Наша атлетика рискует потерять даже нейтральный флаг. Единственный выход – снести федерацию
Министерство спорта отозвало лицензию у ВФЛА (Всероссийской федерации легкой атлетики).
По-хорошему, это должно было случиться еще пару лет назад, когда стало очевидно: процесс восстановления зашел в тупик, а новые руководители явно не справляются с работой. За 4 года IAAF (прежнее название Международной федерации) 12 раз продлевала отстранение ВФЛА в связи с невыполнением требований по восстановлению.
Такая беспомощность наскучила даже терпеливым российским чиновникам – новый министр спорта Олег Матыцин совместно с Олимпийским комитетом России пошел по максимально жесткому сценарию. И, пожалуй, единственно возможному.
Олег Матыцин – новый министр спорта: он проводил Универсиады, а еще был замешан в передаче земли Черкизону
Символично, что это случилось спустя всего 10 дней после назначения Матыцина – Павлу Колобкову за 3 с лишним года в роли министра смелости на реформирование ВФЛА так и не хватило.
«Данное решение было принято на основании того, что в последнее время нынешнее руководство федерации легкой атлетики не приняло достаточных мер по защите спортсменов в борьбе с допингом и, кроме того, не выстроило конструктивного диалога с World Athletics», – объяснил Матыцин.
Со стороны оно выглядит четким сигналом: государство включается в борьбу с допингом, признает неэффективность прежних легкоатлетических менеджеров и борется за чистоту в конкретном виде спорта.
Репутационные вещи, которых российскому спорту давно не хватает.
Лишение аккредитации – крайняя мера. Почему она потребовалась?
Вряд ли, вступая в должность, Матыцин планировал оперативный разгон федерации. Спешка получилась отчасти вынужденной – она потребовалась после ультиматума Международной ассоциации, возмущенной наглостью российских чиновников.
Но по порядку.
Четыре дня назад антикоррупционный легкоатлетический орган Athletics Integrity Unit (AIU) рекомендовал World Athletics (новое название Международной ассоциации) полностью исключить ВФЛА из своего состава – сейчас она временно отстранена, а спортсмены выступают на международных соревнованиях в нейтральном статусе.
Последней каплей, похоже, стала позиция ВФЛА по делу прыгуна в высоту Даниила Лысенко. Кто забыл – AIU выявил, что Лысенко, объясняя пропуск допинг-тестов, в попытках избежать бана предоставил подложные справки, к фальсификации которых оказались причастны 5 российских чиновников, в том числе и экс-президент федерации Дмитрий Шляхтин.
В нашей легкой атлетике, наконец, добрались до босса: поймали на фальсификации, он покрывал лидера сборной
Российская сторона 2 месяца тянула с объяснениями, но в итоге выдала стандартную для таких случаев позицию: все обвинения необоснованы и бездоказательны. Федерацией к тому времени руководил уже не отстраненный Шляхтин, а исполняющая его обязанности Юлия Тарасенко.
Тот случай, когда лица поменялись, а методы – нет.
Сразу после демонстративно пустого ответа Международная ассоциация инициировала передачу дела в Спортивный арбитражный суд (CAS) и предложила тотальное исключение ВФЛА из членов World Athletics.
Чем бы это грозило России?
Полное исключение формально почти не отличается от временного отстранения, но несет дополнительные издержки:
1. Более сложный алгоритм для восстановления – просьба о возвращении направляется за 6 месяцев до Конгресса, а условия становятся жестче и масштабнее.
2. Российские легкоатлеты окончательно потеряли бы возможность выступать на международных турнирах – даже в нейтральном статусе.
3. Российская легкая атлетика окончательно потеряла бы репутацию. Ну в самом деле смешно и унизительно за 4 года не только не выполнить дорожную карту по восстановлению, но и наоборот – добиться абсолютного исключения.
Это убило бы легкую атлетику в России, которая до сих пор жива только усилиями отдельных спортсменов и людей вокруг них.
В легкой атлетике – восстание: наши звезды (Шубенков, Ласицкене) создали комиссию, изгоняют руководство и требуют перемен
Что это вообще за процедура – лишение аккредитации Минспорта?
По российским законам Министерство спорта каждые 4 года наделяет общественную спортивную организацию статусом общероссийской федерации. После этого она единолично получает право развивать в России конкретный спорт, представлять интересы страны на международном уровне и выполнять все организационные функции.
По сути, аккредитация – разрешение государства монопольно представлять вид спорта внутри страны и за его пределами.
Процедура и поводы для лишения аккредитации прописаны отдельным приказом.
Минспорт в этот раз воспользовался пунктом, согласно которому федерация лишается аккредитации за ненадлежащее участие в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним как на национальном уровне, так и во взаимодействии с международной федерацией.
Серьезный и самый крайний аргумент, который хоть и косвенно, но говорит о признании проблемы.
Но почему аккредитация отозвана временно?
Действительно, аккредитация ВФЛА приостановлена всего на один месяц – до 1 марта. Это формальность – в любой момент этот срок может быть продлен.
Такой срок в первую очередь связан с выборами нового президента, которые ВФЛА назначила на 28 февраля. В нынешних условиях все шло к тому, что они превратились бы в техническую процедуру с печальным итогом – переизбранием команды, рулившей легкой атлетикой в последние годы.
Замена одной фамилии на другую вряд ли кардинально изменила бы ситуацию – ведь следующего руководителя выбирали люди, которые 4 года назад дружно поднимали руки за Шляхтина.
Очевидно, что такие косметические изменения уже не спасут нашу атлетику – ее нужно строить заново. Совсем не факт, что получится у Матыцина – дела настолько запущены, что одной заменой руководства – даже тотальной – не обойтись. Начинать в любом случае нужно с этого, но дальше потребуются масштабные реформы с самыми резкими мерами.
Теперь выборами займется рабочая группа Олимпийского комитета России, в которую войдут представители Минспорта, World Athletics, комиссии спортсменов ВФЛА и РУСАДА.
«Надеюсь, что эти выборы пройдут на фоне конструктивного диалога, а целью каждого кандидата на пост главы федерации будет только одно – защита интересов чистых спортсменов и обеспечение восстановления их участия в международных соревнованиях даже в нейтральном статусе в кратчайшие сроки. Окончательная цель – полное восстановление прав федерации в World Athletics», – первые объяснения Матыцина.
Пока непонятно, каким министром он станет, но первые шаги внушают робкую надежду.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Антон Денисов, Виталий Белоусов; globallookpress.com/Anke Waelischmiller/SVEN SIMON