Джеймс Милнер. «Спроси футболиста». День игры: перерыв
***
- Вступление
- Юношеские годы
- Тренировочная база: питание и фитнес
- Товарищи по команде: часть первая
- Тренировочная база: подготовка к игре
- Взлеты и падения
- День игры: до игры
- Говорит капитан
- День игры: первый тайм
- Дома...
- ...и в гостях
- День игры: перерыв
- Игры разума
- Товарищи по команде: часть вторая
- День игры: второй тайм
- День игры: конец игры
- Слава Лиги чемпионов
- Советы
- Будущее
- Благодарности
***
Во время перерыва Клопп всегда бежит в раздевалку. Что у него за ритуал в перерыве матча? @kirchlin
Некоторые тренеры входят в раздевалку и сразу же начинает вопить и кричать — и это может происходить даже когда вы выигрываете. Фабио Капелло был, пожалуй, самым экстремальным из всех, с кем я сталкивался за это время. Он мог взорваться в одно мгновение. Некоторые игроки уходят с поля ужасно разозленными. Когда я играл за «Лидс» Дэнни Миллс был большим поклонником этого искусства. Уэйн Руни был способен потерять голову в раздевалке, когда дела шли не очень хорошо.
Наш босс в «Ливерпуле», конечно, даст нам знать о этом, когда мы играем не так как надо, но он обычно спокоен, когда мы входим в раздевалку. Все, что в этот момент хочет знать наш босс, так это нет ли у кого-нибудь травмы или других проблем со здоровьем. Если такие есть, то он скажет, чтобы их осмотрел медицинский персонал. На всякий случай можно отправить одного или двух запасных игроков разогреваться. Затем босс проведет несколько минут в глубоком обсуждении со своими тренерским штабом. Для этого на Энфилде есть отдельная комната. В маленьких раздевалках выездных стадионов он может это сделать в одном из углов раздевалки. В тот момент некоторые игроки будут между собой переговариваться, но довольно тихо. Один из нападающих может указать, сколько места он получит, если один из нас сможет пасом его найти. Защитники могут указывать на то, что в определенных ситуациях им требуется дополнительная помощь. Но это скорее небольшие разговоры и никто не кричит или вопит. Если кому-то нужна перевязка, сменить бутсы или сходить в туалет — самое время для этого.
Я всегда меняю футболку в перерыве. Если идет дождь, то под смену идет весь комплект. Если есть какие-то травмы, судороги или что-то в этом роде, то кто-то из штаба принесет велотренажер, чтобы игрок держал ноги в движении, когда тренер вернется и будет проводить командный разбор матча.
Командные разборы матча от Капелло были довольно экстремальными. Один из них застрял у меня в голове — он случился как раз перед Чемпионатом мира в Южной Африке, когда мы играли разминочный матч против местной команды в Рустенбурге. У нас было два разных состава — один для игры в первом тайме и один для второго — и мы должны были выиграть с заметным преимуществом. Я играл во втором тайме, а в перерыве счет все еще был 0:0 и ребята играли не очень хорошо. Мы все боялись худшего, но потом Капелло начал спокойно говорить: «Да, это был хороший первый тайм. Вы сделали все, о чем я просил.» Ребята смотрели друг на друга и думали: «Так, такого уж мы не ожидали, но ладно — заслужили.» А потом он просто взорвался, вышел из себя и прокричал: «Нет, вы, черт возьми, вы этого не сделали» — он ударил рукой по столу перед собой и абсолютно неожиданно взбесился. В этот момент я должен был выходить для разминки на второй тайм, что, вероятно, стало облегчением: я думал: «Ну, по крайней мере, мы хуже, чем ребята в первом тайме играть не сможем.» Да, командные разборы от дона Фабио в перерыве могли быть весьма оживленными.
Наш босс может быть очень шумным на боковой линии и он, конечно, способен пойти вразнос, когда ему это нужно, но большую часть времени в раздевалке он спокойнее, чем люди могут себе представить. Когда он и его тренерский штаб придут после их разговора, многое из того, что он нам скажет, будет касаться видеороликов, которые подготовили аналитики. В нашей раздевалке на Энфилде есть большой экран, который он может использовать для подобных презентаций. На некоторых выездных стадионах есть такие же удобства, но на других стадионах штаб покажет нам все на портативном проекторе. Они лентой пометят точное место на полу, именно там этот проектор и будет установлен. В некоторых тесных раздевалках доходит до смешного, когда все мы толпимся вокруг этого проектора.
Тренер обычно показывает нам несколько различных видеонарезок, подкрепляя ими ключевые сообщения, которые он хочет донести до нас. Это может быть сделано для того, чтобы сказать защите: «Вы недостаточно высоко поднялись. Двигайтесь сюда», или это может быть что-то о стандартных положениях или он может просто сказать всем нам, что нужно делать больше или меньше того-то и того-то при получении мяча. Он может показать нам, что определенный тип атаки или навеса работает, а другой — нет. Многие игроки реагируют лучше, если они могут видеть что-то, показываемое им на экране. В плане коммуникации он очень ясно все до нас доносит.
Некоторые тренеры впадают в абсолютную ярость. Некоторые тренеры наоборот редко повышают голос. Некоторые тренеры постоянно повышают голос, просто чтобы добиться реакции. Я видел таких тренеров, которые, когда они знают, что конец близок, на самом деле не знают, что сказать, поэтому один из игроков-старожилов должен прийти на помощь и вмешаться. Еще был тренер, который просто вошел в перерыве в раздевалку, сказал «Играйте лучше во втором тайме» и ушел. Насколько я помню, во втором тайме мы играли лучше и выиграли тот матч. Я полагаю, что этот тренер мог бы сказать, что его речь в перерыве была вдохновляющей. Но, думаю, что большинство игроков будет иметь другое мнение на этот счет.
Какие командные речи проводишь ты, чтобы поднять боевой дух игроков? @_venyy
«Грязные» командные переговоры, как в недавнем интервью сказал тренер! Я догадываюсь, что он имеет в виду, когда мы находимся в раздевалке и если нам нужно сплотиться, то, вероятно, кому-то вроде меня легче сказать подобные вещи, чем ему самому сказать их на своем неродном языке. Его английский почти безупречен, но если он хочет, чтобы я говорил определенные вещи определенным образом, то, как старший игрок, я буду рад это сделать. Я уже давно занимаюсь футболом, работаю под руководством многих разных тренеров и, наверное, могу оценить настроение — когда подходящее время для сильных слов, а когда подходящее время для чего-то более тонкого. Я подумаю о том, над чем мы тактически работали в преддверии игры и тоже постараюсь отразить это в своей речи.