«Не хотел прощаться с игроками и просто сбежал». Моуринью вспомнил великий требл-2009/10
10 лет назад «Интер» первым из итальянским клубов сделал золотой хет-трик. Команда Жозе Моуринью выиграла Лигу чемпионов, чемпионат и Кубок Италии. В честь юбилея португалец в интервью The Athletic рассказал о сезоне, по итогам которого он стал тренером года.
«Я мог бы написать книгу на 1000 страниц о своих двух годах в «Интере», – начал Жозе. Даже спустя 10 лет та команда продолжает тесно общаться между собой. Марко Матерацци создал специальную группу в WhatsApp. По словам Жулио Сезара, самый активный в ней – Жозе Моуринью.
«Никто не забывает дни рождения, круглые даты, все поддерживают другу друга, – говорит португалец. – У всех сейчас другая жизнь, но это немного похоже на семью. Даже если мы далеко друг от друга, мы всегда близки. «Удачи» перед игрой, хорошие отзывы после побед, позитивные слова после поражений. Если сейчас я выключу телефон, то пропущу кучу сообщений в нашей группе в WhatsApp. Все мои команды, в которых я добился больших достижений, имели такую связь и менталитет. Все в команде начинается с эмпатии. И у нас это было».
«Странно, что Это’О так и не получил «Золотой мяч». Снейдер был невероятен в 2010-м»
«Странно, что Самюэлю за всю карьеру так и не удалось выиграть «Золотой мяч», – говорит Моуринью. Примерно такие же мысли у тренера возникают в отношении Уэсли Снейдера: «Уэс был невероятен том сезоне. За один год он выиграл требл и играл в финале чемпионата мира. В Южной Африке он стал лучшим бомбардиром вместе с Томасом Мюллером.
И все же ни один игрок «Интера» не взял «Золотой мяч». Мы отправились на награждение в 2010 году. Парни даже не вошли в тройку претендентов (туда попали Месси, Иньеста и Хави). Единственное, что они получили, – это попадание в сборную лучших по итогам года».
«Мы играли с тремя форвардами – Милито, Пандев и Это’О. Диего был феноменальным»
В Серии А мы в основном играли 4-4-2 с ромбом в центре поля, а Самюэль (Это’О) играл нападающего с Милито. Но в Лиге чемпионов были очень хорошие команды, которые чувствовали себя лучше, чем мы. Команды, которые не играли в обороне, как многие итальянские клубы против нас. Чтобы играть против «Челси» и «Барселоны», нам нужно было придать команде другой баланс. Поэтому я решил, что два игрока в центре поля перед линией обороны и увеличение ширины вингеров создадут лучший контроль над игрой. Но для этого мне нужно было либо пожертвовать некоторыми из своих нападающих, либо адаптировать их, чтобы они играли другую роль.
В конце концов, мы играли с тремя форвардами – Милито, Пандев и Это’О. Милито играл в центре, Это’О – слева, а Пандев – справа. Они создавали много моментов, все трое могли забить и дали то, что нужно команде, а именно оборонительный баланс. У нас было два позиционных игрока в полузащите, а впереди Пандев, Снейдер, Милито и Это’О. 4 атакующих игрока, но придающие необходимый баланс команде в оборонительной фазе.
Милито был феноменальным. Когда мы говорим о требле, мы особенно вспоминаем о трех матчах, в коорых все решалось. Он забил победный гол в финале Кубка (против «Ромы»), победный гол, который принес нам титул (против «Сиены»), и оба наших гола в финале Лиги чемпионов (против «Баварии») в Мадриде. Удивительно.
«У нас был сложный матч с «Рубином». После прохода «Барселоны» игроки плакали и сидели на коленях»
Люди больше вспоминают полуфинал и финал, но у нас был сложный забег. Для начала у нас в группе была «Барселона». Очевидно, что это создает сложную ситуацию для победы в группе. В таком случае цель в том, чтобы попытаться пройти квалификацию, потому что «Барселона», конечно, собирается выходить из группы. Нам пришлось бороться. Мы выиграли у киевского «Динамо», у нас был сложный матч в условиях русской зимы (1:1 с «Рубином»), это было непросто.
«Челси был одним из главных кандидатов на победу в Лиге чемпионов (миланцы прошли их в 1/8 финала). Я знал их очень, очень, очень хорошо, потому что это была моя команда с парой классных новых игроков, таких как Анелька. Это была сильная команда в лучшей стадии зрелости, с отличными, опытными футболистами. Игроки в лучшем возрасте, около 28 лет. Джон Терри, Эссьен, Лэмпард, Дрогба, Петр Чех. Они были феноменальной командой.
То, что мои игроки сделали в Барселоне, играя вдесятером более часа... («Интер» в полуфинале прошел «Барселону», несмотря на удаление Тьяго Мотты в ответном матче). Это больше, чем тактика. Больше, чем оборонительная организация. Больше, чем футбол. Игра закончилась, все реагировали по-разному. Люди плакали. Были те, кто сидел на коленях. Или те, кто полностью истощенный лежал на поле. Я побежал к нашим болельщикам, потому что знаю, как много это для них значит.
«После финала Лиги чемпионов я не вернулся в раздевалку. Не хотел прощаться с игроками и сбежал»
Финал Лиги чемпионов проходил на «Сантьяго Бернабеу». Жозе покидал стадион отдельно от команды. Все говорили, что португалец скоро подпишет контракт с «Реалом». Когда тренер увидел Матерацци возле автобуса, то подошел к нему, они обнялись и заплакали. Милито упрашивал тренера остаться: «Ты понимаешь, в чьих руках ты оставляешь нас?»
«Когда я обменивался последними словами с Матерацци, я словно обнимал каждого игрока, чего я старался не делать, – рассказывает Моуринью. – Я был вместе с ними на празднованиях, во время вручения медалей и кубка. Я был с ними, но потом не вернулся в раздевалку, потому что не хотел прощаться. Это было слишком сложно для меня, я не хотел уезжать с ними в Милан, потому что все говорили, что у меня контракт с «Реалом». Это не было правдой. У меня была договоренность, но не было подписанного контракта.
Я правда хотел возглавить «Реал» в то время. Я хотел попытаться выиграть Ла Лигу после Премьер-лиги и Серии А. Но я боялся, что если я вернусь в Милан с командой, то не смогу уехать, увидев реакцию игроков и болельщиков. Я могу сказать, что я сбежал. Убежал от них. В ночь.
Несколько дней спустя я подписал контракт с «Реалом», а затем смог вернуться в Милан, встретиться с президентом и поужинать с Моратти и его семьей».