В 1995-м «Зенит» пролез в РПЛ за счет расширения лиги: Мутко на радостях целовал Садырина, а Собчак помогал деньгами
С тех пор не вылетали.
Расширение лиги продавливали регионы. Толстых и 5 московских клубов были бессильны
Сразу после распада СССР в высшей лиге российского футбола был хаос: сезон-1992 начали 20 команд, а туда взяли всех, у кого были хоть какие-то деньги. Тогда же стало понятно, что ни уровень команд, ни климат, ни инфраструктура не позволяют держать в высшей лиге так много участников. И чемпионат сокращали – в 1993-м в вышке осталось 18 команд, в 1994-м – уже 16. Нас даже хвалил Зепп Блаттер – он отмечал, что в лиге оптимальное количество клубов, календарь не перегружен, есть окна для сборной и еврокубков.
Только регионы хотели больше мест – они толпой продавливали расширение до 18 команд через совет ПФЛ, а Толстых и пять московских клубов в этой борьбе проигрывали.
За регионы тогда выступил и исполком РФС, хотя Вячеслав Колосков всегда был противником расширения. Самую зрелищную версию давали в «Спорт-Экспрессе». Якобы расширение лоббировали тольяттинская «Лада» и ставропольское «Динамо», которые заняли за последних места в сезоне-1994. В руководстве городов очень хотели сохранить команды и надавили на РФС на высоком уровне.
Правда, решение исполкома начало действовать только через год: по легенде, Толстых в решающий момент вытащил из стола регламент на сезон-1995, а там уже было 16 команд. «Лада» и «Динамо» вылетели, а расширялись уже без них. Была и другая версия расширения: в 1996-1997 годах в нашем футболе вводили систему лицензирования, а чтобы ее пройти, некоторым клубам надо было задержаться в высшей лиге и выбить денег на улучшение инфраструктуры.
В итоге в сезоне-1995 из высшей лиги вылетала одна команда, а из первой выходили сразу три. Это и позволило «Зениту» вернуться в вышку после трех сезонов в пердиве – команда Садырина как раз заняла третье место.
«Я думаю, что РФС сделал это специально, чтобы «Зенит» вышел наверх, — говорил в интервью «Спорту День за днем» Сергей Ломакин, работавший тогда в тренерском штабе питерского клуба. – Высшая лига без Санкт-Петербурга – это несерьезно. А теперь другая аксиома: Питер должен быть чемпионом!»
Тренировать «Зенит» мог Бышовец, но Собчак давал деньги только под Садырина. На новых игроков выделили 2 миллиона долларов
Садырин говорил, что вернулся в Санкт-Петербург из-за сына (тот только поступил в институт), но это точно не ключевая причина. Ведь после сложной истории на ЧМ-1994 с «Письмом четырнадцати» тренеру предложили возрождать родной клуб, а приглашал и обещал поддержку лично губернатор Анатолий Собчак.
Был еще один кандидат – Анатолий Бышовец, за которого топил Виталий Мутко (еще не очень заметный, но уже председатель совета директоров «Зенита»). Только тут было без шансов: во-первых, Собчак давал деньги только под Садырина (губернатора убедил Геннадий Орлов), во-вторых, Бышовец никогда бы не согласился на такие копейки – Садырину платили всего две тысячи долларов в месяц.
«Я приглашаю игроков на просмотр, им за билеты деньги не отдают, – рассказывал тренер Ломакин. — А у меня были деньги, как раз продал машину, которую мне дали за работу в Тольятти. Я и отдал пять тысяч долларов гендиректору, он с игроками рассчитывался. Вот такой был сначала бюджет. Никакой».
Только «Зенит» постепенно переставал быть нищим. В начале 1995-го обещанные Собчаком деньги появились – клуб начал спонсировать (видимо, принудительно) «Лентрансгаз». Бывший селекционер «Зенита» Степан Крисевич фактурно рассказывал, как происходило возвращение Садырина и возрождение:
«Нам с Садыриным купили билеты в Питер, встретили в Пулково и на шикарных машинах повезли в Смольный, где сидели Собчак, Путин и Кудрин. Выделили нам два миллиона долларов на покупку игроков».
На эти деньги сразу провели мощную трансферную кампанию: в Петербург вернулся Сергей Дмитриев, из Грозного забрали Дмитрия Хомуху, пришли вратарь Евгений Корнюхин из «Ростсельмаша», защитник Дмитрий Быстров из ЦСКА, полузащитник Дмитрий Нежелев из «Уралмаша». Еще из Грозного взяли Сергея Зирченко – по словам Крисевича, «футболист от бога, но пил по-сумасшедшему, а трезвым никогда не играл».
Перед сезоном «Зенит» провел красивые сборы за границей: Финляндия, Израиль и даже Индия. Питерский клуб там участвовал в турнире «Золотой Кубок Джавахарлала Неру» под брендом «Сборная клубов России» и проиграл в финале команде Ирака (а в группе победил Индию, Узбекистан и сыграл вничью с Таиландом).
«Зенит» оформил выход в предпоследнем туре. Играли с питерским «Сатурном-1991», а тот матч называли договорняком
Садырину дали два года на выход в высшую лигу, а Анатолий Собчак вообще не требовал результата. Он не раз говорил, что в поражениях нет ничего страшного, если команда билась и старалась.
На первый матч «Зенита» против иркутской «Звезды» на стадионе имени Кирова собралось аж 15 тысяч зрителей! Команда Садырина разбомбила соперника 5:1, но потом не пошло – в следующих четырех матчах было три поражения с разгромом от «Сокола» (0:4). На ютубе лежит часовой фильм о том сезоне – можно посмотреть хайлайты всех матчей и прочувствовать страдания, которые испытывал «Зенит» (а заодно перенестись в суровые реалии первой лиги 90-х).
Команда Садырина действительно играла крайне нестабильно, а иногда было весело с судьями. Селекционер Крисевич рассказывал совершенно дикую историю: «В Чите судья убивал нас средь бела дня. Возвращались с ним в одном самолете. Садырин спросил: «Сколько взял?». Судья сознался, назвал сумму».
Несмотря на все сложности, «Зенит» ближе к финишу сезона все-таки дополз до тройки. Чтобы гарантировать третье место, в предпоследнем туре надо было обыгрывать другой питерский клуб – «Сатурн-1991». Пошли логичные разговоры о будущем договорняке, но участники игры это опровергают.
«Установки продать игру у «Сатурна-1991» не было. Им бы не позволил президент Леонид Шкебельский. Поэтому игра была напряженная. Мы заранее не знали, что выиграем», – говорил тренер Ломакин.
«Зенит» победил 1:0, а лучший момент случился сразу после финального свистка – молодой Мутко поцеловал Садырина!
В 2001-м после 12 туров тоже лидировали сразу 5 команд: «Крылья» и «Сокол» шли выше «Спартака»
В 97-м «Сьон» выбил переигровку со «Спартаком»: мерили ворота, проверяли шипы Горлуковича, подставили ОРТ на 100k долларов
Первая РПЛ: голы 18-летнего Сычева, тайный переход Нигматуллина в ЦСКА и 4 млн долларов на трансферы в Элисте
Фото: fc-zenit.ru; ultras33.spb.ru; РИА Новости/Владимир Федоренко