Конкурент «Ф-1» выстрелил восхитительным ракурсом съемок – глазами пилота. Машины там трясутся, как в боевиках
Технологию разрабатывали с 2002-го.
«Формула Е» существует уже шесть полных лет (формально основана в 2012-м, но первая гонка прошла в 2014-м): за это время серия привлекла огромное количество компаний-партнеров и автопроизводителей (от гигантов вроде доминирующего в «Ф-1» «Мерседеса» до мелких премиальных контор вроде «Пенске», «НИО» и «Вентури»), подарила четырех победителей сезона (вернув в число топов бывших пилотов Гран-при Жана-Эрика Верня, Себастьяна Буэми и Лукаса ди Грасси) и даже получила статус «чемпионата мира».
Но лучше всего успехи гонок на самых быстрых электрокарах демонстрируют финансовые результаты: в процессе первого сезона долги составили 25 млн евро (с первоначальными инвестициями в 75 млн) и организации светило неиллюзорное банкротство, в 2018-м чемпионат оценивали уже в 750 млн, а в данный момент оценка всего пакета акций уже достигла миллиарда. Контрольным пакетом, кстати, владеет одна из дочерних компаний LibertyMedia – фактически сестра той самой структуры, купившей «Формулу-1» в 2017-м. Выручка тоже продолжает расти: по результатам предыдущего сезона электрочемпионат заработал 215 млн, но в 2020-м все явно будет намного круче: недавний анализ аудитории зафиксировал рост на 61 процент – до 850 млн просмотров по всему миру.
«Долги – 25 миллионов, на счету – 100 тысяч». Создавать с нуля гоночную серию невероятно сложно
К чему все эти цифры? Согласны ли в «Ф-1» или нет, но «Формула Е» заявляет о себе все громче и постепенно превращается в полноценного конкурента Гран-при с колоритом: футуристичными машинами, городскими гонками, равными командами и мощной маркетинговой деятельностью.
Более того, «Формула-1» уже берет из электросерии лучшие решения: к примеру, в начале 2019-го ввела аналогичное правило начисления очков за лучший круг в гонке. А к концу года представила новый регламент на 2021-й с резким разворотом облика машин в сторону футуризма – вряд ли это были совпадения.
По части маркетинга и всевозможных нововведений «Формула Е» на данный момент лидер. Вот и в новом сезоне-2019/20 они нашли способ снова удивить мир – презентовали новый крайне андреналиновый ракурс съемки гонок: «а-ля глазами пилота».
Только посмотрите на этот круг по трассе в Антофагасте чилийского Электропри – глазами Стоффеля Вандорна из заводского «Мерседеса». Вас точно поразит тряска и вибрация машины.
THIS. IS. AWESOME! Introducing #DriversEye onboard with @svandoorne and @MercedesEQFE during Practice 1 of the 2020 Antofagasta Minerals #SantiagoEPrix 👀 pic.twitter.com/Gkgh7N0rXL
— ABB Formula E (@FIAFormulaE) 18 января 2020 г.
«Я 30 лет гонялся на гоночных машинах, и даже мне кажется, что это круто», – прокомментировал в прямом эфире новый ракурс бывший пилот «Уильямса», «Макларена» и «Ред Булл» Дэвид Култхард.
Шотландец прав: возможность понять, куда, как и почему смотрит пилот во время заезда – просто уникальна.
К примеру, можно понять, куда и как смотрит Фелипе Масса в квалификации.
Tune in to live coverage of the #ABBFormulaE race in Santiago, #Chile, from 20:00 CET and experience the incredible new ‘Driver’s Eye’ camera angle. Here’s a taster from @FelipeMassa19’s qualifying lap earlier today. #SantiagoEPrix pic.twitter.com/yKHWcMaDMl
— ABB (@ABBgroupnews) 18 января 2020 г.
Понять весь гоночный хаос прямо во время заезда.
Onboard with @MassaFelipe19 with the #DriversEye feature now live at the #SantiagoEPrix pic.twitter.com/bFYl6JIHCh
— ABB Formula E (@FIAFormulaE) January 18, 2020
И даже ненадолго преследовать соперника вместе с Жеромом д’Амброзио.
Driver’s Eye 😍 Watch this amazing view LIVE at the 2020 Antofagasta Minerals #SantiagoEPrix TODAY! Find out where to watch here >> https://t.co/j2NbmM8ASn pic.twitter.com/7b9yJfmnFx
— ABB Formula E (@FIAFormulaE) 18 января 2020 г.
Технология съемки довольно проста: камера крепится внутри шлема на специальных очках, одетых на пилота, сигнал передается на специальный трансмиттер внутри кокпита, который и передает картинку режиссерам.
Правда, «Формула Е» далеко не первой в мире автоспорта дошла до таких планов. В «Ф-1» ракурс «а-ля глазами пилота» тестировали еще на Гран-при Монако 2012-го – в качестве подопытного оказался Пол ди Реста.
Тогда камеру прикрепили к его шлему, и ФИА не позволила серийно распространить эксперимент на все гонки из-за соображений безопасности: если бы именно в это место прилетел обломок – последствия предсказать было невозможно. К тому же, дополнительный на шлеме еще сильнее грузил шею и голову пилота: хоть для тестов и выбрали самый медленный трек в календаре, в гоночном режиме ощущается каждый дополнительный килограмм.
Именно поэтому технологию забросили и вернулись к официальному использованию только в 2018-м, когда миру представили новую концепцию – как раз тех самых очков.
Благодаря им мы смогли вновь оценить Монако глазами пилота – теперь уже Пьера Гасли из «Торо Россо».
HELMET CAM 🎥
— Formula 1 (@F1) 1 июня 2018 г.
Feel the bumps. Hear the revs. See things from a new perspective.
Jump aboard @PierreGASLY’s @ToroRosso for a very special #MonacoGP lap 👀 pic.twitter.com/Ic2xsIYOQv
И от лица Бруно Сенны, обкатавшего «Макларен» MP4/4 великого дяди на недавнем Гран-при Бразилии.
А запись «а-ля глазами Даниэля Риккардо» с предсезонных тестов в Барселоне помог поймать «Рено» на использовании полулегальной системы автоматической корректировки баланса тормозов!
Команду «Формулы-1» дисквалифицировали за технически легальную инновацию. Дело в нюансах спортивного регламента
Правда, в Гран-при тоже не стали первопроходцами: такая система дебютировала еще в американской серии ChampCar еще в 2002-м.
Но тогда камера крепилась хитрым образом на защитной пластине шлема, и ФИА моментально ее забанила из-за все тех же соображений безопасности.
Новая схема съемки с помощью очков уже не вызывает вопросов со стороны ФИА – но в «Формуле-1» она не очень-то прижилась совсем по другой причине: она просто доставляет гонщикам огромный дискомфорт.
«Очень больно! – прокомментировал опыт тестов пилот «Хааса» Ромен Грожан, преодолевший в новых очках круг по треку в Монреале. – В шлеме совсем неудобно. Проехать можно только установочный круг.
Но мне нравится идея даже несмотря неудобства. Когда смотришь запись – действительно ощущаешь скорость машины, работу рулем, вибрации – люди по-настоящему смогут почувствовать то, что происходит с нами. Здесь видишь гораздо больше, чем на бортовых камерах. Я очень надеюсь, что идею протолкнут дальше, потому что это потрясает».
Именно поэтому система пока и не прижилась в «Ф-1»: все возможные методы съемки вызывают дискомфорт на высоких скоростях и с перегрузками. Как следствие, пока что ролики «глазами гонщика» и не пошли в серию дальше медленных кругов на тестах или практиках.
В «Формуле Е» принципиально другая ситуация: скорость электрокаров пока что ниже, чем машина для Гран-при – а значит, ниже и перегрузки. Плюс влияет фактор трасс: городские конфигурации всегда медленнее, что снижает дискомфорт пилотов и дает шанс на фактически безлимитные тесты и обкатки всевозможных решений.
Поэтому именно электрочемпионат и взялся за разработку нового ракурса: на первом этапе в Саудовской Аравии его опробовали на одной машине в практике, а к старту третьего расширили эксперимент на квалификацию и гонку с подключением троих гонщиков. В итоге именно «Формула Е» первой в мире довела технологию до завершенного вида, получила омологацию от ФИА (теперь так можно снимать в любых чемпионатах) и мощное конкурентное преимущество по сравнению с любой другой серией. Соперничество с «Формулой-1» нарастает все сильнее – и новый шикарный ракурс точно принесет гонкам на электрокарах еще больше просмотров, зрителей, спонсорских денег и выручки.
Чем же ответят в Гран-при?
«Формула-1» наконец объяснила, как работает новая телеграфика по расходу шин. Производитель покрышек обвинял ее во лжи
Главная моторная инновация года в «Формуле-1»: «Хонда» прокачала мощь двигателя для «Ред Булл» авиационными технологиями
«Формулу-1» спасут от скуки сверхопасным эффектом. Даже придумали, как избежать жестких аварий
Фото: facebook.com/fiaformulae