Памяти Сэра Стирлинга Мосса: великая победа британца в Аргентине в 1958
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Сегодня не стало Стирлинга Мосса, которого несмотря на все заслуги считают одним из самых невезучих гонщиков в истории. Но в его карьере есть примечательные моменты и невероятные победы. Я готовился опубликовать этот материал несколько позже на неделе, но сейчас появился повод (пусть и грустный) вспомнить один из очень крутых стратегических ходов, который вкупе с его талантом и профессионализмом помогли в свое время британцу выиграть в почти безнадежной ситуации...
Эта история родом из 1958, когда размещение двигателя где угодно, но не впереди гонщика, было весьма странной идеей (Энцо Феррари говорил об этом так: «Лошади тянут повозку, а не толкают ее»). Но впереди была новая эра, в том числе быстрее наступившая благодаря Стирлингу Моссу и его стратегии на гонке в Аргентине…
Победа Мосса на среднемоторной машине Формулы 2, где он опередил соперников из Ferrari и Maserati на более мощных, но переднемоторных машинах, проложила путь в будущее. Расположение двигателя посередине имело столько естественных преимуществ, что сейчас нам кажется очевидным, что только таким путем мог развиваться спорт.
Но тогда, по правде говоря, победа была добыта благодаря стратегии, которую вместе выбрали Мосс и его механик, Альф Фрэнсис. Только позже стало понятно, что такую стратегию можно было реализовать лишь благодаря одному из плюсов среднемоторной компоновки – легкому весу. Это позволило Моссу всю гонку проехать без остановок на одном комплекте шин Dunlop, в то время как остальные гонщики за рулем тяжелых переднемоторных машин планировали делать остановку посередине гонки для заправки и смены шин. Суть трюка Мосса была в том, чтобы адаптировать свой пилотаж к этой затее, а также, что самое главное, сохранить все в секрете.
Один из частников, Роб Уокер, приобрел машину Cooper – это была адаптированная машина Формулы 2 с двигателем, объем которого увеличили до 2 литров. Но это все равно было на пол-литра и 80 л.с. меньше, чем у переднемоторных Ferrari Dino и Maserati 250F. Но зато среднемоторная компоновка давала лучшее распределение веса, да и сам мотор был просто легче, чем у итальянцев.
Вся машина с двигателем и коробкой передач, весила всего 360 кг (минимального веса тогда не было). Более крупные итальянские машины были на 220 кг тяжелее. Все это давало машине Cooper невероятное соотношение мощности к массе, но в квалификации это не было очевидно – Мосс был лишь седьмым, он отстал почти на две секунды от Maserati пятикратного чемпиона мира Фанхио. И это только усилило разговоры о том, что эта маленькая машинка просто не может быть конкурентом крупным «матерым волкам».
Возможно, слабое выступление Мосса в квалификации было прикрытием к его затее, а может это было лишь следствием того, что в гонку они вписались в последний момент. Ferrari и Maserati уже вовсю тренировались, пока организаторы пытались допустить Мосса (он уже тогда был немалой звездой) к гонке: команда Мосса, с которой у него контракт, Vanwall, не принимала участие в гонке, потому что они не успели адаптировать двигатель к новым требованиям топлива 1958 года.
Мосс не сразу лидировал в гонке, но, прорвавшись на первое место, больше уже никому его не отдал
Именно Мосс спросил у Уокера, мог ли он использовать его адаптированный Cooper. Уокер сам не поехал на гонку, но отправил машину и механика, Альфа Фрэнсиса. Все было доставлено вовремя и сделано за счет организаторов.
Даже если Мосс подозревал, что у Cooper есть шанс на победу в гонке, он и Фрэнсис знали, что они будут обречены, если будут останавливаться посреди гонки для дозаправки и смены резины, как все остальные. Каждое из колес Cooper крепилось на четыре болта, ведь машина предназначалась для гонок Формулы 2, где пит-стопы не предусмотрены. Поскольку только Фрэнсис мог обслуживать машину, пит-стоп занял бы 2-3 минуты. Машины Ferrari и Maserati имели лишь одну гайку, фиксирующую каждое колесо, да и команды у них были полноценные – на пит-стоп ушло бы меньше минуты.
Мосс публично заявил, что не имеет шансов на победу, ведь пит-стоп отнимет у него целую вечность. Но штука была в том, что он то и не собирался делать этот самый пит-стоп. Он попросил Фрэнсиса заправить машину на всю дистанцию. Мосс в начале гонки никуда не рвался на своей тяжелой машине и шел пятым, в то время как местный герой и действующий чемпион мира Фанхио быстро разобрался с Жаном Бера на Maserati и Майком Хоторном на Ferrari и начал отрываться. Ferrari Питера Коллинза потеряла приводной вал на самом старте, так что одним соперником было меньше.
Когда топлива в баках Cooper становилось все меньше и машина легчала, Мосс смог обогнать Ferrari Луиджи Муссо в борьбе за четвертое место. Хоторну пришлось заехать в боксы из-за падения давления масла и, хотя он смог вернуться, Мосс вышел на третье место. Бера развернуло на скользком покрытии трассы, так как его шины износились – Мосс стал вторым.
На 35-м круге у Фанхио сильно стерлась одна из шин, ему пришлось очень долго возвращаться в боксы, где резину поменяли и дозаправили топливом бак. Он выехал обратно на четвертом месте и, каждый раз, когда он пытался выжимать из двигателя больше, тот перегревался – это было следствием его адаптации под новые топливные правила 1958 года.
Муссо, Бера и Хоторн совершили свои плановые остановки для замены резины и дозаправки. Муссо приступил к погоне за Моссом, который «должен был еще остановиться». Британец продолжал ехать в своем темпе, постоянно обращая внимание на свои шины. Муссо, который ожидал, что Мосс остановится, не гнал во всю. В боксах Фрэнсис каждый раз указывал Моссу на новые шины рядом с собой, когда тот проезжал мимо, но тот в боксы не заезжал и продолжал наматывать круги.
За 14 кругов до финиша британец начал видеть в зеркала заднего вида, что его шины уже на грани. Он даже использовал траву в некоторых поворотах в попытке охладить их. К этому моменту в боксах Ferrari почуяли, чем дело пахнет и дали команду Муссо ускориться. У Луиджи ушло немало времени, чтобы понять, что к чему и что от него хотят, так что, когда он таки нажал на газ, было уже поздно. Он пересек линию позади Мосса в трех секундах.
Переднемоторные машины еще доминировали какое-то время, но новая эра в Формуле 1 была уже не за горами...
Сэр Стирлиг Мосс 1929-2020.
Это перевод статьи Марка Хьюза с сайта Formula1.com от 9 апреля 2020.
Фото: Formula1.com
Этот блог в соцсетях: