Колонка Каррагера. Интервью с Бренданом Роджерсом
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
У меня есть вопрос, который я хотел задать Брендану Роджерсу с момента нашего первого разговора 7 лет назад, когда он был назначен главным тренером "Ливерпуля".
"Ты позвонил мне и сказал, что думаешь о том, чтобы я присоединился к твоей тренерской команде. Но потом ты передумал. Что случилось?"
Думаю, сейчас Брендан немного растерялся.
"Извини, что испортил твою тренерскую карьеру!", - смеётся он. "Я с нетерпением ждал начала совместной работы с тобой и Стиви Джи, и было бы неплохо, если бы ты вошёл в мой тренерский штаб. Но потом при встрече у меня возникло ощущение, что ты всерьёз нацелен отыграть ещё сезон. Было бы трудно совмещать и то и другое. Приношу извинения, если я преградил тебе путь к тренерским вершинам".
Я сказал ему, что то, казалось бы, незначительное решение стало переломным моментом в моей жизни, так как я мог бы избежать многих лет совместной работы с Гари Невиллом.
Проехали. Никаких давних обид. Я приехал на тренировочную базу "Лестера", чтобы узнать, насколько спокойно и расслабленно чувствует себя Роджерс перед тем, как вернётся на "Энфилд", впервые с 2015 года.
И Роджерс, и "Ливерпуль" сделали впечатляющие шаги вперёд. "Ливерпуль" при Юргене Клоппе выиграл Лигу чемпионов и является претендентом на титул, а Роджерс одержал целую серию побед с "Селтиком" и полностью оправдывает своё звание лучшего британского тренера, находясь сейчас в "Лестере", который он превратил в отлично подготовленную команду для борьбы за топ-6 или даже топ-4.
Но мне интересно, как по прошествии времени он рассматривает свой трёхлетний период работы на "Энфилде". Это было время, когда он был близок к титулу так, как не был близок любой другой менеджер "Ливерпуля" за предыдущие 24 года. Но всё закончилось на фоне несправедливых обвинений в том, что его команда была построена исключительно вокруг одного топ-футболиста, а не на основе его тренерского мастерства.
Хочется спросить его, как он относится к заявлениям о том, что в той поворотной игре с "Челси" в конце сезона 2013/14 "Ливерпуль" был слишком наивным. Что пошло не так после продажи Суареса, и каково было смотреть на то, как Юрген Клопп приезжает в его бывший дом, занимает его офис и становится победителем Лиги чемпионов. И не считает ли он, что возглавил "Ливерпуль" слишком рано, ведь ему было всего 39 лет. С этим, кажется, он согласен.
"Когда я смотрю на это сейчас, имея за спиной более 500 игр в качестве менеджера, я думаю: "Господи, я всего три года тренировал, прежде чем попал в "Ливерпуль". Но, очевидно, что тогда я был уверен в себе. Это была возможность, от которой нельзя было отказаться", - сказал Брендан.
"Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, что я был очень молод для работы такого масштаба. Но я чувствовал, что готов. Знания, которые я получил за годы моей тренерской карьеры, делают тебя похожим на вино, которое с годами становится лучше. Только когда ты приходишь в такой большой клуб, да даже если взять только предсезонку с "Ливерпулем", ты начинаешь понимать масштаб этой работы. Когда в Австралии на твою игру приходит 94 тысячи зрителей, ты ощущаешь это. Но меня не пугала эта работа, я хотел наслаждаться всем этим".
"Есть кое-что важное, что я понял и вынес для себя из работы с "Ливерпулем": когда вы приходите в клуб, вы думаете, что вы готовы, но только когда уходите из него, понимаете, насколько хорошо можете справляться с давлением. Когда вы молоды, вы хотите показать, что давление вас не касается, вы его не испытываете, его нет. Но на самом деле самый лучший способ совладать с ситуацией - признать, что вы находитесь под давлением, понять, что нужно сделать, чтобы управлять им и найти хороший фильтр от него. Надо быть уверенным в том, что давление не оказывает на вас сильного влияния.
Когда вы работаете в больших клубах, на топ-уровне, давление всегда присутствует. Я считаю, что после 2015 года я стал гораздо лучше справляться с ним. Это просто влияние опыта. Я надеюсь тренировать ещё лет 20. После моего пребывания в "Ливерпуле" я понял, что могу быть менеджером любого клуба в мире. Не имеет никакого значения то, где вы окажетесь после работы в "Ливерпуле". Нигде больше не будет таких больших ожиданий и ответственности, какие были на "Энфилде". Это была солидная часть моего пути, которая сделала меня лучше".
Я находился там с первого дня, когда Роджерс стремился внедрить в команду свой творческий подход к тренировочному процессу и управлению коллективом. Это был непростой период.
"Вы должны помнить и понимать, где находился "Ливерпуль" в 2012 году. Тогда я тренировал "Суонси", и мы обыграли "Ливерпуль" в последней игре сезона 2011/12. "Ливерпуль" закончил восьмым. У меня была возможность пойти в другой клуб, который был выше в турнирной таблице. Смотря на историю клуба, я понимал, какая это честь для меня, и я видел тот большой объём работы, который необходимо выполнить, для того, чтобы поднять клуб выше. В команде было несколько хороших футболистов, но в целом состав на протяжении 5 лет не был подходящим для выступлений в Лиге чемпионов, и я хотел вернуть клуб на этот уровень.
Моя первая задача состояла в том, чтобы разгрузить зарплатную ведомость. Таким игрокам, как Энди Кэрроллу, Пепе Рейне, Макси Родригесу и Альберто Аквилани, пришлось покинуть клуб. Это было невероятное путешествие, длившееся полтора года. И сейчас, куда бы я ни пошёл, при встрече с фанами "Ливерпуля", они начинают говорить о сезоне 2013/14".
Тот сезон стал вершиной работы Роджерса, но похвала за ту кампанию была омрачена несправедливой критикой, основанной на мнении, что та реальная борьба за титул была лишь эффектом игры Луиса Суареса. Ухудшение дел и результатов после отъезда Суареса дало больше оснований для такой аргументации. Когда я говорю об этом Брендану, мне кажется, это до сих пор не даёт ему покоя.
"Это было несправедливо по отношению к другим игрокам. Нападающие, очевидно, забивают мячи, и Луис был одним из тех, кто делал заголовки в газетах, определял уровень нашей остроты в атаке, но для этого он нуждался в других футболистах, игравших рядом с ним. Смотри, его качество игры и изобретательность в последней трети были потрясающими. Когда я пришёл, то увидел его сильные стороны. Люди говорили мне, что он транжирит много моментов. Мы же просто постарались создать такие условия, чтобы он находился в нужных зонах относительно других футболистов. Это была процветающая команда. Я вспоминаю домашнюю игру против "Арсенала" в 2014 году, когда за 5 минут до перерыва стадион поднялся на ноги, чтобы одарить игроков овациями. И они были адресованы не одному футболисту, а всей команде. Этот момент, когда молодой менеджер, стоящий у бровки, получает такую тёплую энергию от многих тысяч зрителей, разбирающихся в футболе, вселил в меня уверенность в том, что мы на правильном пути. Это был очень важный момент".
Титул был у "Ливерпуля" в руках, пока Жозе Моуриньо не явился причиной разразившегося кризиса, поставивший команду на край катастрофы. Победа "Челси" со счётом 2-0 на "Энфилде" породила ещё одно мнение о том, что "Ливерпуль" вместо того, чтобы спокойно добыть ничью, которая сохранила бы любые надежды на титул, играл в чересчур рьяный футбол.
"Ты хотел завоевать титул, не так ли? Оглядываясь назад, можно много чего сказать о том, что мы могли и должны были сделать. Я слышал, что мы были слишком самоуверенными. Если вы посмотрите на это перед той игрой, то я не сделал и не сказал никому ничего нового. До этого мы выиграли 11 игр, начиная с первых минут играть в быстрый атакующий футбол, включая победу над "Манчестер Сити" на "Энфилде". Это та игра, которая давала нам результат и привела нас туда, где мы находились. Мы не могли играть иначе. И у меня нет никаких сожалений, что я не отступился от этого. Из 14 игр в конце того сезона мы выиграли 12.
Если оглянуться назад, то мы видим, что в том матче мы выглядели хорошо на протяжении 70 минут. "Челси" ничего не мог сделать. Перед самым перерывом из-за несчастного случая мы пропустили. В начале второго тайма мы тоже были хороши. Единственное, что я хотел бы отметить, вероятно, более опытная команда действовала бы чуть более спокойно в последние 20 минут, пытаясь отыграться. Нам нужна была только ничья, но затем в самой концовке, гонясь за ней, мы пропустили снова.
Есть один момент, который остался незамеченным. Джордан Хендерсон был недоступен в трёх из последних четырёх игр. В тот день он был большой потерей для нас. Время идёт, ты прокручиваешь в памяти те события и понимаешь, как хорошо мы играли в том сезоне. Поэтому я не переживаю по этому поводу и сплю спокойно".
Отъезд Суареса в "Барселону" вкупе с завершением карьеры Джеррарда означал не только конец той команды, которая боролась за титул, но и конец пребывания Роджерса в "Ливерпуле".
"Мы были очень близки к титулу, и в идеальном варианте ты хочешь развить успех в следующем году, но затем ты теряешь игрока мирового уровня. Мы потеряли свою идентичность. Получение результата стало прагматичным, и я не видел команду, которая играла бы в тот футбол, в который верю я, которого я придерживаюсь. Поэтому мы не могли оказывать давление в атаке. Это была не та дорога, по которой я хотел идти.
Но знаешь, третий сезон, возможно был одним из моих лучших с точки зрения получения опыта. Мы поставили Рахима Стерлинга в центр нападения и выдали ряд отличных игр. Поэтому с точки зрения менеджера было приятно понимать и видеть, что мы можем быть агрессивными и найти выход из сложной ситуации".
Эта вспышка получилась непродолжительной. Стерлинг покинул клуб незадолго до отставки Роджерса в 2015 году.
"Ты когда-нибудь видел, как Тьерри Анри трогает меня за колено в тот момент, когда в студии объявили о твоей отставке?", - спрашиваю я.
Брендан смеётся.
"Когда я получил звонок от Майка Гордона (президента Fenway Sports Group) по дороге домой после игры с "Эвертоном", я уже всё понимал. Если смотреть с точки зрения руководства, то я мог бы уйти ещё летом, но они хотели дать мне шанс. Тот сезон начинался очень тяжело, и они чувствовали, что нужно что-то менять. И перемены сработали блестяще. Когда "Ливерпуль" выиграл Лигу чемпионов, я отправил им и Юргену свои поздравления.
Я из тех людей, которые радуются за клуб, в котором работал. И особенно радуюсь за таких игроков, как Джордан и Джеймс Милнер, футболистов, с которыми я работал и наладил отличные взаимоотношения. Я был очень рад за Джордана в тот момент, когда он поднимал над головой трофей Лиги чемпионов, потому что знаю, как много он для этого работал.
Я никогда не обижался и не злился. Вот почему я позволил Юргену переехать в мой дом! У меня отличные отношения с Рэем Хоном - сотрудником клуба, отвечающим за различную помощь в быту игрокам и тренерам клуба, - и он сказал мне, что Юрген Клопп отчаянно пытается найти себе жильё. Я ответил ему: "Слушай, я сейчас на некоторое время перебираюсь в Лондон, и меня здесь не будет, поэтому Юрген может спокойно занимать мой дом". Я знаю, каково это, когда ты переезжаешь на новое место и хочешь, чтобы твоя семья могла где-то устроиться и быть счастливой. Он взял тот дом и с тех пор живёт там.
Я хотел, чтобы Юрген преуспел на новом месте работы, чтобы клуб при нём стал успешным. У него большой авторитет, большое влияние на своих игроков, он хорошо разбирается в людях. Это было заметно ещё в Дортмунде. Он привносит в команду свои эмоции и получает отклик от неё.
Такая связь с игроками - важный элемент современного руководства. Общество изменилось. Сейчас к футболистам относятся иначе, чем в то время, когда ты играл сам. Сейчас взаимоотношения - это ключ к успеху. Ты можешь быть отличным тренером, но если у тебя не налажен нужный контакт с игроками... ты должен найти тот самый эмоциональный крюк, которым зацепишь всех игроков, чтобы они могли пойти за тебя в огонь и воду, выдержав все испытания".
Пока я наслаждался ланчем с Роджерсом, игроками "Лестера" и его тренерским штабом заметил, что Брендан создал похожую атмосферу в коллективе.
Его офис, заставленный обычными тактическими досками, конечно, не такой грандиозный, как в Мелвуде. Но клуб скоро переедет в новый тренировочный центр за 125 миллионов фунтов. И, кажется, он вполне способен побороться за еврокубковые места. Субботний матч станет отличной проверкой этого. Но Роджерс всё ещё хочет, чтобы к их амбициям подходили сточки зрения реализма.
"В последние 2 сезона эта команда была девятой. Давайте не будем забывать об этом. Необходимо сделать огромный скачок вперёд. Я осуществил свою мечту, когда стал тренировать "Селтик". Клуб, за который болею. Этот период навсегда останется в моём сердце. Но у каждого тренера и футболиста всегда есть какие-то цели, которых они хотят достичь в своей карьере.
Ситуация может измениться очень быстро. Мы выиграли с "Селтиком" 7 трофеев. И я понимал, что если не буду продолжать работать с "Селтиком", то только ради хорошего клуба, с правильным внутренним устройством. И я подумал, что "Лестер" - это слишком хороший вариант, чтобы от него отказываться. Да, время было не самым идеальным, но я оставил "Селтик" с хорошим наследием.
Я посмотрел на игру "Лестера" и почувствовал, что могу найти способ сделать их лучше. Я вижу таких игроков, как Джеймс Мэддисон, который оказался сильнее, чем я ожидал, судя по его выступлениям за "Абердин" и "Норидж". Он любит игру. Потом есть отличные молодые таланты - Бен Чилуэлл и Харви Барнс.
Но я должен сказать, Джейми, что возрастные игроки, некоторых из которых критиковали несколько лет назад - Уэс Морган, Каспер Шмайхель, Джейми Варди, Дэнни Симпсон, Марк Олбрайтон - были просто великолепными. Они очень усердно тренировались каждый день и не выглядели безразличными. Они тоже победители. Своим настроем они действительно помогают нам всем.
Но продвижение вперёд всё же займёт некоторое время. Разрыв между топ-6 и остальными командами увеличился, поэтому нам надо приложить много усилий, чтобы убрать его. Мы потратили 19 миллионов фунтов этим летом и потеряли центрального защитника, но это не мешает нам ставить перед собой определённые цели и бросить вызов. Мне нравится это, и я люблю подобные вызовы".
"Ну и наконец, чего ты ожидаешь от рукопожатия с Юргеном и первой за 4 года встречи с Копом? Каких эмоций?"
"Я был горд работать с "Ливерпулем", и я всегда буду благодарен за то, что мне предоставили такую возможность. В 39 лет я смог управлять одним из лучших клубов мира. Я просто с нетерпением жду возвращения".