Nike одел теннисистов в вещи Агасси. 30 лет назад он рекламировал их с Red Hot Chili Peppers, и потом его считали помешанным на стиле
Can’t stop.
Официальный теннис эпохи коронавируса вернулся как раз вовремя к US Open (стартует в понедельник), чтобы отметить юбилей одного из главных теннисных образов – неоново-графичного имиджа молодого Андре Агасси, представленного Nike 30 лет назад.
Nike обожал Агасси и маркетил его как рок-звезду
Nike подписала Агасси еще тинейджером в 1988-м, и он взорвал US Open того года их джинсовыми шортами – джортами, – ранее забракованными Джоном Макинроем, а в результате ставшими легендой. Компания вообще первое время продавала Андре как преемника Джона – анфан-терибля, разрушающего репутацию тенниса как развлечения пожилого истеблишмента.
Реклама Nike, где Агасси и Макинрой нарушают конвенциональные представления о теннисе (1990)
В рамках этой бунтарской эстетики к сезону-1990 компания запустила для 19-летнего Агасси (одного из двух тинейджеров в топ-10) линию с говорящим названием Challenge Court. По собственному описанию Nike, это был «коктейль из денима, неона и геометрических узоров в стиле не то скейтеров, не то серферов». По расхожей версии, Андре дебютировал в Challenge Court на домашнем «Шлеме» в начале осени, но вообще-то уже в начале лета он сыграл в ней в первом шлемовом финале на «Ролан Гаррос».
В Нью-Йорке фуксию в наряде Агасси заменил лайм, и в его компании Андре тоже дошел до финала. Титул он проиграл будущему антагонисту Сампрасу, но дерзость и убер-индивидуальность Андре, так отличавшие его от Пита, и сделали вещи Nike узнаваемыми, а в перспективе – культовыми (до сих пор продаются на eBay как минимум по цене актуальных моделей). Помогла, надо думать, и рекламная кампания Agassi’s Rock & Roll Tennis Camp, где теннисисту подыгрывали Red Hot Chili Peppers – тогда такие же, как он, артисты на пороге большого прорыва:
«Мы продаем не только вещи, но и характеры, – в следующем году объяснял успех Challenge Court сооснователь Nike Фил Найт (Агасси в 1991-м проиграл еще один финал «Шлема», прежде чем наконец победить на «Уимблдоне»-1992 и избавиться от репутации игрока, у которого есть только имидж). – А Андре Агасси не только один из наших лучших спортсменов, но и один из наших самых ярких характеров. Мы любим, когда нам удается взбодрить публику».
Вещи из оригинальной Challenge Court
«Когда я могу носить то, что мне нравится, и делать то, что мне нравится, это в конечном счете помогает мне выступать лучше», – отрабатывал контракт Агасси.
В 2020-м легенда Агасси все еще достаточно сильна, а стиль – актуален. Григор Димитров не даст соврать
30 лет спустя в разговоре с Forbes Агасси рассказал, что им с Nike повезло найти друг друга: «Все началось, потому что у меня на все было свое мнение, а ребята из Nike были готовы выйти за общепринятые границы. В результате мы создали то, что мне хотелось носить и транслировать. У меня тогда был бунтарский этап, и все, что шло вразрез с общепринятыми понятиями, меня заводило».
Дизайнеров Nike все, что связано с Агасси, заводит до сих пор: его джинсовые шорты (которые выставлены в музее Зала теннисной славы в Ньюпорте), например, они весьма удачно воскресили к прошлогоднему Australian Open, а принты, напоминающие пятна краски, встречаются почти в каждой коллекции Nike (по легенде, логотип Challenge Court возник как раз из случайной кляксы).
Агасси с дизайнерами Nike
Работа над Challenge Court-2020 потребовала не только погружения в архивы и реконструкции старой графики, но и, конечно, адаптации ретро-стилистики к современным материалам. «При создании каждой вещи мы заботились о том, чтобы, с одной стороны, сохранить ностальгическую эстетику, а с другой – не сделать это за счет технологичных характеристик материалов», – рассказывает тимлид дизайнеров NikeCourt Эбби Суонкатт.
«Переосмысление коллекции 30-летней давности было очень интересным, сложным и реально классным занятием, – продолжает Суонкатт. – Вещи, которые были созданы тогда, сегодня все еще актуальны».
Nike Challenge Court-2020
Коллекция, в которой теннисисты играют в Нью-Йорке уже на этой неделе (туда перенесли «Мастерс», обычно проходящий в Огайо), очень цветастая и немного шизофреничная и действительно выглядит довольно современно (может вызывать головную боль). Последнее, пожалуй, не столько дизайнерская, сколько маркетинговая удача Nike – в эпоху повальной моды на ностальгию не пытаться придумать очередной трибьют, а просто переработать собственную легенду и погреться в лучах ее величия.
Карен Хачанов
Петра Квитова
Григор Димитров
Андрей Рублев
Виктория Азаренко
Слоун Стивенс
50-летний Агасси уже давно не самоуверенный и, похоже, в успехе релиза все же сомневался. На зум-презентации он рассказал, как проверил его на 16-летнем теннисисте – сыне друга, – который был у него в гостях: «Я отправил его открыть коробки с образцами и сказать, как они ему. Было классно посмотреть на них глазами подростка. Увидев его реакцию, я даже подумал сам надеть это на улицу».
Аманда Анисимова
Дарья Касаткина
Арина Соболенко
Донна Векич
Мэдисон Киз
Как и 30 лет назад, вещи Challenge Court очевидно слишком кричащие, чтобы понравиться всем. Но и слова Андре Агасси, сказанные тогда, с позиции бизнеса по-прежнему применимы: «Плохая пресса или хорошая – не так уж важно. Главное – что говорят».
Да и вообще, любой наряд, в отношении которого есть сомнения, отдаем на стилизацию Григором Димитровым.
Джинсовые шорты Агасси – любовь. Их вспомнили на Australian Open
Джон Макинрой в 1981-м выдал самую знаменитую тираду в истории тенниса. Она принесла ему больше славы, чем все титулы
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: twitter.com/Nikecourt, cincytennis; Gettyimages.ru/Dan Smith, Matthew Stockman; nike.com; instagram.com/cincytennis, kasatkina, sabalenka_aryna, donnavekic, madisonkeys, amandaanisimova, grigordimitrov