Ответственность перед великой силой. Пять четверных Александры Трусовой как главная интрига сезона
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно — он-то и делает открытие.
Альберт Эйнштейн
Лишь в мечтах свободны люди! Всегда так было и так будет.
Джон Китинг «Общество мертвых поэтов»
Фигурное катание – это вселенная, в которой ничего не меняется десятилетиями и, напротив, все может измениться за считанные месяцы. Меняют же его те, кому удается подчинить себе две главные стихии: талант и упорство.
Вирчу-Мойр и Дэвис-Уайт совершили революцию в танцах, и те никогда уже не станут прежними. Боян, запрыгав на регулярной основе четверной лутц, стал одним из тех, кто преобразил мужское одиночное. Как оказалось, и женскому катанию своих провозвестниц ждать оставалось недолго…
Вышеизложенная присказка плавно подвела нас к современным реалиям, а реалии таковы, что «Хрустальный» располагает сразу тремя топ-фигуристками, которые опередили свое время. А одна из этих учениц – героиня данного текста, Александра Трусова – и вовсе бросает Этери Тутберидзе, вероятно, вызов всей ее карьеры.
Вызов этот прост и по-голливудски захватывающ: в руках лучшего тренера мира изначально оказывается прыжковый талант беспрецедентного уровня, уникальный фигурнокатательный организм.
Очевидный, но оттого не менее ошеломляющий факт: Трусова – первая фигуристка, к которой эпитет «великая» мог обоснованно употребляться, даже если бы она не провела во взрослых ни единого старта.
Аргументы, опять же, спокойны в своей убийственности. Она, помимо прочего, первой в истории женского одиночного исполнила три четверных: лутц, тулуп и флип. Совершенно ясно, что уже никто и никогда не исполнит первым в истории три разных одиночных прыжковых элемента – это попросту невозможно.
Казалось бы, самое время направить амбиции первооткрывателя на штамповку медалей, но здесь есть определенного рода нюансы…
Глава 1. Солнечная система
Великого тренера от просто хорошего в ста процентах случаев будет отличать совершенно определенный фактор – умение подстраивать свою модель под материал, а не наоборот. Можно сколь угодно долго рассуждать о «конвейерной» природе ошеломляющего успеха Этери Тутберидзе, но все эти утверждения упираются в один очевидный контраргумент: три ее главные воспитанницы до ТЩК обладали принципиально разными сильными сторонами, они выигрывали за счет разных вещей.
Персональная харизма и природная пластика Юлии Липницкой вылились в ставшую легендарной «Девочку в красном пальто». Произвольная сочинского командника и по сей день является самым популярным видео, связанным с соревновательным фигурным катанием, а мелодия из «Списка Шиндлера» для топ-фигуристок закрыта в той же степени, в которой для фигуристов закрыта «Зима» или «Крестный отец».
Следующий «продукт конвейера» – Евгения Медведева. И главные добродетели уже совершенно другие: характер и просто феноменальная стабильность. Будучи не самой одаренной в именно спортивной составляющей (по юниоркам, напомню, куда более перспективными считались и Радионова, и Саханович), она своей несгибаемостью добилась просто аномальной статистической вехи – одно второе место на два «золотых» сезона. И тоже вошла в историю.
Алина Загитова, естественно, также располагает определенными козырями, главным из которых, вопреки распространенному мнению, является отнюдь не каскад с риттбергером и даже не яркая внешность. Икс-фактор Алины – это способность выдерживать невероятный темп. Именно беспрецедентный ритм позволил воплотиться потрясающему «Дон-Кихоту», именно он дал возможность забивать программы Загитовой каким-то непостижимым количеством связок и исполнять прыжковые в режиме пулеметной очереди. Именно темп позволил Алине выиграть Олимпиаду.
Так, опираясь на преимущества и оглядываясь на недостатки, Тутберидзе и ее команда благополучно выводили на пик принципиально разных Липницкую, Медведеву и Загитову…
Все это – лишь длинная подводка к очевиднейшему вопросу: какова же сильная сторона Александры Трусовой? Х-мм… Надо, как говорится, подумать.
И ведь по сути Этери не делает ничего нового – она только лишь подстраивает свою модель под материал. И радикальность этой модели с обилием сложнейших прыжковых является всего лишь следствием уникальности материала. Ибо перед нами, просто вдумайтесь, фигуристка, которая заставляет нас дискуссировать на тему «Сколько четверных лучше прыгать в произвольной: три или пять?»
Да, эта система по-своему жестока и да – подразумевает фантастические нагрузки.
Но нужно отдавать себе отчет в том, со скольки лет эти люди тренируются. Среди топ-спортсменов нет и не может быть абсолютно здоровых людей. Степень риска, определяемая триумвиратом спортсмен-тренерский штаб-родные, в случае с фигуристами действительно всегда будет высока. Но высока будет и награда.
Система Тутберидзе – это солнечная система. Какие-то из планет не выдерживают жара и сгорают, какие-то – внезапно оплутониваются и отдаляются. А на каких-то планетах зарождается жизнь. И этих «золотых» планет с рекламными контрактами и интересом со стороны шоу, согласитесь, куда больше, чем в других системах.
Александра, как и Алена с Анной, уже сейчас являются успешными с коммерческой точки зрения спортсменками. Они интересны брендам и телеканалам. Что уж говорить об Алине или Евгении…
Лучи солнца могут опалить. Но вовсе без Солнца – никуда.
Глава 2. Кесарю кесарево
Еще Антон Чехов говорил, что в фигуристе все должно быть прекрасно: и прыжки, и вращения, и хореография, и костюмы. Но по дороге к совершенству любому спортсмену нужна точка опоры.
Леброн, проходя свой путь к величию, опирался на неимоверный спортивный интеллект и антропометрию, Борзаковский – на уникальный финиш, а Месси – на скорость принятия решений. Не бывает так, чтобы фигуристка сразу располагала и вращениями Липницкой, и выразительностью Костнер, и темпом Загитовой, и дорожками Лекавалье.
Фундамент Трусовой – прыжки – столь весом сам по себе, что является аргументом в борьбе за любые медали. А их количественная величина, что удивительно, это не только очередная цель исторических масштабов, но и жизненная необходимость. Конкурентная среда современного женского фигурного катания не имеет аналогов. Так что пять четверных – это, во-первых, во многом вынужденная мера для гарантированного достижения максимального результата.
А во-вторых…
Это цель даже не спортивная, а надспортивная.
Пять четверных Александры – это «Оперная партия» Пола Морфи, это Барселона эпохи Гвардиолы. Это нечто такое, что можно поместить в палату мер и весов как образец спортивного стремления. Сила, как известно, в правде. Но, если мы говорим о спорте, то и правда – в силе.
Ведь, услышав «Ламбьель», мы вспоминаем не серебро Олимпийских игр, а неземные вращения и поразительную интерпретацию. Говоря о Мишель Кван, мы вспоминаем не ее регалии, а ту нежность и искренность, которой она плавила лед. Величие, несомненно, должно быть подкреплено титулами, но никогда исключительно на титулы не опирается. Трусова и ее четверные уже в истории, о них не забудут никогда. А помните ли вы, например, кто из женщин выиграл Чемпионат мира-2006?
Если кто-то правда вспомнит без гугла, я готов поставить этому человеку плюсики под всеми комментариями и постами на спортсе.
Глава 3. Явление природы
Здесь во мне, конечно, будет говорить болельщицкое, но все же…
Александра сама по себе является слишком иррациональным феноменом, чтобы на пути к успеху руководствоваться рациональными доводами.
Природное явление – вещь контролируемая лишь до определенного уровня. Мне понятны доводы тех, кто считает пять четверных избыточным бравированием. Чем-то невозможным. Скажу больше – эта точка зрения во многом мне близка
Но меня не покидает дурацкая, дерзкая, романтическая мысль следующего содержания: любое сдерживание таланта такого масштаба – задача кармически обреченная.
Александра, ровно как и ее Учитель, уже сделала для фигурного катания столько, что заслужила того, чтобы мы ей верили. Если она уверена, что ей по силам пять четверных, то какое право мы имеем в этом сомневаться.
Впрочем, и во мне эти сомнения периодически вскипают. Сможет ли? Оценят ли? И главное – нужно ли? Ведь Александра, с ее харизмой и характером, и с «лишь тремя четверными» – фигуристка великая. А тут пять… Но знаете что.
Я почему-то уверен, что она их сделает.