.
Однако не стоит считать слова Марко полностью неинформативными: на самом деле даже ими он подорвал зону спокойствия Даниила, впервые за год вынеся в публичное поле недовольство пилотом со стороны «Ред Булл». Обычно если представители австрийской компании заявляют подобное прессе, реальные внутренние настроения в 10 раз хуже и жестче. И цель словесных интервенций – вынести последнее предупреждение, пусть и в мягкой политкорректной форме.
Так что за Квята реально стоит опасаться. Он в самом деле сейчас оказался на грани вылета из «Формулы-1», поскольку альтернативных вариантов у него практически нет.
Квят правда так плох?
На данный момент он уступает Гасли 2:14 по очкам и 0:6 в квалификациях (и даже 0:9 – если взять три последние гонки предыдущего сезона). Чисто по статистике – обстановка в «Альфа Таури» очень похожа на безжалостный разгром.
За пределами голых цифр все сложнее: между Даниилом и Пьером нет огромного разрыва в гоночном темпе, просто французу везет чуть чаще.
К примеру, в Испании оба пилота «Альфа Таури» получили одинаковую тактику – хотя россиянин настаивал на выборе другого комплекта шин на старте. В итоге квалифицировавшийся выше Гасли не попал в трафик и приехал на 9-й позиции, а Даниилу пришлось всю гонку сидеть за кем-то из соперников и уничтожать шины – и он пролетел мимо топ-10.
Квят остался без очков в Испании и жестко высказал команде по радио после финиша – хотел другую тактику
На Гран-при Великобритании Пьер заехал на седьмое место (лучший результат сезона!) – а №26 первым из пелотона столкнулся с отказом покрышки и познакомился с барьерами.
Квят улетел в стену в Великобритании именно из-за прокола. Эти кадры все доказывают – их не показали по телевизору
На Гран-при Венгрии «Альфа Таури» вновь предпочла проигнорировать предложения Квята насчет тактики – а конкуренты-аутсайдеры из «Хааса» благодаря той же идее завоевали единственные зачетные баллы в сезоне. Пожалуй, Даниил мог показать блестящий результат – если бы командный мостик не ответил молчанием на три обращения по радио.
Квят предложил крутую стратегию – команда отказала. Зато соперник ею воспользовался и приехал в очки
А первый заезд сезона Даниил в итоге запорол сам – увлекся битвой с Оконом за топ-10 и перекатался по высоким поребрикам. В итоге случилась поломка подвески и сход.
Выходит, по сути россиянин показал 100 процентов возможностей лишь в одном Гран-при сезона – в Штирии, где с 14-го стартового места приехал десятым.
На фоне результатов напарника (две седьмые позиции и одна девятая) результаты Даниила выглядят слабыми – а ведь и у Гасли были невезения с тактикой и внезапной поломкой машины. С другой стороны, французу регулярно больше везет с обстоятельствами на трассе: например, в Великобритании Квят не мог получить преимущество от разрыва покрышек Сайнса и Боттаса из-за схода.
Тем не менее, Пьер в сложной ситуации при прочих равных оказывается выше – прежде всего потому, что выше стартует. Здесь против Даниила играет главный минус нынешнего сезона: не очень сильный квалификационный темп. В прошлом году Квят мощными гоночными прорывами регулярно его нивелировал, но в 2020-м болид «Альфа Таури» оказался уже не настолько хорошим – а потому пролетать соперников стало сложнее.
Машина Квята в новом сезоне – аутсайдер (максимум седьмая по скорости)
К тому же, надо знать методы оценки пилота от Гельмута Марко: советник «Ред Булл» прежде всего котирует именно пилотов с мощными результатами в квалификации. Именно поэтому после девяти поражений от Гасли подряд рассуждения о «выступлениях ниже ожидаемого» были, к сожалению, весьма предсказуемыми.
Даниилу не помогает даже хороший гоночный темп и способности намного лучше напарника контролировать резину: в гонках с двумя пит-стопами при одинаковой тактике эти сильные стороны играют сильно меньшее значение. Больше решает именно стартовая позиция, смелые действия на первых кругах.
На данный момент Квят – идеальный пилот для гонок с одной остановкой и свободным выбором шин (то есть при квалификации ниже десятого места). И вряд ли «Ред Булл» устраивает нынешняя диспозиция.
Его и правда может заменить этот Цунода?
Юки Цунода – протеже «Хонды», ворвавшийся в европейский автоспорт в 2019-м через «Формулу-3» после победы в местной «Ф-4». От него мало кто ждал сильных выступлений, но 19-летний японец выиграл одну гонку, еще дважды взобрался на подиум – и ушел на повышение в «Формулу-2», где сейчас входит в топ-4 (тоже с одной победой и двумя подиумами).
На данный момент ему не хватает баллов для получения суперлицензии для выступлений в «Ф-1» (12 очков на счету, когда нужно 40), но четвертое место в главной молодежной серии мира как раз позволит ему взять недостающие 30 очков и всерьез включиться в битву за место в «Альфа Таури».
Важную роль играет и национальность Юки – «Ред Булл» с 2018-го публично заявляет о желании совместно с «Хондой» продвинуть японского гонщика в «Формулу-1». До 2020-го их мечты разбивались об отсутствие сильного пилота с нужным паспортом и даже теоретическими шансами на завоевание суперлицензии, но теперь ситуация изменилась. За спиной Цуноды – огромный японский рынок и невероятные темпы развития, и российскому пилоту на данный момент нечем на них ответить.
У Квята нет альтернатив в «Формуле-1» – почти все кокпиты уже расхватали, а за свободные надо платить
Подписание нового пилота в «Альфа Таури» на 2021-й фактически закроет карьеру №26 в Гран-при. Даниил – не мажор, он выступает не за государственные деньги, у него нет мощных личных спонсоров (да и вообще никаких нет). Купить место он просто не может.
Да и предложений на рынке, мягко говоря, немного. Сейчас свободные кокпиты есть формально только у «Мерседеса» (но здесь контракт с Хэмилтоном практически неизбежен), «Ред Булл» (но Албона явно не станут убирать из «Ф-1» ради Квята как минимум из-за обширного азиатского рынка), «Альфа Ромео» и «Хааса». Все остальные машины уже заняты.
«Альфа Ромео» входит в систему «Феррари», и фактически один из белых кокпитов занят протеже итальянской Академии. Сейчас его занимает Антонио Джовинацци, но, судя по последним заявлениям в прессе, Скудерия планирует повысить Мика Шумахера. В качестве его напарника, скорее всего, окажется либо Нико Хюлькенберг (давно знакомый с шефом команды), либо популярнейший Кими Райкконен, либо еще один новичок из «Ф-2» по линии Академии (может, даже россиянин Роберт Шварцман). Брать именно Квята у «Альфы» нет особенных причин.
Сына Шумахера готовят к дебюту в «Ф-1». Хотя он далек от титула «Ф-2» и проигрывает топ-пилоту из России
У «Хааса» одна машина занята Кевином Магнуссеном, а на место второго пилота из-за финансовых проблем скорее будут искать рента-драйвера. Шеф и гонщики неоднократно высказывались о такой возможности с начала 2020-го – и сейчас ситуация пока не изменилась. Квяту нечего предложить американской организации – его рассмотрят только в случае отсутствия проблем с деньгами и окончательного разочарования в Ромене Грожане. И даже в тогда Даниилу придется конкуририровать с Нико Хюлькенбергом – который недавно заехал на третье место в квалификации после полугодичного отпуска.
Похоже, карьера Квята приехала в новый тупик – и теперь из него нет выхода. Разве что сделать что-то с квалификациями, наконец.
Красивейший обгон Квята в Испании по внешней траектории. Уделал победителя семи Гран-при
Квят обозвал соперника по «Ф-1» клоуном за помеху на трассе. Тот пришел в соцсети – и ответил
Эмоции Квята от провала в квалификации: колотит себя кулаком по шлему. Но в прессе свалил вылет на ветер и машину
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox; instagram.com/yukitsunoda0511; globallookpress.com/HOCH ZWEI