Винни Джонс по прозвищу «Секира»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Один из культовых фотоснимков английского футбола. Уимблдон или «Банда психов» во всей своей красе. Так они празднуют одну из своих викторий. Если я не ошибаюсь, задница Винни Джонса вторая справа. Вот о нем то (о футболисте, а не его пятой точке) мой сегодняшний рассказ.
В футбольной карьере Винни всегда был в центре внимания. В своей книге «Автобиография» он вспоминает: «Футболом заболел лет в пять-шесть. Самое раннее воспоминание: я играю в своих первых новеньких бутсах, белые бутсы с черными полосками а-ля Алан Болл. Это 1970-й год. Четыре года, как мы выиграли Кубок мира. Я тоже в порядке – забил за школу три гола».
13 сезонов в профессиональном английском футболе. Поиграл за Лидс, Шеффилд Юнайтед, Челси, КПР. Однако самый яркий след в истории британского футбола оставил, выступая в составе лондонского Уимблдона. Винни Джонс попал в клуб уже в возрасте 21 года. Начинал он в детских командах Уотфорда, но был отчислен, как неперспективный. В 19 вернулся в футбол, с командой Уэлдстон стал победителем любительского первенства Англии и обладателем Кубка. На сезон отправился в Швецию, там с клубом Хольмсунд завоевал титул чемпиона 3 Дивизиона. И вот сезон 1986/1987, Уимблдон. Парень попал именно туда, куда нужно. Команда под руководством Дэйва Бассета прорвалась в элиту и с первых же туров заставила считаться с собой всех без исключения старожилов. Воспитанники Бассета демонстрировали сверхжесткий стиль игры, настолько жесткий, что журналист Тони Стенсон окрестил их «бандой психов»:
«Встречайте чокнутую армию Дэйва Бассетта, сброд куцехвостых оборванцев, которые воруют полотенца в гостиницах. Дамы и господа, позвольте мне представить вам футбольную «банду психов»!»
Футболисты Уимблдона демонстрировали простой, в чем-то даже примитивный стиль игры. Никакого короткого паса, плетения ажурных комбинаций, стеночек и позиционных атак. Жесткий отбор, тут же длинная передача и борьба за мяч. Вообще, борьба, жесткая, на грани, а зачастую, и за гранью фола, была во главе всего. Большие клубы с пренебрежением относились к Уимблдону, те относились к звездам с еще меньшим пиететом. Жесткая, не жалея ни себя, ни, тем более, соперника, борьба на каждом квадратном сантиметре поля очень не нравилась корифеям элитного дивизиона. Видя, что их стиль игры неудобен сопернику, «доны» довели свою жесткость и простоту до максимума, а, может быть, даже, своего рода, совершенства. Как итог, 6 место в дебютном сезоне, выигрыши у МЮ, Челси, Ноттингема и еще большая ненависть со стороны сторонников «чистого» футбола.
Винни Джонс в «банде психов» был как рыба в воде, был в своей стихии. Вместе с Джоном Фашану парни стали признанными вожаками в стае. Если на футбольном поле правила и судьи заставляли уимблдонцев хоть как-то придерживаться приличий, вне стадиона «доны» вовсе творили беспредел. Жесткие розыгрыши, попойки и драки в пабах, подколки и бравирование своей безбашенностью только увеличивали ненависть одних и полное обожание болельщиков.
А в следующем сезоне Уимблдон выиграл самый престижный трофей Туманного Альбиона – Кубок Англии. В финале был повержен не кто-нибудь, а легендарный Ливерпуль Кенни Далглиша. Полночи перед финалом на Уэмбли Винни Джонс и компания гудели в баре, по дороге на финал Джонс в автобусе успел обыграть в карты своих партнеров на 80 фунтов. Но на Уэмбли «банда психов» ложилась под танк, и сражалась, сражалась, сражалась…
Винни Джонс провел в высшем свете Англии 384 официальных матча и забил 33 гола. Долгое время его 12 красных карточек были рекордом лиги, однажды желтую карточку он получил на 3-й секунде матча. В другой встрече рефери едва не удалил Винни, пока команды шли к центральному кругу. В НХЛ в каждой команде ценится «тофгай», – Винни Джонс был лучшим в персональной опеке. Фотография, где Джонс «опекает» Пола Гаскойна, обошла все спортивные издания мира (для непосвященных напоминаю: при розыгрыше стандарта Винни так схватил Гаскойна за яйца, что талантливый нападающий Ньюкасла почти до конца встречи опасался встретиться с мячом).
Кто-то назовет нашего героя «безбашенным отморозком» и, может быть, будет прав. А я, когда вижу, как на футбольном поле корчится в предродовых конвульсиях очередная Мальвина, думаю, что во времена Винни футбол был настоящей мужской игрой. Вот что думает об этом сам Винни-топор:
«О, если бы Криштиану Роналду начинал карьеру в мое время, то он бы летел на газон и умирал от боли еще метров за десять от меня!».
В 1998 году на экраны вышел художественный фильм «Lock, Stock and Two Smoking Barreis». Нашим зрителям он знаком под названием «Карты, деньги, два ствола». Несмотря на неоднозначную реакцию кинокритиков, зрителям картина понравилась. Она завоевала 12 международных премий, в мировом прокате собрала свыше 25 миллионов долларов. Для киноиндустрии Великобритании – это очень высокий показатель, тем более в жанре «черная комедия». В фильме состоялся дебют двух непрофессиональных актеров, по странному стечению обстоятельств, в прошлом профессионально занимающихся спортом. Один из них, Джейсон Стейтем, – член сборной Великобритании по прыжкам в воду. Ну, а второй, как вы уже догадались, наш Винни.
Вторая часть нашей истории, об актерской карьере Джонса будет короткой. Все-таки, «Правь, Британия!», – футбольный сайт. Когда Гай Ричи (культовый британский кинорежиссер) впервые познакомился с Винни, у него не было никаких сомнений в правильности своего выбора. На пробах футболист пытался что-то изобразить, его остановили: «Вот этого не надо, просто будь самим собой». Еще одна цитата от нашего героя:
«Моя карьера в кино началась сучковато. Накануне старта съемок в ленте «Карты, деньги, два ствола» я должен был учить слова, но тем вечером начистил морду своему соседу. В итоге на съемочную площадку прибежал прямо из полицейского участка».
Успех фильма предопределил дальнейшую карьеру Винни Джонса, в его активе съемки «Угнать за 60 секунд», «Костолом», «Большой куш», «Евротур», «Пароль «Рыба-меч»», «Ирландец» и много других. Всего около 40 ролей. Партнерами Винни были такие звезды Голливуда, как Николас Кейдж, Джон Траволта, Анджелина Джоли, Роберт Де Ниро, Брэдд Пит.
Джонс много поездил по России и в 2013 году снялся в проекте National Geographic «Винни Джонс реально о России».
Был близко знаком с принцессой Дианой и Джанни Версаче, трагически погибших в одном 1997 году. Любит попить пива в обществе Элтона Джона, слава Богу, живого.
На голове и лице Винни около 80 шрамов, половина из них – футбольное наследие, половина – отметины бурной молодости.
Стычка с Полом Гаскойном уже часть футбольной истории, а в 2013 году Винни Джонс был среди первых коллег-футболистов, кто материально помог «Газзе», когда тот был при смерти и срочно помещен в американский реабилитационный центр.
В феврале прошлого года новостные агентства сообщили, что в своем лос-анджелевском доме от рака кожи умерла жена Винни Джонса с русским именем Таня. У самого футболиста-актера тоже серьезные проблемы со здоровьем, он перенес уже три операции по удалению злокачественных опухолей.
А весь гонорар от фильма «Деньги, карты, два ствола» самый отмороженный игрок английского футбола перечислил на счет госпиталя, где делали операцию по пересадке сердца его супруге Тане. Было это в 1998 году.
Винни с годами несколько остепенился, реже попадает в скандальную хронику, много снимается в рекламе, любит сыграть в покер, выпустил диск с песнями в стилях блюз и соул. Диск называется Respect. А мне хочется сказать «Респект» Винни Джонсу за все-все-все и пожелать ему здоровья, удачных ролей и сохранения той неугомонности, за которую его так любят простые англичане.