Узаконенный Fair Play – что такое Дух Игры или как работает алтимат без судей?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Недавний прецедент 9 августа в РПЛ в матче «Спартак» – «Сочи» с Василием Казарцевым в очередной раз поднимает вопрос об объективности любого судейского решения. Что же делать, когда на поле «прав» только один человек, и с этим никак не поспоришь?
– Да к черту этих судей! – например такая мысль может прийти в голову. Так вот – те, кто в далеких 1960-х развивали алтимат отнеслись к этой идее всерьёз. С тех пор в этом спорте судей – нет.
Для начала стоит в двух словах рассказать о правилах алтимата. На поле, размером 100х37, играет 2 команды по 7 человек в каждой. С двух сторон, как в регби-7, находятся зоны. Команды начинают в своих зонах, одна команда вводит диск в сторону другой и та начинает свою атаку. Цель игры – поймать диск в зоне соперника. Двигаться с диском в руках нельзя, продвигать его можно только пасуя между собой. Как и в баскетболе, жесткий контакт и опасная игра запрещены. Поймали диск в зоне соперника – гол. Диск упал на землю или улетел в аут – право атаки переходит сопернику.
Одна из главных и уникальных особенностей алтимата – Дух Игры. Если описывать его коротко и лаконично, Дух Игры — фэир плей, без которого никак. Главное правило гласит: «Уважение к сопернику – первостепенно». В игре нет никакого судьи – за нарушениями следит каждый игрок на поле, а иногда помогают даже обычные зрители на бровке. Но обо всем по порядку.
То, что привычно существует в футболе, хоккее и других командных видах спорта, в алтимате невозможно по определению. Намеренные фолы, симуляция, грубое поведение — все это недопустимо и противоречит Духу Игры. В игре следует минимизировать любой неслучайный контакт, который может повлиять на исход эпизода и привести к травме, а также для корректного поведения на поле необходимо хорошо знать правила. Что же делать, если игрок, пусть даже случайно, нарушил эти правила?
Например, во время приёма диска вы получаете грубый толчок в спину. Не паникуйте, обратитесь к правилам и объявите фол. Игра остановится на короткое обсуждение, в котором две стороны в коротком диалоге попытаются выявить наличие нарушения или его отсутствие. И, далее, игрок, которому объявили фол, может признать нарушение, а может его оспорить. В случае спорных моментов правила написаны так, чтобы диск оставался у атакующий стороны, а сам момент переигрывался. Это означает, что для того, чтобы отобрать диск у атакующей команды, нужно приложить максимум усилий, при этом играя честно.
И здесь стоит понимать — нет ничего плохого ни в том, чтобы объявить нарушение, ни в том, чтобы с ним согласиться, ни в том, чтобы его оспорить. У каждого может быть своё видение ситуации, главное – быть честным с собой и соперником, а спорных и неоднозначных игровых моментов бывает очень много!
Итак, основные принципы Духа Игры можно описать так:
- будьте честны с другими и самим собой
- отстаивайте свою точку зрения корректно
- просите помочь с трактовкой правил, когда это необходимо
- всегда сохраняйте позитивный настрой
Может показаться, что победить можно и без этого, но, как показывает опыт — именно такое отношение к игре позволяет играть лучше всех: как правило, на турнирах команды с первых строчек имеют оценки за Дух Игры существенно выше среднего.
С другой стороны, может показаться, что система, дающая игрокам больше свободы и прав, идеальна для любителей безнаказанно фолить. Однако это не так и вот почему:
По завершению игры, команды встают в один круг, благодарят друг друга и дают фидбэк по игре, а после выставляют друг другу оценку за Дух Игры по 5 критериям, согласно рекомендациям всемирной федерации. Если команда регулярно получает низкую среднюю оценку Духа Игры по турниру, специальный комитет по Духу Игры делает ей предупреждение. Если же и после этого нет никаких изменений — эту команду могут перманентно дисквалифицировать. Такая система если не заставляет играть честно, то определённым образом подталкивает к такой игре.
Мы считаем, что Дух Игры — очень удачный эксперимент, который работает не только в теории, но и на практике. Благодаря нему алтимат и его сообщество уже который год растут в приятной дружеской атмосфере!