Липпи нашел слабости немцев и усилил хаос в атаке заменами. Реконструкция ЧМ-2006. 1/2 финала. Италия – Германия
Никому не дается легко выход в полуфинал чемпионата мира. На ЧМ-2006 Германия в четвертьфинале переборола Аргентину в серии пенальти, а Италия в 1/8 финала вдесятером «отскочила» от сборной Австралии Гуса Хиддинка на 95-ой минуте. Матч в Дортмунде был комком нервов с одной из самых эпичных развязок в истории чемпионатов мира.
Стартовый состав немцев на полуфинал вряд ли стал откровением. Торстена Фрингса, пропускавшего матч из-за дисквалификации после стычки с аргентинцами в четвертьфинале, заменил Себастьян Кель, а голевая скидка Тима Боровски на Клозе в том же матче обеспечила игроку «Вердера» место в старте вместо Бастиана Швайнштайгера.
Марчелло Липпи выставил почти такой же состав, как на удачный четвертьфинал с Украиной. В состав лишь вернулся Марко Матерацци, отдохнувший после удаления в матче с Австралией. Пара опорников Пирло-Гаттузо дополнялась Франческо Тотти, Каморанези включался справа, Перотта создавал пространство для Гроссо слева, на острие – Лука Тони.
Прессинг немцев после потери, использование ширины поля
Германия Клинсманна – это сборная времен перестройки. После провального Евро-04 немецкий футбол переживал процесс перерождения самого себя. Об этом прекрасно рассказал журналист Рафаэль Хонигштайн в своей книге «Das Reboot». Скромный помощник главного тренера Йоахим Лев был главным вдохновителем новых идей в той команде, учил молодых игроков – Швайнштайгера, Лама, Подольски – играть в футбол будущего.
Одним из основных положений того футбола был интенсивный прессинг и вступление в отбор сразу потери мяча даже на чужой половине поля.
Не менее важна для немцев была возможность быстрой смены направления атаки. Для этого номинальный крайний полузащитник Боровски (и реже Шнайдер) использовал диагонали на противоположный фланг.
В центре поля с той же задачей отлично справлялся Себастьян Кель. Несмотря на позицию номинально ниже, чем у его напарника по центру поля Баллака, он активно принимал участие в построениях атак. Он подключался в свободные зоны, образующиеся в полуфлангах и на флангах, а затем подавал.
Не менее эффективен он был и при игре в центре.
Для более вертикального развития атак Германия использовала забросы на Клозе, который безуспешно вёл борьбу с Матерацци. Марко, заменивший в старте Андреа Бардзальи, выдергивался в зону между линиями, куда шел заброс на Клозе, и вступал в борьбу. В редких случаях, когда Матерацци её проигрывал, Каннаваро страховал на высочайшем уровне.
Главным бичом команды Клинсманна на том турнире были дальние удары. За весь чемпионат Германия нанесла 113 ударов (больше 16 ударов за игру) с точностью чуть выше 40%.
Гол Торстена Фрингса в матче-открытии стал одним красивым исключением из правил. Будущие адепты xG сильно раскритиковали бы сборную Германии-2006, которая неосознанно била при любой, даже не самой удобной возможности. Против более слабых соперников склонность к дальним ударам скорее имела эффект запугивания. С аргентинцами и итальянцами это не работало. Опасно бить с дистанции мешали опорники, а случайные удары или блокировались, или шли слишком далеко от ворот.
Липпи знал, как вскрыть немцев
У сборной Германии на том чемпионате мира были две основные проблемы: игра обороны и стандарты. При этом до полуфинала команда Клинсманна пропустила всего трижды: два – в матче с Коста-Рикой и один – в четвертьфинале с Аргентиной со стандарта.
Команда Клинсманна была очень уязвима на том турнире к забросам из глубины. Паре Метцельдер-Мертезакер не хватало скорости, а Арне Фридрих из-за отсутствия стабильной практики на позиции правого защитника регулярно терял линию офсайда. Из-за таких ошибок костариканец Ванчопе дважды забил в матче открытия ЧМ.
При наличии в составе Андреа Пирло не воспользоваться подобным – глупость. В первом тайме атакующая игра итальянцев строилась из глубины. Приходивший на свою треть поля Тотти помогал в билд-апе.
Перротта (и реже Каморанези) заполняли освобождаемый центр для борьбы за отскок после скидки Тони, на которого направлялись передачи верхом. Если заброс шёл за спину защитникам, то часто летел в офсайд (статистика по офсайдам к 60-й минуте: 8-1 в пользу Италии).
К концу основного времени в игру включился Липпи. На поле появились Альберто Джилардино и Винченцо Яквинта (с первых минут дополнительного времени). После этого система, ранее завязанная на высоком форварде Тони, исчезла, а новая ее версия стала более гибкой. Это едва не решило исход игры на первых минутах дополнительного времени. Активный Джилардино воспользовался медлительностью Метцельдера, вошел в штрафную, остановил мяч на лицевой, убрал Баллака и пробил мимо Леманна. Тогда немцев от гола спасла штанга.
К концу первого дополнительного тайма на поле появился и Дель Пьеро. Построение форвардов стало окончательно спутанным. Джилардино и Дель Пьеро менялись местами, а иногда и оба оказывались в центре.
Стандарты и Гроссо
Важным моментом в игре было большое число фолов. Причиной тому были в том числе и активные действия обеих команд в прессинге. 17 фолов и 1 желтая карточка за первые 45 минут – показатель грязной, но не грубой игры. При этом некоторые из действий оставались даже без свистка. В такой игре на первую роль стали выходить бесконечные стандарты.
Роль и значение Фабио Гроссо в такой игре как раз важно в контексте его игры на стандартах. Левый защитник, обладая ростом в 190 см, не всегда ходил в штрафную и тем более не был там первой скрипкой. Но при этом Фабио отлично выбирал свободные зоны, в которые мяч часто просто не доходил.
Даже в момент того самого гола передача Пирло не пошла бы в ту зону, не отскочи туда Гроссо после игры на ближней штанге.
На гифке идеально заметен путь Гроссо к точке удара – забегание от центра ворот на ближнюю, затем отскок в нужную зону и удар.
Однако всего этого могло и не быть.
Гроссо активно подключался к атакам своей команды. При этом Фабио не превращал свои подключения в подачи на Тони, а старался войти в штрафную. Это могло подвести итальянцев как минимум дважды, когда он не успевал возвращаться назад. Шнайдер и Клозе своими возможностями в основное время не воспользовались.
В итоге у истории этого матча была другая развязка. Голы Гроссо и Дель Пьеро повергли в слезы 60-тысячный стадион в Дортмунде и всю Германию. А еще через несколько дней – другую соседнюю страну.