Фати, Сетьен и философия: новая «Барселона» – флешбек в славные времена, которые прикончил Бартомеу
Но что важнее: идеология или победы?
Каждый год в европейском футболе разгорается такая гонка за самый смехотворно-провальный трансфер, что победить в этом маленьком турнире безумия становится все сложнее. Алексис Санчес в «МЮ»? Чистое комедийное золото. Леонардо Бонуччи в «Милане»? Итальянская классика в лучшем виде. Фернандо Торрес и «Челси»? Такая же часть АПЛ, как магия Бергкампа и голы Агуэро на последних секундах. Неудивительно, что при таких раскладах удерживать статус Самого Бессмысленного Перехода планеты на протяжении двух лет подряд практически невозможно – в конце концов, рано или поздно кто-нибудь обязательно захочет вернуть из Китая еще и Маруана Феллайни.
Именно по этой причине «Барселона», «ПСЖ» и Неймар – ребята, которые уже третий год не слезают с верхушки – безусловно заслуживают пожизненный пропуск в клуб великих летних обломов. Шокирующий трансфер бразильца в Париж запустил целую цепочку дурацких решений и повлиял на кучу сюжетных линий – от провала Унаи Эмери и ломающейся карьеры Коутинью до абсурдно-взвинченных цен на трансферным рынке и взлета Джейдона Санчо в «Боруссии». Но если парижане потратили тучу денег, чтобы вообще не сдвинуться с места, то «Барса» моментально отправилась в мощнейшее пике за последние десять лет – и неожиданно выяснилось, что фундаментальные внутренние проблемы за это время достигли совсем уж громадных масштабов.
Стремительное развитие футбола привело к тому, что где-то по ходу 21 века клубы окончательно помешались на строительстве брендов – пару недель назад мы уже обсуждали, как «Бавария» превращается в IT-компанию, «ПСЖ» запускает коллаборацию с Джорданом, пытаясь отчистить лицо от сомнительных шейх-ассоциаций, а «Рома» инвестирует в социальные сети с таким же напором, как в поиск игроков. Оценить эффективность такого подхода пока непросто, но факт в том, что началось все это именно с «Барселоны» – клуба, который первым осознал, как важно иметь четкую, понятную и привлекательную философию.
В конце нулевых «Барса» отличалась от любой другой спортивной организации в мире: ребята делали гигантскую ставку на академию, которая выпускала одного волшебника за другим, выходили на поле с благородной надписью Unicef на футболках, отказываясь продавать это место спонсорам, культивировали слоган «Больше, чем клуб», подчеркивая важность команды для самоидентификации региона, и почти религиозно верили в то, что есть лишь один способ играть в футбол правильным способом – тем самым, что сперва привез в Каталонию Кройфф, а затем вывел на новый уровень Гвардиола.
Сама концепция «философии клуба», сакрального набора принципов, которые затрагивают все – от стиля игры до рекрутинга футболистов – по-прежнему остается слегка спорной штукой. Действительно ли такому простому, прозрачному делу, как футбол, требуется почти метафизическое усложнение? Действительно ли абстрактное совершенство важнее побед-любым-способом? Не звучат ли слова типа «идентичность» и «идеология» слишком громко, когда речь идет о парнях, пытающихся закатить мяч в ворота?
Какого бы мнения вы ни придерживались, в «Барселоне» всегда относились к подобным вещам почти смертельно серьезно – и в результате добились оглушительного успеха. Вот только если на экваторе десятилетия отход от этих принципов маскировали более-менее регулярные трофеи и ураганное трио Луиса Энрике, то после отъезда Неймара и ухода винтажных легенд у «Барсы» не осталось почти ничего кроме индивидуального блеска Лео – а каждая следующая идея Бартомеу отбрасывала клуб все дальше и дальше от Старых Добрых Деньков.
После ухода спортивного директора Андони Субисарреты в январе 2015-го «Барса» спустила уйму денег на трансферы и перевезла на «Камп Ноу» такое количество ненужных игроков, что даже Эду Вудворду было бы немного не по себе. Но главное – если не считать редкие исключения вроде Де Йонга, Гризманна или Умтити – за решениями «Барсы» будто не стояло вообще никакой стратегии. Игроки либо попадали в категорию судорожных покупок, либо не подходили команде стилитически, либо просто не дотягивали до нужного уровня.
Самое странное здесь – это тотальное неумение Бартомеу хоть как-то учиться на бесконечных ошибках. В отчаянных попытках заменить Луиса Суареса этой зимой «Барса» предложила 85 млн фунтов за Ришарлисона, а услышав отказ, заставила Седрика Бакамбу, 28-летнего нападающего из «Бейцзин Гоань», прилететь из Сеула в Гонконг – чтобы затем услышать от Абидаля что-то вроде «Хммммммм... пожалуй, все-таки нет» и вернуться обратно. И да, все это время в команде был многомиллионный Гризманн, который легко может сыграть центрфорварда, – при этом почти всем лидерам «Барселоны» на других позициях уже перевалило за тридцать, а замен для них даже близко нет.
В теории трансферные промахи «Барсы» можно было бы хоть немного прикрыть той самой философией и системой. Вместо этого Бартомеу больше трех лет держал тренера, который не подходил клубу настолько, насколько это вообще возможно, – а затем расстался с ним не в июле, а в январе, чтобы в панике лететь на переговоры с Хави в Катар и с задумчивым видом взвешивать эспаньольское прошлое Почеттино. Прибавьте к этому регулярные менеджерские провалы даже на микроуровне (по информации Marca, ключевые игроки «Барсы» были в ярости от документалки Matchday о закадровой жизни команды и теперь пытаются сорвать съемки второго сезона) и, конечно же, вечную историю с возвращением Нея, в которой, судя по последним инсайдам, не осталось уже вообще никакого здравого смысла.
В современном футболе тяжело найти клуб, которым управляли бы хуже, чем «Манчестер Юнайтед» – но Вудворд, по крайней мере, всегда может прикрыться от фанатов воспитанниками, все еще самой универсальной отговоркой в истории человечества. Затяжной кризис Ла Масии, которая перестала подбрасывать будущих звезд, лишил Бартомеу даже этой отмазки. В 2018-м «Барса» впервые за шестнадцать лет вышла на матч без единого выпускника академии, но проблемы очевидны даже без радикальных примеров.
За три года Вальверде использовал двенадцать футболистов Ла Масии: Хосе Арнаиса, Марка Кукурелью, Ориоля Бускетса, Рики Пуча, Хуана Миранду, Чуми, Хорхе Куэнку, Алекса Коядо, Абеля Руиса, Карлеса Переса, Ансу Фати и Рональда Араухо. Четверо по-прежнему играют за «Барсу Б», пять застряли в арендах, один ушел в «Леганес», а Рики Пуч дождался полноценного шанса уже при Сетьене. За это же время из академии уехало больше десяти футболистов, которые теперь взрослеют в «Ювентусе», «Монако», «Бенфике» и «Сити» – включая Алекса Гримальдо с отличными карьерными перспективными и Дани Ольмо, перешедшего в «Лейпциг» за 22 млн.
Травмы основных игроков в этом сезоне позволили проникнуть в основу только 16-летнему Фати – и руководители «Барселоны» явно пытаются использовать эту возможность по полной программе. В конце прошлого года Ансу был единственным актуальным игроком «Барселоны», которого привезли на премьеру Месси-шоу от Cirque Du Soleil: полузащитника, окруженного родителями и довольным Бартомеу, целый вечер активно подталкивали к камерам, как будто пытаясь напомнить, что кое-кто из Ла Масии все же приблизился к Лео хотя бы на красной дорожке. Давление на Ансу уже сейчас выглядит не очень здоровым – особенно для такого огромного клуба, как «Барса» – но, к счастью для всех, пока этот парень действительно хватается за любую возможность.
Ансу выходил в основе во всех пяти матчах при Сетьене – и уже провел на поле больше минут (431), чем за полгода до этого. Конечно, все это – скорее вынужденная мера Кике, который остался без Дембеле и Суареса. Но по ходу первого тайма с «Леванте» на «Камп Ноу» было особенно тяжело отделаться от флешбеков куда-то в чудное каталонское прошлое – с ностальгическими идеями, где стиль ценят чуть ли не больше, чем результат, и блестящим перформансом игрока академии, который не только оформил дубль, но и выдал четыре отбора (больше всех в «Барселоне») и создал парочку отличных моментов для Лео.
Игра «Барселоны» по-прежнему выглядит максимально сырой, и победы над с соперниками типа «Леванте» вряд ли стоит считать показательными – но все же забавно, что даже эти флешбеки происходят почти вопреки глобальному движению клуба. Как выяснилось за пару часов до игры, Сетьен – единственный из доступных прямо сейчас тренеров, который действительно подходит забытой философии клуба, – был шестым в шорт-листе «Барселоны» и формально мало чем отличался от лихорадочной сделки по Боатенгу или еще кому в этом роде. Про Фати и травмы и так все понятно, и хотя Патрик Клюйверт уже высказался против покупки Неймара, который «помешал бы развитию» Ансу, нет ни единой гарантии, что уже летом Бакамбу не заставят снова мчаться в аэропорт – запас сумасшествия в кабинетах «Камп Ноу» явно еще не исчерпан.
Важность воспитанников в футболе всегда была немного переоценена – как скорее всего, переоценены философия, принципы и прочие размытые вещи, которые неизбежно меняются с каждым вторым новым тренером. Но «Барселона», над которой до сих пор парит призрак Кройффа, – явно особенный случай. И если со стилем у Кике вряд ли будут проблемы, то всего остального при сегодняшнем руководстве точно придется ждать еще долго – как бы Сетьен, Фати и Месси ни старались вернуть всех в славные времена хотя бы на один тайм.
Фото: Gettyimages.ru/Michael Regan, David Ramos / Stringer; globallookpress.com/Daisuke Nakashima/AFLO, Felipe Trueba/ZUMAPRESS.com, O.Behrendt via www.imago-images./www.imago-images.de