Союз-1990-16. Колосков-шоу на выборах тренера сборной СССР, где устроили судилище Лобановскому
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Прежде всего, всех православных с Пасхой. Христос Воскрес! А дальше про футбол
103-я часть рубрики «Чемпионат СССР. Тур за туром. Факты, интриги, скандалы» про 16 тур чемпионата сезона-1990 и
КОЛОСКОВ-ШОУ НА ВЫБОРАХ ТРЕНЕРА СБОРНОЙ СССР
В июле 1990 года произошло беспрецедентное событие в истории советского футбола – состоялись выборы тренера сборной Союза. Раньше ведь как происходило, наставника главной команды страны назначало вышестоящее руководство из Федерации футбола СССР. Теперь же, в духе перестроечного времени, начальник советского футбола Вячеслав Колосков решил поиграть в гласность с демократией, и сделать что-то наподобие выборов. Только вот в очередной раз вышла попытка хорошей улыбающейся мины при плохой игре. Вернее будет сказать, кого хотели назначить в Федерации футбола СССР старшим тренером страны, и чья личность прогнозировалась заранее – тот и был избран. Но обо все по порядку.
Началось все с того, что бывший тренер сборной Союза Лобановский держал ответ перед всеми своими коллегами клубов Высшей лиги, сборных и советским футбольным начальством. Причем Валерий Васильевич доклада на технический комитет Федерации футбола СССР не делал, а отвечал на вопросы. Вышла очень острая дискуссия. Особенно старались Бышовец и Малофеев, у которых были свои счеты к Лобановскому. Бывший тренер олимпийской сборной со всей присущей ему страстью сказал, что «Лобановский истинных причин неудач так и не назвал… долгие годы руководства Лобановским сборной СССР и ведущим клубом страны стали явлением, в котором надо детально разобраться. Да, у нас были успехи за это время – европейские кубки, второе место на чемпионате Европы, но не слишком ли большую цену мы заплатили за то, что сейчас происходит в нашем футболе? Теперь Лобановский упрекает тренеров клубов, что они плохо готовят игроков для сборной, но ведь в той же сборной было 9 игроков киевского «Динамо». Разве уровень их подготовки был нормальным, и разве мы не знаем, какими методами Лобановский добивался переходов игроков из разных клубов в киевское «Динамо», создавая там суперклуб?».
Но при этом Бышовец как-то подзабыл, что точно такими же методами он стал собирать в одном клубе игроков своей олимпийской сборной, когда возглавил московское «Динамо» по ходу отборочного турнира в Сеул-1988. То есть, Анатолий Федорович шел путем Лобановского, не даром же его «бело-голубые» по своему составу почти не уступали киевлянам. Но эти факты Бышовец предпочитал не упоминать. Он просто сводил счеты со своим оппонентом, с которым у него разгорелась нешуточная война из-за игроков олимпийской сборной в 1987-1988 годах. Больше того, я утверждаю, что из-за Бышовца не удалось нормально подготовить сборную СССР в ее сильнейшем составе к матчам Евро-1988. Правда, спустя два года Лобановскому уже никто не мешал комплектовать команду. Но здесь, думаю, дал ответ начальник сборной – спартаковец Никита Симонян: «У многих наших игроков, выступавших за границей, резко изменилась психология, и мы просто этого не ожидали».
Выводы по этому вопросу собранием тренеров были сделаны интересные. Мол, у легионеров при вызове в сборную уже больше не горели глаза, как раньше. Из-за заявлений Лобановского, что он покидает сборную после чемпионата мира, «многие игроки изменили свое поведение, думая, видимо, зачем истязать себя в тренировках. И если раньше они тренировались по убеждению, то теперь по принуждению, и это не могло не сказаться на качестве их подготовки».
Бышовец, явно чувствуя за спиной поддержку всесильного Колоскова, продолжал словесно поносить Лобановского в попытке как можно больше унизить все его достижения последних лет. Кстати, когда Малофеев потребовал у ВВЛ, чтобы тот ответил на выпады Бышовца, Лобановский невозмутимо сказал, «что никакого конкретного вопроса к себе в выступлении Бышовца не заметил, и отвечать ему не на что». Все верно. Анатолий Федорович попросту произносил гневные монологи, больше похожие на обвинения сталинских времен, когда везде и вокруг искали и выявляли «врагов народа». Конечно же, времена уже были далеко не те, и даже не брежневские, когда московский центр после «бронзы» Олимпиады в Монреале-1976 пытался вовсе отстранить Лобановского от футбола, но «гетман» тогдашней Украины Щербицкий не позволил. Теперь же большее, на что могли рассчитывать «доброжелатели» ВВЛ – это выговор на высшем уровне, и всеобщее порицание в СМИ. Что для такой глыбы, как Лобановский, было типа волны, которая, ударившись об его подножье, откатиться назад в жизненный океан, и не принесет никакого вреда.
Торпедовский тренер Валентин Иванов постоянно бросал колкости в адрес Лобановского. Старался как можно больнее «укусить» своего киевского коллегу и Малофеев, явно не простивший ВВЛ колкостей насчет его «искреннего футбола» и замены на тренерском мостике в сборной перед самым чемпионатом мира в Мексике-1986:
- Какую оценку вы бы поставили за игру в Италии?
- Поскольку результата не добились, то двойку, - отвечал Полковник.
- Я бы поставил «кол»…
И понеслись рассуждения Эдуарда Васильевича про ошибки планирования учебно-тренировочного процесса сборной, допущенные ВВЛ, о том, что не стоило на стартовый матч против Румынии одновременно ставить «Бессонова, Заварова и Добровольского, которые не участвовали даже в подготовке команды. Одного – еще куда не шло, а тут сразу троих. Это же гибель для команды». Завершил тренер минского «Динамо» свою пламенную речь тем, что Лобановский втянул сборную в разборки между Федерацией футбола СССР и Союзом футбольных лиг. «Валерий Васильевич хотел, видно, создать себе нерукотворный памятник в виде упомянутого союза. Но самое страшное, что в эту борьбу были вовлечены игроки сборной – одни за федерацию, другие за союз. Разве в такой обстановке главному тренеру было до подготовки к чемпионату мира?».
Прочитав этот пассаж в еженедельнике «Футбол», рупоре Федерации футбола СССР под руководством Вячеслава Колоскова, лично мне сразу же все стало ясно. Вот с этого нужно и было начинать, и сразу же завершать! Колосков руками, вернее, глотками противников Лобановского мстил тренеру, который вздумал выступить против его безграничной власти в советском футболе. А теперь победители, как могли, изголялись над проигравшим. Чего только стоит призыв Малофеева к Лобановскому покаяться, на что Валерий Васильевич ответил, что каяться нужно в церкви. Главная часть этого Колосков-шоу завершилась, но основная - была еще впереди.
Федерация футбола СССР еще в начале 1990 года «объявила конкурс на замещение должности главного тренера сборной страны». Но из 52 кандидатов, которые прислали заявки, не оказалось ни одного профессионального футбольного тренера! Поэтому наставники клубов Высшей лиги решили выбрать старшего в сборную со своего круга. Причем главным требованием было невозможность совмещения должностей в сборной и клубах. Малофеев выдвинул кандидатуру Павла Садырина из ЦСКА, Владимир Сальков (олимпийская сборная) – Бышовца («Динамо» Москва), Виктор Прокопенко («Черноморец») – Евгения Кучеревского («Днепр»). Садырин отказался сразу, заявив, что не имеет морального плана покидать ЦСКА, который он вывел в Высшую лигу, и теперь претендует на советское «золото». Бышовец сказал, что ему нужно согласовать этот вопрос с динамовским руководством. И только Кучеревский сразу же согласился возглавить сборную. Он и выиграл в тайном голосовании – 11 против 9 голосов за Бышовца. При этом четыре тренера воздержались. А так как, ни один из претендентов не набрал 50% голосов, решено было перенести голосование на Исполком Федерации футбола СССР. Где 20 против 10 выиграл уже Бышовец, и стал новым главным в сборной.
И все бы ничего, если бы не одно огромное НО. На тренерское голосование наставников сборных и клубов Вышки были приглашены Колосковым такие известные личности из Москвы, как Константин Бесков, Михаил Якушин, Гавриил Качалин, Валентин Николаев, Игорь Нетто, плюс руководители комитета Никита Симонян и Николай Годик. А теперь отнимаем от девяти эти семь голосов, и получаем результат 64,7% в пользу Кучеревского! Такое вот Колосков-шоу вышло. Признаться, когда мы, болельщики, узнали подробности голосования, и как оно проходило, то смеялись и плевались одновременно. Потому что ясно стало. Весь этот цирк с голосованием, а не назначением давно определенного на верхах кандидата, нужен был только для того, чтобы в первой части собрания тренеров как можно больнее ударить Лобановского, при возможности растоптать и унизить. Человека-глыбу, который мешал московским чиновникам править в советском футболе. Конечно же, они не могли позволить, чтобы сборную еще раз возглавил украинский специалист. Им нужен был свой в доску тренер.
Лобановский по ходу выборов задал вопрос кандидатам: «Как вы отнесетесь у тому, что игроки сборной с согласия клуба заключат контракт с зарубежной командой? Конкретно – Михайличенко и Протасов…».
Кучеревский: «Считаю, что в каждом случае надо подходить индивидуально».
Бышовец: «Если уж мы строим правовое государство, то все должно быть по закону. Существует у нас ценз – 28 лет, и мне непонятно, почему тренеры хотят обойти этот футбольный закон».
Кстати, Анатолий Федорович изначально озвучил, что из киевского «Динамо» будет брать в обновленную сборную СССР как раз Михайличенко, Протасова и Олега Кузнецова. Так что возмущения нового старшего тренера главной команды страны вполне объяснимы. Перед вторым туром голосования на Исполкоме Федерации футбола СССР Бышовец твердо озвучил личное кредо: «У современного поколения футболистов своя психология. Считаю, что у игроков должны преобладать такие приоритеты – Родина, семья, деньги… Именно в таком порядке. Если меня изберут, я привлеку к работе тот штаб, который работал со мной на Олимпиаде в Сеуле, где сборная СССР выиграла «золотые» медали».
То есть прожженный в таких ситуациях Бышовец сказал то, что нужно было для ушей высокопоставленных чиновников, которые, в свою очередь, услышали именно то, что хотели услышать – высокопарные патриотические слова с напоминанием о последней большой победе советского футбола. Плюс работа Колоскова со своими подчиненными из Федерации футбола СССР сделали свое дело.
Да что там говорить, когда сам Бышовец свое первое интервью в качестве главного тренера сборной подвластному Колоскову «Футболу» закончил такими словами: «В будущем такие выборы не должны проводиться. У руководителей Федерации футбола СССР достаточно авторитета, чтобы они сами выдвигали и определяли тренера первой сборной. Никто, думаю, их решение не поставил бы под сомнение». Советские люди, умеющие читать между строк, сразу же все поняли. Для чего устраивался весь этот сыр-бор с заседанием тренеров якобы для выборов наставника сборной, кандидатура которого явно уже была согласована на самых верхах советского футбола заранее.
16 тур. 25 – 26 июля 1990 года
«ШАХТЕР» Донецк – «ДИНАМО» Киев 2:2
26 июля 1990. 19:00. Донецк. Стадион "Шахтёр". Моросящий дождь. 20 градусов. 25 500 зрителей (официальная вместимость 43 000)
Судьи: А.Кириллов, Быковский (оба - Москва), Звягинцев (Донецк).
"Шахтёр": Ковтун, Драгунов, Сопко, Ященко (Гошкодеря, 72), Евсеев, Леонов (Юрченко, 86), Канчельскис, Кобозев, Петров, Онопко, Грачёв.
Тренер Валерий Яремченко
"Динамо" Киев: Чанов, Бессонов, Цвейба, О.Кузнецов, Демьяненко, Рац (Яремчук, 57), Михайличенко, Литовченко, Саленко (Заец, 75), Протасов, Шматоваленко.
Тренер Валерий Лобановский
Голы: 1:0 Василий Евсеев (28, с пенальти), 1:1 Олег Протасов (40), 1:2 Геннадий Литовченко (50), 2:2 Алексей Кобозев (70).
Предупреждения: Евсеев.
Дублёры - 0:2. Голы: Сергей Юран, Иван Яремчук.
В последние годы матчи этих команд в Донецке вызывали массу вопросов у любителей футбола насчет постановочности. Особенно в сезонах 1986 и 1989 годов, когда были зафиксированы одинаковые результаты – 3:3. На сей раз горняки и киевляне ограничились четырьмя забитыми мячами, по два на команду. Только вот уже ни у кого не вызывал сомнения факт борьбы на поле. Так что поединок смело можно было называть – боевым.
Настоящим героем матча стал Алексей Кобозев. На втором фото он прошел опытного Владимира Бессонова. Таким же способом этот футболист неоднократно трепал нервы киевской защите на протяжении всего матча. И, в конце концов, после подачи углового Виктором Грачевым, хладнокровно поразил цель в дальний угол, установив окончательный результат. Поучаствовал Грачев и в первом забитом в матче голе, когда его сбил в собственной штрафной площади Сергей Шматоваленко, после чего Василий Евсеев реализовал пенальти. 33-летний ветеран явно пребывал в ударе, и порхал по полю, будто бы вернулся в годы своей форвардской молодости. Только теперь Грачев не сам забивал, а создавал результативные моменты для своих партнеров по команде.
У киевлян особенной активностью выделялся Геннадий Литовченко. Он и сам забил, выведя в начале второго тайма «Динамо» вперед. И пас точный перед перерывом на дружка Олега Протасова дал. Который этим своим результативным ударом возглавил
СПОР БОМБАРДИРОВ
Олег Протасов («Динамо» Киев) – 9 забитых мячей;
Валерий Шмаров («Спартак») – 8;
Эдуард Сон («Днепр»), Игорь Корнеев (ЦСКА), Александр Мостовой («Спартак») – 6…
Другие клубы лидирующей пятерки из Москвы свои матчи выиграли.
«СПАРТАК» Москва – «ДНЕПР» Днепропетровск 2:0. Зрителей – 30 000 (86 500). Голы: 1:0 Александр Мостовой (30), 2:0 Василий Кульков (80).
В прошлом сезоне, 27 августа 1989 года, матч этих команд на этом же стадионе в Лужниках собрал 55 000 зрителей. Теперь – почти вдвое меньше. Что для 1990-го вполне нормальная посещаемость. «Спартак» своими последними результатами все громче делал заявку на защиту своего чемпионского титула. Правда, армейцы не собирались уступать единоличного лидерства.
«ДИНАМО» Минск – ЦСКА 1:2. Зрителей – 13 000 (50 050). Голы: 0:1 Валерий Брошин (38), 0:2 Игорь Дмитриев (74), 1:2 Сергей Герасимец (89, с пенальти).
Павел Садырин не зря не хотел оставлять команду, которую, считай, сам создал, и снова вывел в лидеры советского клубного футбола. Чего не наблюдалось уже без малого 20 лет. Я вот просто уверен, что играй осенью 1990-го армейцы в еврокубках, то, как минимум достигли бы весенней стадии.
«ТОРПЕДО» Москва – «РОТОР» Волгоград 1:0. Зрителей – 1 700 (13 500). Гол: 1:0 Юрий Савичев (64).
Автозаводцы в своем привычном стиле пахали на поле, как ломовые лошади, пытаясь взломать насыщенную оборону забаррикадировавшегося соперника. В прошлом туре с «Металлистом» не удалось. Хотя торпедовцы очень старались добиться успеха, Юрий Савичев в частности. И это справедливо, что именно он закатил «Ротору» победный мяч.
После матча у автора победного гола хватило еще сил отвечать на вопросы корреспондента «Футбола»:
- Недавно промелькнуло сообщение, что вы подписали контракт с греческим клубом «Олимпиакос». Насколько оно верно? Говорил ли с вами тренер этой команды Олег Блохин?
- Блохин со мной лично не говорил, но был предварительный разговор с его представителями. Не скрою, желание поиграть там у меня есть, но решение этого вопроса пока не зависит ни от меня, ни от клуба.
- Вы имеете в виду установленный ценз в 28 лет? (Юрию Савичеву было 25 – Саныч).
- Да, и его тоже. Хотя считаю это несерьезным. Ну, посудите сами: при современном уровне футбола разве можно надеяться на хорошую игру в 28 лет, скажем, в Италии, ФРГ, Испании? Честно говоря, хотелось бы все-таки попробовать каков вкус настоящего профессионализма, а не того псевдопрофессионализма, который, увы, господствует у нас…
Герой «золотого» финала Олимпиады-1988, автор победного мяча Бразилии, Юрий Савичев сказал все откровенно, без ложной патриотической патетики, которая была присуща его тренеру Бышовцу. Кстати, лишь только Савичев перейдет в «Олимпиакос», Анатолий Федорович тут же заявит, что Юрий не соответствует уровню сборной, потому что играет в слабом греческом чемпионате. Правда, Протасова из того же «Оли» он, все же, вызывал…
«МЕТАЛЛИСТ» Харьков – «ДИНАМО» Москва 0:1. Зрителей – 8 000 (36 300). Гол: 0:1 Сергей Кирьяков (53).
Еще один фигурант дела про переход в «Олимпиакос», Игорь Добровольский, появился на поле спустя две минуты после того, как был открыт счет. Это победа позволила бывшему клубу Бышовца, который с 12 июля возглавил Семён Альтман, замкнуть первую московскую тройку команд.
Одесский «Черноморец» не смог приехать в Ереван на матч с местным «Араратом». После разбирательства причин неявки игра была перенесена на 9 сентября.
Турнирная таблица после 16 тура 53-го чемпионата СССР приобрела такой вид:
1.ЦСКА (Москва) 13 8 3 2 22-10 19
2.Спартак (Москва) 13 8 2 3 26-13 18
3.Динамо (Москва) 13 7 3 3 14-10 17
4.Динамо (Киев) 12 6 4 2 18-7 16
5.Торпедо (Москва) 12 6 3 3 11-10 15
6.Днепр (Днепропетровск) 13 4 5 4 14-13 13
7.Черноморец (Одесса) 12 5 1 6 10-12 11
8.Арарат (Ереван) 12 4 3 5 10-10 11
9.Шахтёр (Донецк) 13 3 5 5 10-16 11
10.Металлист (Харьков) 13 2 6 5 4-13 10
11.Памир (Душанбе) 12 3 3 6 10-14 9
12.Динамо (Минск) 13 3 3 7 12-17 9
13.Ротор (Волгоград) 13 1 3 9 6-22 5
В статье использованы материалы сайта http://fc-dynamo.ru, еженедельника «Футбол» №4, №5 за 1990 год, а так же личные воспоминания автора
Архивариус Саныч