В лыжах изобрели веселую гонку: Большунов с Клэбо пересекут госграницу на трассе, проедут в одном поезде и разыграют Кубок мира
Этот лыжный сезон подарил много интересных сюжетов: дуэль Александра Большунова и Йоханнеса Клэбо, напряженный «Тур де Ски» и успехи Натальи Непряевой, которая в одиночку противостоит норвежкам и шведкам.
Но сюрпризы еще не закончились, впереди – сегодня премьера многодневки «Ски Тур». Новые форматы гонок, пересечение государственной границы, экологичность и члены королевских семей в качестве зрителей. Что еще ждать от супертурнира?
Гонка пройдет в Швеции и Норвегии, но могла стартовать в Шотландии
«Ски Тур» пройдет на территории двух самых лыжных стран: старт примет Швеция, финал – Норвегия.
Кстати, это не первая многодневка, соперничающая с уже традиционным «Тур де Ски». В сезоне-2015/16 Канада принимала турнир с аналогичным названием: после восьми этапов 5 наград из 6 достались норвежцам, только Сергей Устюгов не позволил Норвегии взять все, в Канаде россиянин стал вторым вслед за Мартином Йонсрудом Сундбю.
Россия задавила Норвегию в лыжах: первая гранд-победа Большунова («Тур де Ски»), у Устюгова и Непряевой – серебро
«Тур Канады» (в оригинале – Ski Tour Canada) не имеет отношения к шведско-норвежской многодневке – идея и формат совершенно разные. К тому же, он прошел лишь однажды, а скандинавы рассчитывают на долгую жизнь турнира.
Идея многодневки родилась во время работы над заявкой Тронхейма на проведение лыжного ЧМ-2025. Заявку подала только Норвегия, так что в мае этого года Тронхейм официально станет хозяином ЧМ-2025. Пока шла подготовка, идею многодневки отложили на пару лет, но вернулись к ней с новыми силами в 2015-м.
На стадии планирования FIS рассматривала вариант пролога за пределами Скандинавии. Главным претендентом на первый этап был Эдинбург, однако после консультации с Федерацией лыжных видов Великобритании от задумки все-таки отказались.
У «Ски Тура»-2020 три организатора, которые обеспечат проведение гонок в пяти локациях: шведских Эстерсунде, Оре и Сторлиене и в норвежских Мерокере и Тронхейме. Курируют турнир Федерации лыжных видов спорта Швеции и Норвегии.
Одна из главных целей новой многодневки – сделать кубковый сезон особенным в отсутствие чемпионата мира и Олимпиады. Скандинавы ответственно подошли к делу: разработали инновационные трассы, сделали мощную отсылку к истории лыжных гонок и привлекли к работе 1200 сотрудников и волонтеров.
Поезд между этапами, гендерное равенство и короли на трибунах
«Ски Тур» более компактный, чем «Тур Канады» и «Тур де Ски» – 6 этапов. Но если у новогодней многодневки, пожалуй, всего одна особенность – гонка в гору, то Швеция и Норвегия придумали несколько нововведений:
• Поезд для спортсменов. Все участники «Ски Тура» обязаны перемещаться между этапами на специальном поезде. Этот пункт правил отвечает сразу нескольким идеям организаторов. Во-первых, совместный поезд отчасти уравнивает условия: обычно команды сами выстраивают логистику, в этом случае многое упирается в бюджет сборных и профессионализм персонала.
Во-вторых, поезд – экологичный вид транспорта, а проблема экологии очень актуальна в современном мире. Так что Грета Тунберг, еще недавно критиковавшая легенду тенниса Роджера Федерера, может быть спокойна – Международная федерация лыжных гонок (FIS) топит за экологию.
Переезды будут недолгими: самый длительный – чуть больше часа. Спортсменов, которые поедут до мест проведения этапов самостоятельно, снимут с гонки. А еще в поезде организуют зал для пресс-конференции.
«Я бы не пожал руку человеку, который принимал допинг». Сезон охоты за золотом Александра Большунова
• Одинаковая дистанция для мужчин и женщин. Помимо экологии, еще одна знаковая тема XXI века – равноправие. Организаторы «Ски Тура» обратили внимание и на эту проблему. Как правило, все дистанционные гонки в рамках Кубка мира отличаются по протяженности у мужчин и женщин, но четвертый этап «Ски Тура» разрушит эту традицию: все побегут 38 км через границу Швеции и Норвегии.
По словам организаторов, спортсмены положительно оценили это нововведение. Остальные этапы, за исключением спринтов, традиционно будут разными по длине.
• Призовой фонд – 480 тысяч швейцарских франков (около 450 тысяч евро). Призовые «Ски Тура» сопоставимы с наградами «Тур де Ски», что говорит о статусе новой многодневки. Победитель общего зачета получит 44 тысячи евро, это меньше чем на «Тур де Ски» почти на 8 тысяч. Зато остальные призовые – такие же: 2800 евро за победу на отдельном этапе, 5600 – за первое место в очковой классификации. Деньги получат лыжники, оказавшиеся в топ-20 по итогам многодневки, предусмотрены также бонусы за выход на этап в желтой майке.
• Визиты королевских особ. Швеция и Норвегия похожи не только в любви к лыжным гонкам, но и в том, что в обеих странах установлена конституционная монархия. Королевские особы часто приезжают на самые престижные этапы по лыжам и биатлону. Совместная грандиозная многодневка – не исключение. Король Швеции Карл XVI Густав посетит первый этап в Эстерсунде, а также приедет на финал в Тронхейм. Королевский дом Норвегии отправит на турнир принцессу Астрид.
Король Швеции Карл XVI Густав
Кстати, она могла бы стать отличным символом «Ски Тура» как с точки зрения объединения двух наций: Астрид – дочь короля Норвегии Олафа V и шведской принцессы Марты, так и с точки зрения причастности к спорту: она вдова норвежского призера Олимпиады-1952 по парусному спорту Йохана Мартина Фернера. Брат Астрид – король Харальд V – не посетит турнир, наверное, готовится к Холменколленскому марафону, на который приезжает каждый год.
• Ограничения инвентаря, которые не вступят в силу. Еще одной интересной идеей организаторов было ограничение количества используемого инвентаря. Такая инициатива должна была уравнять условия для спортсменов, а также снизить потребность в экипировке в интересах устойчивости окружающей среды.
Но FIS отказалась от этой идеи. Одной из причин отказа стал тот факт, что в небольших командах несколько спортсменов бегают на одних лыжах. Возможность отследить перемещение лыж так и не нашли, поэтому реализацию идеи пока отложили.
Спринт в гору и пересечение границы во время этапа
Программа соревнований очень сбалансированная: три гонки – классикой, три – коньком. Два спринта, «разделка», короткий пасьют, масс-старт и финальное преследование. Кажется, стандартный набор для крупного лыжного турнира последних лет. Если бы не два уникальных этапа.
Третья стадия многодневки – спринт свободным стилем. Сразу бросается в глаза протяженность дистанции – всего 900 м, ничего короче в Кубке мира нет, длина стандартной спринтерской гонки – около 1,5 км. Но в Оре, где пройдет третий этап «Ски Тура», лыжники побегут не совсем стандартную гонку. Дело в том, что это будет спринт в гору.
Рельеф гонки – с большими перепадами, а заключительные 50 метров лыжники пробегут в гору. Нас ждет интересная интеграция лыжных гонок в быстрый и непредсказуемый ски-кросс.
Следом за спринтом в гору состоится интереснейший этап, причем со многих точек зрения. Во-первых, четвертый этап – тот самый с гендерным равенством: мужчины и женщины пробегут 38 км. Вторая особенность гонки – во время забега лыжники пересекут государственную границу Швеции и Норвегии, тем самым покинув зону Евросоюза (Норвегия относится к Шенгену, но не входит в ЕС). Соответственно, дистанция будет прямой – это аналог живописных гонок по Италии на первых «Тур де Ски».
Но на этом фишки масс-старта не закончатся: спортсмены возьмут питание с собой (либо наденут специальный ремень, либо сумку для питья), так как выдавать питание с обочины трассы разрешат лишь на 22 километре дистанции.
Маршрут Сторлиен – Мерокер не просто невероятно живописная тропа, но и историческое место для лыжных гонок. Спустя месяц после Кубка мира там пройдет традиционная массовая гонка Storlirennet.
В Норвегии поклоняются лыжам: народная гонка с рюкзаками, реалити-шоу, футбол далеко позади по ТВ-рейтингам
Эта лыжная трасса между двумя странами появилась еще в 1938-м, тогда она была на 4 км короче. В первой гонке приняли участие около ста спортсменов. Есть и забавная отсылка к «Ски Туру»: старт соревнований в прошлом веке был у железнодорожного вокзала Сторлиена, так что большинство приезжих спортсменов добиралось на поезде. Организаторы боролись с теплой погодой, но гонка удалась, несмотря на подтаявшую трассу. Кстати, среди участниц были и две женщины: одна сошла с дистанции из-за растяжения, вторая добралась до финиша, пусть и проиграла почти 1,5 часа победителю.
В 1939-м лыжники по новым правилам брали с собой рюкзак весом 5-6 кг, в котором были одежда, варежки, еда и термос с питьем. Спустя год гонка прошла только на территории Норвегии – причиной стало начало Второй мировой войны.
После войны гонки иногда называли «маршрут контрабандистов»: в Норвегии выдавали сахарные пайки, которых многим не хватало. Поэтому норвежские лыжники перед стартом в Швеции загружали мешки с сахаром в рюкзак и всю гонку тащили его на себе.
Сейчас Storlirennet – одна из самых популярных массовых гонок в Скандинавии: на старт выходят несколько сотен лыжников разного возраста, иногда приезжают даже действующие спортсмены. Например, в 2015-м у женщин победила Хайди Венг, а год спустя в мужских соревнованиях первым стал Эмиль Иверсен.
Продлится ли победная серия Большунова? И что за травма у Клэбо?
Как и на любой многодневке, на «Ски Туре» разыгрывается много очков в общий зачет Кубка мира. Перед турниром в тотале уверенно лидируют Александр Большунов и Тереза Йохауг. Причем отрыв от ближайших преследователей – Йоханнеса Клэбо и Натальи Непряевой – примерно одинаковый: 425 и 478 очков соответственно.
Максимум, который можно набрать на многодневке, – 600 очков: 300 – за итоговую победу и по 50 баллов за каждый из этапов.
Несмотря на отчаянные заявления Клэбо, что Кубок мира он уже проиграл, борьба за Хрустальный глобус еще впереди. Но Большунов, безусловно, подходит к «Туру» в более выгодном положении.
Кроме запаса в общем зачете, в его пользу говорят потрясающие результаты в 2020-м: после победного «Тур де Ски», россиянин одержал четыре победы и вообще не опускался ниже 7-го места. А вот норвежец получил глупую травму – сломал палец после неудачного удара по боксерской груше, пропустил этап Кубка мира в шведском Фалуне, а до этого снялся со скиатлона в Оберстдорфе. Решение о его участии в «Ски Туре» принимали в последний момент.
«Он медведь, а мы – карапузы». Выиграет ли Александр Большунов Кубок мира?
Но и в российской команде не все гладко: еще один супермногодневщик Сергей Устюгов пока не вернулся на прежний уровень – он пропускал гонки из-за прибавления в семье. В итоге Устюгов потерял место в топ-3 общего зачета, а причины его неудач не знает даже тренер – Маркус Крамер.
У женщин расклады привычные: Наталья Непряева поборется с неутомимой Терезой Йохауг и другими топовыми многодневщицами Норвегии: Хайди Венг, Ингвильд Флюгстад Остберг и Астрид Якобсен. Интригующий сюжет – возвращение молодой шведки Фриды Карлссон. В середине декабря ее отстранили от гонок из-за проблем с питанием. Врачи боятся, что 20-летняя шведка не справится с напряжением целой многодневки, поэтому Фрида пробежит только первые два этапа в Эстерсунде.
Лыжная многодневка – это почти всегда интрига до последнего этапа, ну а с любовью скандинавов к лыжам нет сомнений, что «Ски Тур» будет еще и отличным спортивным праздником.
Расписание трансляций лыжного «Ски Тура» в Швеции и Норвегии (15 – 23 февраля)
Фото: globallookpress.com/BARDELL ANDREAS; skitour2020.com; РИА Новости/Алексей Филиппов, Алексей Филиппов; Instagram/johanneshk; skitour2020; Instagram/storlirennet