В 1994-м Фетисов приходил на прямой эфир к Листьеву. Говорил о любви к родине и борьбе с режимом
Возвращение «предателей», турне звезд НХЛ.
Локаут-1994 – уже подзабытый отрезок истории НХЛ. Он был исторически долгим сам (на тот момент) и повлиял на потерю целого сезона 10 лет спустя и введение жесткого потолка зарплат. А еще он вернул домой первое поколение русских звезд НХЛ, и некоторые из них думали, что родину уже никогда не увидят.
Вячеслав Фетисов уехал в Америку в 1989-м – сделал это легально после громкого затяжного скандала. Пять лет спустя он пришел к Владиславу Листьеву в «Час пик» – это была флагманская программа главного канала страны (который тогда назывался «Первый канал Останкино»), русская версия Шоу Ларри Кинга. Прямой эфир, интервью с актуальными российскими и мировыми знаменитостями.
«Час пик» стартовал 30 мая 1994-го (первым гостем был Никита Михалков). 1 марта 1995 года вышел последний выпуск с Листьевым (гостем был врач-нарколог Андрей Врублевский) – через час после эфира он был убит в подъезде своего дома. Потом его вели журналисты Сергей Шатунов, Дмитрий Киселев и Андрей Разбаш. В ноябре 1998-го «Час пик» был закрыт.
До Фетисова на «Час пик» приходили только двое людей спорта – Шамиль Тарпищев, партнер Бориса Ельцина по теннису, и Сергей Белов, главный тренер сборной России по баскетболу, которая только-только вернулась с серебром чемпионата мира. Поводом для приглашения Фетисова стал проект «Звезды России» (он был одним из организаторов), в рамках которого энхаэловцы сыграли несколько матчей с клубами МХЛ (главная хоккейная лига страны того времени), причем не только в столице – Ярославль, Нижний Новгород, Новосибирск, Магнитогорск – и везде собирали полные арены.
Фетисову на момент интервью было 36, он играл за «Нью-Джерси», а после возобновления сезона оказался в «Детройте», собиравшем русскую пятерку. В памяти еще были живы события отъезда из СССР, когда Фетисов боролся с Минобороны, так что мимо этой темы Листьев пройти не мог.
– Что еще осталось (от советского прошлого – Sports.ru)?
– Орден Ленина.
– И что для вас сейчас представляют эти награды?
– Я прожил большую жизнь здесь и счастлив, что играл с отличными хоккеистами. Как и все медали, эти награды – память.
– Вы стали первым советским хоккеистом, который подписал контракт с американским клубом.
– Был Сергей Пряхин, он подписался с «Калгари», но это канадский клуб, и он подписывал контракт через посредника, а я стал первым игроком, который подписал контракт напрямую.
– С чем столкнулись, когда попытались уйти из нашей системы?
– С системой и столкнулся. Помимо спортивной, в ЦСКА у нас была партийная и воинская зависимость. В 20 лет я стал младшим лейтенантом, но службу не знаю и оружие в руках никогда не держал.
– Вас даже вызывал министр обороны.
– Это была серьезная встреча. Уже после того, как со мной переговорили все замминистры и поняли, что у них ничего не получится. Я пытался через прессу добиться увольнения из армии – мог бы убежать, но не хотел. Они перепробовали все возможные угрозы и в итоге пригласили к министру Язову.
– Что он сказал?
– Меня шокировало то, что я услышал. Он ругался матом, угрожал тем, что я по-прежнему майор и меня могут отправить в любую точку. Потом по-дружески поговорили – были разные варианты разговора. Помимо меня, было четыре генерала и Виктор Тихонов.
* * *
Сборная звезд сыграла шесть матчей – выиграла пять и проиграла один, в Ярославле. Фетисов хорошо отзывался о мастерстве хоккеистов, которые играли в России, но отметил, что из-за большого оттока в НХЛ уровень чемпионата и сборной все же упал. А еще отметил, что, как и во времена его отъезда в Штаты, в российском чемпионате почти все решают тренеры.
Фетисов перед отлетом в США
– Пять лет назад вы говорили, что у советских хоккеистов нет никаких прав. Что изменилось на сегодня? Сейчас у наших хоккеистов есть права?
– Зависимость от тренера осталась. В НХЛ совсем другие отношения. А здесь зависит от него, дадут тебе квартиру, машину или контракт. Этими делами должен заниматься менеджмент. Я анализирую сейчас, почему у нас ребята не доигрывают до 30 – большая психологическая нагрузка. Нас тренировали 4-5 раз в день – сколько тренеру хотелось. А в НХЛ даже на предсезонке тренер имеет право первую неделю тренировать не больше трех часов и один раз – ни разу не тренировались дважды.
Игроки привыкли подчиняться – когда началась нервотрепка [с отъездом], многие отвернулись от меня. Я надеялся на помощь и поддержку от хоккеистов. Макаров, Ларионов, Крутов и Каменский поддержали.
– С чем столкнулись в Америке?
– После того, с чем я столкнулся [в СССР], все было радостно. Из сложностей – язык, и мы какие-то замкнутые люди. Молодежь сейчас приезжает, им проще адаптироваться. Нам сложнее – нельзя прийти в чужой дом со своими правилами. Но сейчас намного лучше – мы нашли друзей среди американцев, я даже стал крестным.
– Вы чувствуете себя своим?
– Есть неопределенность – ты можешь быть обменян, и никто тебя не спросит. Сообщат ночью – бери билеты и лети в Виннипег. Это тоже зависимость. Я отыграл пять лет в «Нью-Джерси», мой контракт истек, а сезон сейчас отложен на неопределенное время.
* * *
Одна из главных целей создания сборной звезд – привезти домой беглецов, которые в СССР считались предателями. Главные из них – Могильный и Федоров – были лучшими игроками нового поколения. Могильный сбежал в «Баффало» с чемпионата мира в Швеции, Федорова после Игр доброй воли укрыли в США представители «Детройта» – с тех пор звезды НХЛ боялись приезжать в страну.
Могильный всерьез думал, что его арестуют сразу в аэропорту, к тому же у него не было российского паспорта. Фетисов сумел связаться с ОКР и администрацией президента и убедил Александра, что возвращение будет безопасным, а его дело давно закрыто. В итоге все закончилось хэппи-эндом – Могильный получил паспорт новой страны, встретился с семьей и нашел будущую жену, а зрители живьем увидели одного из лучших игроков мира.
– Как вы привезли ребят в Россию?
– Многие внутри страны не хотели, чтобы игроки НХЛ приехали. Мы проделали огромную работу – старался найти спонсоров в Америке, а мне говорили, что это невозможно. Мы сидели на телефоне и пытались убедить Могильного, Федорова, Буре. Если бы я сказал Могильному пару месяцев назад, что он сыграет в Новосибирске и забьет три гола, он бы назвал меня сумасшедшим. Я постоянно с ним общался и смог убедить – он счастлив, что вернулся. Они все нормальные, чистые ребята.
– В чем сейчас выражается у вас чувство любви к Родине?
– Я люблю свою Родину. Мне хочется помочь – в этом все заключается. В прошлом году канадские газеты говорили, что поколение Федорова никогда не вернется в Россию из-за криминала. А сейчас ребята не хотят уезжать.
– Если бы предложили контрактные условия на уровне НХЛ, то они остались бы?
– Думаю, да.
Сборная звезд казалась ярким миражом, но даже в разваливающейся стране смогла собирать полные дворцы. На фоне проигранной Олимпиады и свежей неудачи на чемпионате мира турне звезд НХЛ было глотком свежего воздуха. Многие из участников этой необычной сборной сыграют на крупнейших турнирах в составе сборной России – Кубок Мира-96, Олимпиады в Нагано и Солт-Лэйке. Фетисов после этого интервью перейдет в «Детройт» и выиграет два Кубка Стэнли, а Листьева меньше чем через полгода (в марте 95-го) застрелят в подъезде собственного дома – это дело остается нераскрытым даже 25 лет спустя.
P.S. Через четыре года накануне прощального матча Вячеслав Фетисов снова стал гостем программы «Час пик» – уже у Андрея Разбаша.
Овечкин против Кросби, Россия против Канады и США. Какой хоккей смотреть на карантине
70 лет назад 11 чехословацких игроков обвинили в измене родине. Их пытали, а потом отправили на урановые рудники
Алексей Кайгородов – человек-комета. В 2011-м он ворвался в нашу жизнь, чтобы подарить надежду
Фото: РИА Новости/Олег Ласточкин, Владимир Родионов