В фигурке зарубились из-за фильма «Лед», Тарасова даже назвала его тупостью и бездарностью. Мы посмотрели – и не согласны

В 2018-м, к Олимпиаде в Пхенчхане вышла мелодрама «Лед» – от режиссера Олега Трофима; с Петровым, Биковичем, Аглаей Тарасовой. В конце прошлой зимы – «Лед-2» (режиссер – Жора Крыжовников).

«Лед-3» или «Лед: Апокалипсис» пока не выпустили – да и смысл, ведь Татьяна Тарасова не досмотрела, на днях назвав кино «глупостью, тупостью и бездарностью». Катарина Гербольдт, снявшаяся в качестве дублера главной героини, возразила, что фильм вовсе не про фигурное катание.

Мы попытались разобраться, про что же он.

***

Словосочетание «российское кино» в поздних нулевых заслуженно приобрело негативный окрас по трем причинам:

Загружаю...

1) постоянная попытка воспроизвести мелодрамы «России-1» с диалогами в стиле «любишь – отпусти» и «нет больше никаких нас»;

2) слабые сценарии, дырки в которых не позволяют зрителю воспринимать происходящее на экране как хотя бы полуреальное;

3) плевки на детали (назовем этот эффект «трусы Данилы Козловского» – в память о великом косяке из «Викинга»: князь Владимир в трусах занимается сексом с Сашей Бортич).

И хотя обе части «Льда» впитали и даже отчасти гиперболизировали эти недостатки, главная беда фильма вовсе не в этом.

Сначала – сюжет, коротко, со спойлерами.

Надежда Лапшина (Аглая Тарасова) живет в бедном Иркутске и мечтает стать фигуристкой. Таланта нет, но есть скилл работать через не могу, поэтому после нескольких сюжетных поворотов она становится в пару к одному из лучших партнеров в мире (Милош Бикович). Затем Надежда получает травму, после которой возникает угроза, что она никогда не сможет ходить, но ее спасает Александр Горин (Александр Петров) – хоккеист из местной команды третьего дивизиона.

«Лед-2» начинается со свадьбы Лапшиной и Горина, однако вскоре от полученных когда-то травм Лапшина умирает при родах, и Горин остается с дочкой, которую тоже зовут Надя, которая... Правильно, тоже мечтает стать фигуристкой. Однако у Горина теперь страх перед всем, что связано с фигурным катанием – он понемногу сходит с ума. Его лишают родительских прав, и Надя попадает к тренеру (Мария Аронова), которая когда-то сделала топ-фигуристкой ее мать.

Загружаю...

***

В фильме все по российским канонам. Есть откровенный слезодав: мать главной героини умирает в начале первого фильма. Есть абсолютная нелогичность поступков героев: к примеру, Бикович и Петров пару раз используют классический прием нашего кино – «внезапный козел». Трусы Данилы Козловского тоже в деле: в 2003-м году выпуск новостей сообщает о беспрецедентном случае в фигурном катании – двух золотых олимпийских медалях у пар (это было в 2002-м!). Интересно, почему не отпраздновали победу Алексея Урманова на Играх-94?

Скандал, изменивший фигурное катание: столкновение на льду, подкуп судей и два золота

Фильм то и дело будто просит зрителя не воспринимать всерьез происходящее. Как только начинаешь немного сопереживать и следить за сюжетом, кто-то внезапно поет и танцует под «Я солдат!», «Тополиный пух» или «Нас не догонят». Видимо, создатели очень хотели русский «Ла-Ла-Лэнд», но куда больше это походит не на элементы мюзикла, а на клип Светланы Лободы.

Фигурного катания почти нет; а то, что есть, снято даже хуже, чем у Эшли Вагнер в инстаграме.

Я готов простить «Льду» его неправдоподобность во всем. 

• Москва изображена с какой-то пошлостью. К примеру, приезд Лапшиной выглядит так, как будто она прикатила в Москву не 2018-го и даже не 2015-го, а 2006-го.

• На катке, где Бикович с лицом из фильма Духless 2, с идеальной укладкой и в модной кожанке поверх белой рубашки смотрит у борта кастинг очередной партнерши, почему-то играет клубняк.

На льду – дама в платье, будто сбежавшем с барной стойки еще не закрытого клуба «Рай». На трибунах готовится к прокату девушка, сошедшая с обложки GQ: с мегамодной стрижкой, выбритым виском, вычурным макияжем, длиннющими стрелками и разговорами о том, что она не спала всю ночь, потому что солярий, шугаринг и шоколадный пилинг.

Загружаю...

• Когда Лапшина выходит на лед, девушка из GQ ставит ей подножку – Лапшина падает. Видимо, потому что в Москве/в фигурке все исключительно стервы. А герой Биковича, влюбленный в героиню Аглаи Тарасовой, впоследствии становится отрицательным персонажем, потому что все если не стервы, то уроды.

• Главная героиня мечтала о карьере одиночницы, делала аксель с бауэра (привет, Алена Косторная), тренировалась как одиночница, а потом внезапно стала парницей – и это вообще никак не объяснено.

• Оказывается, можно встать с инвалидного кресла, потому что в Александра Петрова врезалась тачка (ну правда, эта сцена по глупости вполне конкурирует с умирающим Вином Дизелем в одном из «Форсажей»).

И таких дырок во «Льду» полно, он в целом выглядит карикатурно и чересчур метафорично. Взять хотя бы Кубок Льда, о котором мечтают герои, – самый престижный турнир фигурки. Воспринимать драму спортсменки, рвущейся на Кубок Льда, не менее сложно, чем драму футболиста, облажавшегося на Чемпионате Травы, или баскетболиста, который провел молодость в Лиге Паркета. 

Во «Льду», безусловно, есть и хорошие задумки, но они утопают в море абсурда.

Шикарный Александр Петров, врывающийся на 56-й минуте первой части, спасает даже не фильм, а всю идею. С ним кино выглядит энергичным и страстным, без него – унылым слезодавом, и это пугающая разница.

Впрочем, по части слезодава Петров отыгрывается. В первом «Льду» он играет Гришу Измайлова из «Полицейского с Рублевки» со всеми этими «да я же не специально, я че, дурак, чтоль – заслуженному тренеру по щщам?». Во втором это уже что-то между «Текстом» и «Звоните ди Каприо» – грустное выражение лица у Петрова тоже, кажется, универсальное для всех фильмов.

Загружаю...

Во «Льду» проскакивает парочка действительно неплохих диалогов, звучит томный голос Юлии Хлыниной (здесь я зашел на КиноПоиск и поставил 9) – она играет директора того самого хоккейного клуба Горина во второй части. И хотя сюжет второй части – менее спортивный, он более продуманный и привлекающий, там даже не так сильно раздражает Лобода-Лэнд.

И все же, главная беда «Льда» – в том, что его создатели так и не определились, о чем фильм. Катарина Гербольдт в ответ на критику Татьяны Тарасовой сообщила, что кино – не про фигурное катание; фигурное катание – просто одна из сюжетных линий. Окей, Катарина, а про что тогда? 

• 56 минут первой части выглядят как «Елки Лохматые» – несуразный, нелогичный кошмар.

• Затем с появлением Петрова и до появления у него дочери и смерти главной героини в начале второй части это чисто «Полицейский с Рублевки». А почему бы не спустить инвалида в коляске с горки ради смеха? Или не напялить на Лапшину в инвалидном кресле хоккейную экипировку и не швырять ей шайбой в голову, чтобы она подвигалась? О, еще можно бороться с травмой спинного мозга фразой «да ты ссышь просто».

• И наконец – будто ремейк «Нелюбви» Звягинцева: тяжелая семейная драма о мире, где взаимоотношения взрослых, которые не в состоянии найти друг с другом общий язык, доводят ребенка до отчаяния. 

Загружаю...

Одна из последних сцен второго фильма, где Саша разговаривает с дочкой на озере и говорит, что он плохой отец, взорвет ваши слезные железы похлеще «Хатико». Да и финал первой части с поющим стадионом под номер Нади и Саши и окончательно окозлевшим в этой своей Москве Биковичем тоже хорош, но дело ведь не в этом. 

Я из тех, кто способен простить плохую книгу за парочку сильных абзацев в концовке. И про плохой фильм я в состоянии сказать «в нем что-то есть» только из-за хорошей финальной сцены. Но в случае со «Льдом» досадно, что много неплохих мыслей и идей, которые могли нестись с экрана, затерлись из-за безумного желания снять все обо всем.

О безумной страсти ко льду. 

О том, что только эта страсть может привести тебя к вершине, и плевать, насколько у тебя кривые ноги. 

О том, как важно следовать принципу «не работайте с говнюками», а находить для воплощения мечты людей, которые пусть и не являются лучшими партнерами в мире, но с которыми тебе хорошо. 

О том, что счастье, в общем-то, важнее медалей. 

О том, что дети, в общем-то, важнее всего. 

«Лед» мог быть об этом, но он ни о чем из этого. Главным его достоинством оказалась безумная эмоциональная раскачка: фильм будто долбит тебя молотком – «посмотри, как трогательно» – и требует признать: ну ладно, это трогательно.

«Лед» мог быть фильмом о фигурном катании. «Лед» мог быть фильмом о преодолении. «Лед» мог быть фильмом о семье. 

Загружаю...

Но вместо этого – две девочки, теряющие матерей, в двух фильмах только для того, чтобы Баста спел «когда меня не станет, я буду петь голосами своих детей и голосами их детей». Возможно, это очень трогательная песня Басты. Но это никак не говорит о самом фильме.

Почему Петров отказал Хлыниной? В чем мотивы хотя бы одного положительного героя, который вдруг стал отрицательным, а потом обратно положительным? Почему, она поет, когда ее везут на каталке в операционную? Родительских прав и правда могут лишить за работу в службе такси? Где отец Лапшиной? Спортсмены реально делают тройную подкрутку без тренировки? Наконец, о чем фильм?

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, я пришел к выводу: он про песню про голоса детей, которая похожа на сам «Лед»: попса, в которую вплетена смерть, чтобы зрителю/слушателю было жаль. 

Возможно, после этого кино надо выпить, подумать о вечном или посмотреть действительно мощный фильм о фигурке – «Тоня против всех».

«Ее не обязательно убивать – можно покалечить». Покушение на фигуристку-чемпионку

«Лед» вовсе не настолько плох, чтобы не досматривать его с криком «Бред!» (ну только если дождаться Петрова). Но он не настолько хорош, как обещают атмосфера заставки Sony, слоу-моушн с первых кадров, операторская работа, заявленный надрыв и попытка осилить слишком много вечных и важных тем. Великие фильмы раскрывают эти темы отдельно, а не в духе «ну а еще он сейчас в такси толкнет про то, что семья важнее шайбы».

Загружаю...

Просматривая оба фильма, я ждал режиссера из «Шоу Трумана», который скажет: осторожнее, не переборщите с музыкой. Нагнетание, которому в 80% случаев не ответило содержание. Во «Льду» переборщили, к сожалению, со всем. С музыкой, с драмой, с поворотами. И самое обидное, что не сказали этим ничего. Вместо выхода Труман опять попал в клип.

Сказали, пожалуй, то, что Александр Петров – хороший актер. А озеро Байкал безумно красиво. Но разве мы этого не знали? 

Это кино нельзя назвать «тупостью и бездарностью», как сделала Татьяна Тарасова. Тогда слишком много фильмов придется назвать тупыми и бездарными, всего лишь за то, что они не дотягивают до шедевров. Факап «Льда» в том, что он бессмысленный. Как любой клип русского топ-чарта, только длительностью почти 4 часа. Не ждите от клипов вселенских истин – и вам будет намного проще жить.

***

«Лед» собрал чуть больше 29 миллионов долларов в мире при бюджете 150 млн рублей (по текущему курсу чуть более 2 млн долларов). Оценка на КиноПоиске – 6,7.

«Лед-2» собрал чуть больше 22 млн долларов при бюджете 322 млн рублей (по текущему курсу чуть меньше 4,5 млн долларов). Оценка на КиноПоиске – 6,9.

В апреле 2020 года Аглая Тарасова заявила, что есть разговоре о проекте «Лед-3».

Самый токсичный блог о фигурке теперь в инстаграме!

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; kinopoisk.ru; ivi.ru

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Running up That Hill
Популярные комментарии
JulesWinnfield
Рецензия Ивана Кузнецова на фильм ещё хуже, чем сам фильм.
Дурачок из Сходни
Вот так незаметно Саша Петров пробрался на первые полосы спортса. Его вездесущность маниакальна: в фильмах, сериалах, в рекламе, на ютубе, на спортсе - везде!! Я теперь каждый раз смываю, перед тем как сесть на унитаз, мало ли..
Топ геймер
Почему у вас постоянно кто-то рубится, еще и в фигурке какой-то
Еще 168 комментариев
171 комментарий Написать комментарий