Хорхе Вальдано: «У Рауля есть все шансы войти в историю «Мадрида» в качестве главного тренера»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В эти дни футбольный мир отмечает 25-летие со дня дебюта Рауля Гонсалеса Бланко в составе мадридского «Реала». Хорхе Вальдано, который в то время являлся главным тренером «Мадрида», вспоминает, как и почему сделал ставку на семнадцатилетнего Рауля.
Давайте поговорим о том, как вы изменили историю мадридского «Реала».
Историю «Мадрида» трудно изменить, а вот на историю Рауля мне удалось оказать влияние.
Вы помните, от кого впервые услышали о нем?
Скажем так, я сам его обнаружил. На тот момент я еще находился в «Тенерифе» и однажды пришел посмотреть матч молодежной команды. Рауль вышел в заключительные пятнадцать минут того матча, и ему удалось произвести на меня впечатление: казалось, что он бежал ко всему, что движется. Он выглядел ребенком среди взрослых мужчин: на тот момент ему было всего 16 лет. Именно там и сложилось мое первое впечатление о нем.
Что повлияло на ваш выбор?
Первая встреча. Рамон Мартинес предупредил меня, что тот парень, который произвел на меня такое впечатление, собирается переходить в «Атлетико».
На тот момент вы уже были главным тренером «Мадрида»?
Это была стадия предсезонной подготовки. В одну из своих поездок в Мадрид я сказал Рамону Мартинесу, чтобы он организовал мне встречи с Просинечки, Саморано и Раулем.
Как прошла та встреча с Раулем?
Он опоздал (смеется).
У него были оправдания?
Это была типичная ситуация: он жил далеко, и ему пришлось добираться на пригородном поезде. Мы встречались в одном из офисов на «Сантьяго Бернабеу»: встреча выглядела как что-то нелегальное, потому что те офисы располагались в подвалах…
О чем вы говорили?
Все началось с моей шутки по поводу его опоздания, а потом я сказал ему, что он ни в коем случае не может уйти, потому что я вижу в нем большой потенциал, необходимый для развития «Мадрида». Еще я сказал ему одну вещь, о которой мне потом пришлось пожалеть.
Что именно?
Я сказал ему, что меня не удивит, если менее чем за два года он станет игроком основной команды. Позже, когда была написана первая книга о Рауле, он прокомментировал, что не помнит точное содержание той встречи, но мои слова прозвучали для него словно песня… И он остался.
Видите, как вам удалось изменить историю «Мадрида»?
После того разговора у меня осталось чувство, что я не должен был его так обнадеживать: в футболе ты никогда не можешь быть уверен, что сможешь выполнить свои обещания. Но уже через три месяца Рауль тренировался с нами, а через четыре – дебютировал.
Что послужило этому?
Я видел все его матчи за «Реал Мадрид С». Мне также были интересны Альваро и Гути… В общем, все уникальные игроки. Но Рауль был очень амбициозен и на каждой тренировке производил такое впечатление, что он хочет войти в историю: он тренировался с большим усердием. Я полагаю, что личность формируют личные обстоятельства, и Рауль относится к такому типу людей, которые хотят бросить вызов самому себе и попасть в историю.
Что помогло Раулю стать символом?
Укрепление доверия: это то, что позволяет таланту достичь предела своих возможностей. Также работа над некоторыми аспектами, которые требуют улучшения: в случае с Раулем это развитие правой ноги, так как он был левшой, и игра в воздухе.
Что можете сказать по поводу Винисиуса и Родриго Гоэса?
Футболисты – это тоже дети своего времени, и сейчас мы живем в такую эпоху, когда становится все труднее быть молодым. Тогда у нас в команде было всего два иностранца: экономика футбола не позволяла совершать большие траты, и это заставляло меня быть внимательнее, чем обычно, по отношению к молодым игрокам. Но я думаю, что у этих ребят сейчас есть шанс.
Родриго Гоэс останется в команде?
Он обладает хорошей скоростью и прекрасной техникой, всегда играет с поднятой головой. Возможно, он обладает меньшей физической мощтью, чем Винисиус, но это не влияет на его значимость для команды.
А что насчет Винисиуса?
Он потерял уверенность: ему не удается забить, хотя в Бразилии он регулярно это делал. Но я думаю, что в будущем ему удастся восстановить свои позиции.
В Сарагосе Рауль вышел в стартовом составе и провел 90 минут на поле. Так было запланировано или это стечение обстоятельств?
Я очень доверял своему футболисту. Через неделю Рауль снова был заявлен в стартовом составе в матче против «Атлетико» на «Сантьяго Бернабеу» и во всех остальных, несмотря на то, что в Сарагосе он упустил много моментов, и мы проиграли игру.
Что вы чувствовали, когда Рауль не забил в Сарагосе?
Я не мог в это поверить: он не реализовал стопроцентные моменты: я не думаю, что в его карьере был еще один подобный матч, где он упустил столько возможностей. В матче против «Атлетико» все встало на свои места: он забил один мяч, потом был заработан пенальти, и он забил еще один роскошный гол.
Ваша ставка сработала…
За четыре дня до Сарагосы я взял Рауля на товарищеский матч в Германии. Перед игрой мы присели на скамейку, где я в течение получаса давал ему наставления. Я предупредил его, что пока не ясно, сыграет ли он в Сарагосе, но в том товарищеском матче команда играла очень медленно, и во втором тайме вышли Амависка и Рауль: я ясно видел, что с их выходом на поле у всей команды пропала нервозность.
Как Рауль отреагировал на свой дебют с множеством упущенных моментов?
Мы вернулись в Мадрид на автобусе, где его ожидал Фермин, который на тот момент был представителем Рауля. Фермин спросил, как его дела, на что Рауль ответил: «Хорошо, отлично… но этот козел не поставит меня в воскресенье на игру!». Тем козлом был я!
Рауль сказал такое…
И ошибся со своим прогнозом. Он один из тех игроков с особенным характером. Помню, когда мы ехали в автобусе на матч, я хотел пойти поговорить с ним, потому что думал, что выбил его из колеи: я хотел сказать ему, что весь груз ответственности ложится на плечи опытных игроков. Но он спал словно младенец! Всегда казалось, что он готов ко всему. За несколько дней до этого я сказал Мичелу, чтобы он опекал его, ведь он так молод, но Мичель ответил мне, что это Рауль должен воодушевлять всю команду.
Что вы еще не рассказали о Рауле?
Рауль обладает превосходным интеллектом: у него находилось решение в любой ситуации на поле вплоть до того, что он мог быть своеобразным играющим тренером во время матча.
А за пределами поля?
Рауль будет великим тренером, потому что интеллект, который помогал ему играть, поможет ему и в тренерской деятельности: у меня нет никаких сомнений, что с его характером и признанием болельщиков он сможет войти в историю «Мадрида» в качестве главного тренера.