Сменщик Феттеля в «Феррари» – бывший напарник Квята и Ферстаппена. У него лишь один подиум в «Ф-1», но cтабильность и мощные обгоны

Мудрый выбор.

Даже лишенный гонок май все равно поразил настоящей бомбой: Себастьян Феттель и «Феррари» официально расстанутся в конце сезона по обоюдному согласию. Но если четырехкратный чемпион уходит в полную неизвестность (поскольку топ-команды вряд ли готовы его подписать – у каждой есть собственный лидер), то вот у Скудерии ситуация оказалась намного проще.

Естественно, практически каждый пилот «Ф-1» (за исключением разве что Макса Ферстаппена и Кими Райкконена) захотел бы алый кокпит. У команды из Маранелло всегда шикарный выбор из как минимум полдюжины гонщиков – но итальянцы довольно быстро все решили – буквально за два дня подписали контракт с Карлосом Сайнсом из «Макларена» на два года (предполагаемая сумма – по 10 миллионов евро за сезон!).

Загружаю...

В «Формуле-1» торнадо на трансферном рынке: «Феррари» утащила лидера «Макларена», от «Мерседеса» и «Рено» ждут контрактов с чемпионами

Сын великого раллиста, бывший напарник Квята и Ферстаппена, уникальный воспитанник «Ред Булл»

Олдскульные гоночные болельщики точно знакомы с Карлосом Сайнсом-старшим – величайшим раллистом (в недавнем голосовании среди фанатов на официальном сайте WRC побил самого Себастьяна Леба!), двукратным чемпионом мира и трехкратным чемпионом «Дакара» (на трех разных машинах!).

Так вот, Карлос-младший – его сын, просто повернувший в шоссейные кольцевые автогонки: №55 всегда больше интересовала «Формула-1» и болиды с открытыми колесами.

Тем не менее, отец все-таки опосредованно повлиял на запуск карьеры сына: раллист с 2006-го выступал на «Дакаре» и других ралли-рейдах при поддержке «Ред Булл» и приобрел в структуре весьма неслабое влияние. Потому переход Сайнса-младшего в молодежную программу австрийской компании в 2010-м нельзя было назвать неожиданным.

Испанский молодой пилот сразу показал себя перспективным: стал лучшим новичком в «Формуле-БМВ» (укатав Квята, к примеру), выиграл североевропейскую «Формулу-Рено 2.0» (снова Даниил остался позади – а еще протеже «Макларена» Стоффель Вандорн) и занял второе место в еврокубке той же серии. Правда, на следующий год парня немного перегрузили (дали полные сезоны сразу в британской, европейской и мировой «Ф-3» – суммарно 72 гонки за сезон!), и результаты пошли вниз: всего пять побед и не впечатляющие места в общем зачете.

Загружаю...

В итоге Карлос проиграл Квяту гонку за переход в «Торо Россо» в 2014-м и остался еще на год в «Формуле-Рено 3.5» (главной альтернативе «Ф-2» того времени) – где в итоге и выиграл титул, доказав все-таки готовность к «Ф-1».

В Гран-при в первом же сезоне его вновь ждала колоссальная по сложности задача: противостоять сверхталантливому Максу Ферстаппену. Получилось ли? Если взглянуть на чистые заработанные очки, то не очень: №33 вынес напарника 49:18. Однако если углубиться в статистику, можно увидеть, что по совместным финишам у парней оказалось полное равенство (5:5), а в квалификациях (главный аспект оценки пилота по мнению босса программы «Ред Булл» Гельмута Марко, между прочим!) Карлос и вовсе укатал Макса 9:8! Лучшая стартовая позиция «Торо Россо» в том сезоне – тоже заслуга Сайнса: он дотащил болид до пятого места в Испании, когда Ферстаппен не поднимался выше шестого.

Вывод: №55 хоть и не демонстрировал блестящих моментов подлинной гениальности, но вполне соответствовал общему уровню Макса. Испанцу просто не везло с надежностью, а в остальном Карлос почти не проигрывал по среднему темпу раскрученному напарнику и демонстрировал большую стабильность. Также Сайнс намного реже попадал в аварии по собственной неосторожности – причем не только в сезоне-2015.

Однако в прессе и внутри команды на тот момент сложилось четкое разграничение о большем потенциале Ферстаппена, что вызвало недовольство испанской семьи. Отец Макса Йос тоже накалял обстановку, постоянно требуя повышения для сына – и в итоге №33 в самом деле отправили в основную команду, а Карлоса-младшего через полтора года сдали в аренду «Рено». Но пусть формулировка не смущает: фактически переход в заводскую организацию обозначал освобождение от программы «Ред Булл» (поскольку договор с французами длился и до конца контракта с австрийцами) – а значит, Сайнс первым в истории провернул невероятное: ушел на повышение из самой строгой системы «Формулы-1» до достижения побед и подиумов. Ни один из прочих воспитанников Гельмута Марко за все предыдущие 15 лет не находил способа остаться в Гран-при хотя бы без визита в первую команду «Ред Булл».

Загружаю...

К концу 2018-го Сайнс остался без места – казалось, карьера парня окончена. Но год в «Макларене» все изменил

За полтора сезона в «Рено» №55 так и не смог по-настоящему повести за собой «Рено»: статистически испанец уступил Нико Хюлькенбергу и по очкам, и по лучшим позициям, и по квалификациям.

В итоге французский концерн выбрал апгрейд позиции до Даниэля Риккардо с портфолио с семью победами в Гран-при, а Карлос фактически остался без контракта и на грани вылета из «Формулы-1»: из спонсоров испанца поддерживал только не самый богатый пивной бренд Estrella Galicia, так что пробить место исключительно деньгами не получилось бы.

Однако репутация Сайнса как стабильного и сильного пилота не пострадала от поражения в «Рено»: нужно понимать, что в 2017-м испанец пришел в команду уже под занавес сезона за 4 гонки до конца (сходу выжать максимум из машины в такой ситуации просто невозможно), так что в 2018-м все равно оказался по сути новичком.

Помогла обстановка в «Макларене»: из бывшего гиганта ушли одновременно Алонсо и Вандорн, а разрушенная внутренними дрязгами и неудачей с «Хондой» репутация не позволяла позвать пилота с по-настоящему громким именем (Риккардо как раз вел переговоры, но выбрал «Рено»). Сайнс оказался лучшим из доступных – и вряд ли хоть кто-то из сторон пожалел о сделке.

Загружаю...

В 2019-м Карлос по-настоящему вжарил, став флагманом возрождения «Макларена»: 6 место в общем зачете (впервые с 2016-го оно досталось кому-то не из «Феррари», «Ред Булл» и «Мерседеса»), 96 очков, три финиша в топ-5, еще три – в топ-6, несколько прорывов с задних стартовых в десятку лучших и прыжок на подиум на Гран-при Бразилии с 20-го места. Сайнс неоднократно обгонял и сдерживал конкурентов на более быстром болиде «Ред Булл», рубился колесо в колесо с Максом Ферстаппеном в Бахрейне (хоть и недолго – нидерландец жестко захлопнул калитку и повредил «Макларен» бывшего соперника), царил в середине пелотона и произвел грандиозное впечатление на всех в паддоке. С учетом истечения его контракта с англичанами в конце 2020-го и явно не слишком больших запросов по зарплате именно Карлос оказался скрытым самым лакомым кусочком трансферного рынка.

Сайнс по-настоящему хорош: мастерски обгоняет, не допускает ошибок, мегастабилен и достаточно быстр

Мастерство атаки

№55 по-настоящему хорошо чувствует момент для маневра – и пользуется им практически безупречно. Идеальный пример – обгон двух «Торо Россо» на первом круге в Монако (где вообще-то и одну машину опередить дико трудно).

Достаточно только дать Карлосу шанс – он моментально за него хватается.

Загружаю...

Также Сайнс отлично рассчитывает пространство и тайминг нажатия на педаль тормоза. Самым наглядным эпизодом мастерства выверенного перемещения машины для обгона стала атака на Серхио Переса в самом начале Гран-пр Бразилии.

Мексиканец занял блестящую оборонительную траекторию, позволявшую потерять минимум времени и скорости – как правило, в том повороте с таким маневром попытки объехать соперника и заканчивались. Но Карлос увидел свободное пространство между «Рейсинг Пойнт» и барьерами – и смело ринулся именно туда, затормозив ровно в нужный момент. Без шуток, один из лучших обгонов 2019-го!

А как вам такая максимально жесткая контратака на более быстрый «Ред Булл»?

Карлос пленных не берет! Причем без нарушений правил: инцидент признали гоночным, поскольку испанец уже опередил конкурента до аспекса и имел полное право выбирать желаемую траекторию.

Вообще мощь и изобретательность испанца просматривалась еще в 2017-м – бывший напарник Шумахера и Хаккинена Мартин Брандл даже не смог вспомнить другой пример настолько смелого обгона в 19-м повороте на «Трассе Америк».

Конечно, в битвах за топ-5 его ждут более серьезные соперники, с которыми будет труднее – но перспектива удивлять маневрами на каждом Гран-при у Карлоса определенно есть.

Стабильно мощный гоночный темп

Главная сила Сайнса – все-таки не способность рубиться колесо в колесо, а именно поддержание одинакового уровня скорости на всей дистанции вне зависимости от состояния шин. В 2019-м за счет этого скилла испанец нередко уезжал на 5-10 секунд от всех конкурентов по середине пелотона и спокойно следовал в полном одиночестве, контролируя гонку (к примеру, на Гран-при Франции, Венгрии (отставшим оказался еще и пилот «Ред Булл» Пьер Гасли) и Японии (доехал до финиша всего в 10 секундах от Алекса Албона на том же «Ред Булл»).

Загружаю...

Высокая скорость на длинной дистанции вместе со стабильностью появились у Карлоса не в предыдущем сезоне: он удивлял ими еще в 2017-м, раз за разом убеждая мир в своей силе рядом с нестабильным Даниилом Квятом.

Вообще именно стабильно высокий темп позволял №55 устраивать бодрые прорывы с последнего места на восьмое в Австрии и на третье – в Бразилии. И в процессе даже самых ожесточенных отрезков Карлос пилотирует максимально аккуратно и бережно по отношению к шинам и болиду – практически все сходы парня в 2019-м связаны исключительно с отказами мотора или трансмиссии (а еще ему однажды недокрутили колесо).

Собственно, именно поэтому девизом и личным брендом №55 стала песня Smooth Operator (дословно – «плавный управляющий»). Забавный факт насчет его способности к экономии ресурсов машины: в 2018-м капризный мотор «Рено» подвел Сайнса лишь раз, а напарника испанца – сразу трижды.

Гонщик «Ф-1» отметил первый подиум в карьере хитом из 80-х прямо по радио из болида. Поет его после всех удачных гонок

Однако во многом Карлос стал заложником собственной стабильности: он практически не дает шанса конкурентам, и потому его редко показывают в телетрансляциях – но теперь выступления за «Феррари» все исправят.

Минимум ошибок в гонках

После бесконечных фэйлов и косяков Феттеля во второй половине 2018-го и в 2019-м Скудерия явно искала максимально беспроблемного и аккуратного пилота – и вряд ли в современной «Формуле-1» кто-то окажется здесь лучше Сайнса.

Загружаю...

В 2019-м Карлос ошибся лишь раз – на первом круге Гран-при Китая, когда не успел притормозить после попытки обгона Квята и попал в бутерброд двух сходящихся машин.

Главная тема Гран-при Китая – несправедливый штраф Квяту. Его не поняли даже эксперты серии

Помарка в Шанхае – реально первая практически на полтора года: в остатке сезона не каждую гонку №55 можно назвать абсолютно безукоризненной с точки зрения результата, но его личные косяки ни разу не вели к авариям, сходам или огромной потере времени. То же самое можно сказать и про целый 2018-й: тогда Карлос лишь раз финишировал ниже 12-го места (из-за агрессивного пилотажа конкурентов – испанца выталкивали с трека и повреждали ему шины), а сходил он исключительно из-за отказов машины и Грожана.

Предыдущая авария, в которой можно заподозрить ошибку Сайнса, случилась только на Гран-при Бахрейна 2017 года – да и там немалая часть вины лежит на не смотревшего по сторонам Ланса Стролла.

Много ли вы знаете пилотов, допускающих ошибки не чаще одного раза в полтора года? Это вторая причина, по которой Карлос выглядел настоящим супергероем в последнем совместном сезоне с Квятом.

Выдает максимум даже под давлением

Конечно, два предыдущих пункта были бы бессмысленными, если бы Сайнс в режиме «побеждать сейчас» моментально превращался в размазню.

Однако его мастерство никуда не уходит даже при максимальном напряжении – к примеру, на хаотичном Гран-при Сингапура 2017 года именно испанец лучше всех из середины пелотона воспользовался шансом (сходом сразу Ферстаппена, Феттеля, Райкконена и Алонсо в первом повороте) и дотащил «Торо Россо» до четвертого места! Напарник же закончил дождевую гонку в стене.

Загружаю...

Или Гран-при Азербайджана 2018 года, на котором Хюлькенберг ехал на подиум – и разбил «Рено» о тот же барьер, что и в 2017-м. Сайнс же гнал большую часть заезда не настолько резво – но сумел добраться до финиша пятым, оформив лучшее достижение французской марки в сезоне.

Совсем свежий пример – Гран-при Германии-2019: Сайнс в дождевых условиях спас машину от свидания со стеной ровно в том же месте, где технику расколотили Хэмилтон, Леклер и все тот же Хюлькенберг.

А как насчет решающего обгона за 10 поворотов до конца чемпионата в битве за важнейший зачетный балл?

Классическая ситуация «сейчас или никогда» – атака в лучшем для маневра месте перед техничным сектором. Не прояви тогда Карлос смелости и настойчивости – ему бы не досталось шестое место в общем зачете.

Спокойный характер без внутрикомандных трений

После конфликта между Феттелем и Леклером для «Феррари» точно важны еще и человеческие качества новичка – не превратит ли он моторхоум Скудерии в арену битвы за титул №1?

Здесь репутация Карлоса тоже практически безупречна: после небольшого напряжения с Ферстаппеном Сайнс больше не попадал ни в какие истории с внутренними прениями. С программой «Ред Булл» он расстался максимально спокойно и дипломатично, в «Рено» не интриговал даже перед перспективой потери места в «Формуле-1», а в «Макларене» у него с Ландо Норрисом и вовсе веселая идиллия. Похоже, с возрастом испанец просто решил заявлять о себе пилотажем на трассе, а не в кулуарах – так что при однозначности ситуации в Скудерии проблем с испанцем не возникнет.

Загружаю...

Главные бро «Ф-1» прокатили друг друга в суперкаре: истеричные вопли ужаса, идиотские опросы и квест «довези миску молока в руках до финиша»

В квалификациях Сайнс лучше, чем кажется

После проигрыша новичку Норрису по субботам со счетом 11:10 у многих возникали сомнения насчет сомнения: а так ли уж хорош Карлос на одном круге?

Однако показатели 2019-го – как раз тот самый случая, когда цифры далеко не все говорят о пилоте. Ели исключить большие штрафы за замену силовой установки в Бельгии, Бразилии и Австрии, а также Италии и Германии со стороны Ландо – счет уже оказывается равным. При этом испанец часто выжимал максимум: 7 раз оказывался седьмым (за «Феррари», «Ред Булл» и «Мерседесом») и еще два раза – шестым. Да, у Норриса те же показатели по стартам в топ-6, но в сумме никто из середины пелотона не стартовал из топ-7 чаще Карлоса.

В 2018-м примерно такая же картина: он и правда проиграл Хюлькенбергу 13:8 в квалификациях, но зато за первые 14 Гран-при лишь дважды стартовал за пределами топ-10. Лишь Грожану удалось провернуть похожую серию в конце сезона.

А в 2017-м и 2016-м он квалифицировался в топ-6 на «Торо Россо» в Монако, Венгрии и Сингапуре – основном пуле чисто пилотажных трасс, на которых от гонщика зависит больше, чем от машины. Безусловно, эпизодически кто-то оказывался сильнее Карлоса на определенных промежутках времени – но мало кто из современного пелотона поддерживал настолько же стабильный уровень четыре года подряд.

Загружаю...

Сайнс – лучший выбор «Феррари»

После заключения контракта с Леклером на четыре года всем стало ясно: Скудерия будет искать скорее надежного второго номера, чем нового лидера и однозначного будущего чемпиона. Именно поэтому широкий пул кандидатов быстро сократился до фактически двух кандидатов: лучше на роль вингмэна подходил Валттери Боттас из «Мерседеса». Однако 30-летний финн явно достиг потолка и не смог бы дать «Феррари» что-то новое.

К тому же Боттас все предыдущие три года никак не может выйти на ровный высокий уровень пилотажа в каждом Гран-при – №77 иногда словно берет выходной на гонку-другую и включает режим середняка. Сайнс же в смысле стабильности полный антипод Валттери и уж тем более прошлогоднего Феттеля.

Нынешнего Карлоса можно сравнить с Криштиану Роналду: не обладая запредельным талантом Месси (аналогом Леклера и Ферстаппена в гонках), испанец нашел и трудолюбиво развил сразу несколько сильных сторон, благодаря которым и идет к успеху.

«Феррари» последние три года как раз не хватало стабильно выступающего в каждой гонке второго пилота: то временами проседал Кими Райкконен, то сдавал Феттель. Приобретение Сайнса – словно надежда как минимум на два сезона закрыть эту проблему и зарубиться если уж не за личный титул, то хотя бы за Кубок конструкторов. Ни один из прочих доступных пилотов на рынке не гарантировал подобного без риска вновь испортить атмосферу в команде – все-таки тот же Риккардо в последний сезон «Ред Булл» здорово напрягал персонал из-за ощущения предвзятости в сторону Ферстаппена.

Загружаю...

С другой стороны, перспективы Карлоса со стороны бизнеса не особенно понятны: у №55 нет могучих личных спонсоров, интерес в Испании к «Формуле-1» до 2020-го медленно угасал (во многом из-за перехода трансляций на платное телевидение), да и последний отрезок эпохи Алонсо оставил у нации привкус разочарования. Сможет ли «Феррари» одним своим именем воскресить страсть к Гран-при у целой страны – большой вопрос, и потому трансфер мадридца – абсолютно нетипичный для итальянцев: они не приглашали пилота без огромного коммерческого потенциала уже очень давно – еще со времен Эдди Ирвайна в 96-м.

Так что подписание Сайнса – крайне мудрый, и в то же время необычный и смелый ход для Скудерии. И он обязан сработать.

Феттель шел в «Феррари» за славой Шумахера, но запомнился глупыми разворотами и скандалами. У Себа всего три великие гонки за Скудерию

Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Mark Thompson, Charles Coates; Instagram/carlossainz55; globallookpress.com/www.imago-images.de, HOCH ZWEI

Популярные комментарии
vitalien91
Вот так вот тихой сапой обошел Ферстаппена в гонке за быструю машину, способную бороться за титул.
SlaYeR
А кто если не Карлос ? Не пойму комментарии в других ветках. Риккардо подписать и ещё одну войну устроить внутри команды ? Мало 19го года ?
Gildas
не удивлюсь, если он титул принесет красным а не Шарль...
Еще 57 комментариев
60 комментариев Написать комментарий