Глубокое погружение: Гран-при Абу-Даби
Однажды в начале 2000-х среди гонщиков провели опрос: что вы считаете главным, влияющим на успех в «Формуле-1»? Большинство спортсменов назвали шасси или мотор – и, в общем, были правы, ведь сегодня сложно представить победу даже талантливых парней на каком-нибудь ведре с болтами, вроде «ХРТ». Однако самым прозорливым из пилотов, участвовавших в опросе, пожалуй, оказался Оливье Панис, который мудро отметил, что шины – это наша альфа и омега, наше все.
Ох, как прав был француз, особенно если перенести его утверждение на сезон-2011. Нынешний чемпионат, конечно, в плане шинного драматизма уступает гонкам, скажем, 2005 года, но в условиях монополии поставщика покрышек является очень необычным: эффективность, износ или разрушение резины «Пирелли» привели в этом году к странным обгонам, стремлению конкурентов как можно раньше заехать в боксы – чтобы получить более свежие покрышки, – и даже пит-стопам на первых кругах дистанции. Ситуация на трассе для многих команд часто усложняется тем фактом, что в гонках необходимо использовать два разных типа покрышек, которые, естественно, ведут себя по-разному. И в этом году совсем неудивительна ситуация, когда спортсмен на быстрой технике вынужден отказаться от притязаний на победу из-за того, что его машина не так хороша на каком-нибудь типе резины (например, «Феррари» – на жесткой, а «Форс-Индия» – на мягкой).
Сегодня в гонках шины – это альфа и омега
Возможно, через пару лет (или даже в следующем сезоне) в «Пирелли» изменят подход к гонкам, и компания начнет поставлять на этапы настолько жесткие и износостойкие покрышки, что команды перестанут замечать разницу в составах. Однако пока этого не случилось, нам придется наслаждаться теми гонками, что есть, со всеми их минусами и плюсами, например, совершенно типичным для сезона-2011 Гран-при, который прошел в Эмиратах.
Беда «Феррари»
Болиды Скудерии еще со времен выступлений за итальянскую команду Шумахера отличались любовью к мягким шинам и не очень хорошей работой с жесткими. До поры до времени конюшню это устраивало (кроме уже упомянутого сезона-2005), поскольку шинники «Бриджстоун» научились делать для парней из Маранелло не только мягкие, но и «долгоиграющие» покрышки, и если «Феррари» даже где-то уступала соперникам в области аэродинамики, она с лихвой компенсировала небольшое отставание грамотной работой с шинами.
Но времена меняются, и сегодня «умение» алого болида выжимать все из мягкого типа резины (и при этом не убивать их) не самое ценное. Во-первых, соперники тоже добились высокой эффективности от мягких составов. Во-вторых, сегодня даже хорошо сохраненные, но все же изношенные покрышки будут серьезно уступать в эффективности новенькому комплекту, то есть, если утрировать, тот, кто получит в свое распоряжение свежую шину, тот и король. В-третьих, если твой болид плохо работает с жесткой резиной, то будь ты хоть киборгом с рефлексами Монтойи, мозгами Проста, концентрацией Сенны и напором Мэнселла, ты все равно будешь проигрывать вон тому парню с красным быком на комбинезоне.
Впрочем, в воскресенье тот парень сошел, но на его место встал другой, и у него тоже машина более универсальная, чем «Феррари».
Сокращение первого гоночного отрезка также привело бы к увеличению второго или третьего стинта – «Феррари» такая тактика не подходила
Скудерия и Фернандо Алонсо очень старались в Абу-Даби – кто-то скажет, что в монотонном наматывании кругов следом за лидером нет ничего сложного, однако задача испанца состояла в том, чтобы не слишком сильно отпустить Льюиса Хэмилтона, и постараться опередить англичанина в переходных между отрезками заезда фазах – на сериях кругов до и после пит-стопов.
В Абу-Даби износ шин был не столь значителен, как в некоторых других гонках, и этот факт также не сыграл на руку «Феррари», поскольку Хэмилтон практически не опасался загубить покрышки и мог действовать агрессивнее, чем обычно, но, тем не менее, к концу первого отрезка «Макларен» начал чуть сдавать: Фернандо смог сократить отрыв от Льюиса с 2,8 до 1,9 секунд. Пит-стопы лидеров прошли одновременно, но на трассу пилот «Макларена» вернулся раньше соперника. Во-первых, потому что у него была «подушка» почти в две секунды, а, во-вторых, потому что механики Скудерии сработали медленнее коллег из Уокинга (впрочем, в этом сезоне это обычное явление).
Если бы Алонсо остался на старой резине на трассе еще один круг, он уступил бы сопернику даже больше, поскольку более свежий комплект мягких шин был быстрее старого примерно на секунду.
Заезжать в боксы раньше Фернандо также не мог – в Скудерии знали, что сокращение первого гоночного отрезка приведет к увеличению второго или третьего стинта. Это значило, что тогда придется проехать больше кругов на жесткой резине, которая в Абу-Даби работала плохо практически у всех (на 1 – 1,2 секунды на круге хуже, чем мягкая), а у самой «Феррари» прогрев подобного комплекта на остывающей трассе и вовсе был ужасным.
Поэтому второй гоночный отрезок для Алонсо было решено чуть затянуть. По расчету «Феррари», изношенный «софт» до определенного времени был эффективнее, чем новенький «медиум». Такое решение было хорошим – к моменту заезда Льюиса в боксы Фернандо временами ехал быстрее соперника на полсекунды на круге. Кроме того, он продолжал отыгрывать отставание и после того, как конкурент вернулся на трассу – потому что Хэмилтон потратил пару кругов на то, чтобы прогреть шины и вкатиться в ритм.
Команда постаралась по максимуму воспользоваться сильными сторонами своей машины
Однако после второго пит-стопа испанец вернулся на трассу следом за британцем. И причина не только в том, что механики «Феррари» обслужили своего лидера на 1,6 секунды медленнее, чем парни из «Макларена» – Льюиса, а потому что, по ходу второго отрезка Хэмилтон оторвался от Алонсо на 5 с лишним секунд. Такое отставание отыграть было практически невозможно.
Да, «Феррари» не хватило темпа, для того, чтобы бороться с «Маклареном», но команда постаралась по максимуму воспользоваться сильными сторонами своей машины, при этом не намудрив с тактикой – это должно радовать поклонников конюшни.
На третьем отрезке все было ясно – на «медиуме» Алонсо ни разу не смог выбраться из 1 минуты и 44 секунд, в то время как Хэмилтон без особых проблем показывал времена от 1.43,4 до 1.43,9, так что вопрос о победителе был снят практически сразу после заключительного пит-стопа испанца.
Нестандартные подходы
Большинство пилотов выбрали на Гран-при Абу-Даби стратегию с двумя остановками в боксах, которая заключалась в том, чтобы на первых двух отрезках использовать эффективные мягкие шины, а на заключительный стинт оставить комплект средней жесткости. Но, разумеется, были и исключения: пять гонщиков поставили «медиум» на первую часть заезда – причем двое из них прошли гонку с одним пит-стопом, – а Марк Уэббер оказался единственным в пелотоне, кто по ходу дистанции перешел с тактики двух остановок на три, и его работа с более жестким составом длилась всего один круг.
На такой ход Марка вынудила пойти тяжелая жизнь. Во время первого пит-стопа механики «Ред Булл» завозились с машиной австралийца и затянули остановку на лишние 6 секунд. Это откинуло Уэббера с четвертой позиции на пятую: гонщик не только лишился шанса побороться за подиум с Дженсоном Баттоном, но и сильно отстал от Фелипе Массы. В команде не были уверены в том, как поведет себя RB7 на «медиуме», как поведет себя аналогичная резина на «Феррари», и не были уверены в том, что под конец гонки Уэббер (если догонит бразильца) сможет обогнать конкурента в непосредственной борьбе.
Уэбберу требовалось пройти на мягком комплекте 20 кругов – в идеале он отыграл бы у соперников чуть более 20-ти секунд
Поэтому на 35-м круге Марк получил третий комплект «софта» с тем расчетом, чтобы на нем оторваться от гонщика Скудерии, постараться обогнать, оторваться от Баттона и, возможно, вклиниться в борьбу за подиум. Уэбберу требовалось пройти на мягком комплекте 20 кругов – в идеале он отыграл бы у соперников чуть более 20-ти секунд.
Но чтобы вернуться после третьего пит-стопа впереди Баттона, Марку требовалось пройти англичанина как можно скорее. Тот в свою очередь прекрасно знал, на что пошли в «Ред Булл», поэтому несколько кругов старательно упирался. В конце концов, австралиец прошел соперника на 42-м круге, но гонщик «Макларена» сделал главное – выиграл необходимое для себя время, ведь за 15 кругов Уэбберу было сложно создать 23-секундный отрыв.
Весь последний отрезок пилот «Ред Булл» действительно ехал быстрее конкурентов из «Макларена» и «Феррари». Масса в итоге ошибся, потерял несколько секунд и окончательно лишился шансов подняться выше пятого места, а вот Баттон, несмотря на все проблемы с техникой, выжимал из нее все возможное, временами проигрывая Уэбберу не секунду с лишним, а 0,5 – 0,6 секунды. Так что все, что смог Марк – оторваться от Баттона на 12 секунд, и этого было явно недостаточно, чтобы вернуться после пит-стопа третьим.
Болид «Форс-Индии» некоторое время назад превратился из шиносберегающего в шинопожирающий аппарат
Камуи Кобаяси, напротив, выбрал «медиум» на старте гонки. Японец отмучился с этим комплектом пять кругов, после чего сменил резину на «софт». Самыми тяжелыми, разумеется, были стартовые круги – на них Камуи проигрывал конкурентам по 2-3 секунды на круге, и быстрее ехали даже гонщики «ХРТ»! Но сразу после пит-стопа ситуация изменилась, и постепенно пилот «Заубера» смог пробиться наверх…
Наконец, очень непростой выдалась гонка для Пола ди Ресты. Шотландец, так же как и Кобаяси, стартовал на «медиуме» (правда, свежем), но держался на нем вплоть до 27 круга, после чего сменил его на «софт». Во второй части сезона болид «Форс-Индии» претерпел некоторые изменения, в результате чего из шиносберегающего превратился в шинопожирающий аппарат. Но в Абу-Даби износ покрышек был невысоким, и именно этот факт позволил ди Ресте уверенно держать хороший темп как на «медиуме», так и на «софте». Конечно, Полу было трудно защищать позиции от атак соперников на более свежих шинах, однако необгонная трасса и меньшее число пит-стопов позволили гонщику «Форс-Индии» дотянуться до очков.
Графики
Ход гонки (с официального сайта ФИА)
Шинные стратегии