«Попробовать наркотики – худшая идея в моей жизни». Спортсмены, которых дисквалифицировали за кокаин
В пробе нападающего сборной России и «Вашингтона» Евгения Кузнецова нашли допинг – кокаин. Международная федерация хоккея дисквалифицировала хоккеиста на четыре года.
Вспоминаем других известных спортсменов, которые были дисквалифицированы за употребление кокаина.
Диего Марадона
Пожалуй, самая известная дисквалификация за кокаин в истории спорта. 17 марта 1991-го «Наполи» победил «Бари» 1:0, Марадона после матча сдал тест, и в его крови обнаружили кокаин. Диего дисквалифицировали на 15 месяцев – больше за «Наполи» он не играл.
Болельщики «Наполи» доверяют версии, что это была месть федерации футбола Италии за чемпионат мира-1990 – в полуфинале Аргентина прошла Италию в серии пенальти.
Марадона вспоминал, что начал употреблять еще до переезда в Италию: «Все началось в Барселоне. Когда ты начинаешь принимать наркотики, то теряешь контроль. Ты уверен, что все будет хорошо. Но ситуация только ухудшается. Попробовать наркотики – худшая идея в моей жизни».
Между уходом Марадоны из «Наполи» и окончанием карьеры прошло шесть лет – это были годы неизбежного падения. Диего не отказался от наркотиков, и это не могло не сказаться на его организме и игровых кондициях.
Точку поставил чемпионат мира в США, в разгар которого 34-летнего аргентинца снова дисквалифицировали, обнаружив в крови пять веществ: эфедрин, норэфедрин, псевдоэфедрин, норпсевдоэфедрин и метилэфедрин. «Такое возможно только в одном случае – он смешивал несколько наркотиков сразу», – заявили врачи. «Они хотят, чтобы я ушел. У меня нет сил бороться», – выдавил из себя Марадона.
Позже Диего заявлял, что в 2004 году окончательно отказался от наркотиков. Но это не точно.
Больше о наркотиках в жизни Марадоны – в тексте Юрия Шевченко
Адриан Муту
В 2003 году засверкавший в «Парме» румын перешел в «Челси» за 22,5 млн евро, а спустя год был дисквалифицирован за кокаин. Муту обязали заплатить штраф в 20 тысяч фунтов и пройти специальную образовательно-реабилитационную программу.
«Челси» расторг контракт с футболистом (будущего в Лондоне у Муту все равно бы не было – он разругался с Моуринью), он отбыл 7-месячную дисквалификацию и подписал контракт с «Ювентусом». Но на этом история не закончилась: «Челси» потребовал компенсацию за форварда, и CAS обязал Муту выплатить бывшему клубу больше 17 млн евро. Форвард до сих пор не заплатил, хотя все его апелляции (в том числе в ЕСПЧ) были отклонены.
Лоуренс Тэйлор
Тэйлор – один из лучших игроков в истории американского футбола. Всю карьеру (1981-1993) провел в «Нью-Йорк Джайентс», с которыми выиграл два Супербоула.
Тэйлор признавался, что пробовал наркотики еще в 1981-м, когда дебютировал в НФЛ. В 1987-м он впервые попался на употреблении кокаина, а спустя год был дисквалифицирован на месяц после повторного провала допинг-теста. Футболист завязал с наркотиками на пять лет (за третье нарушение его бы дисквалифицировали на всю жизнь), но после завершения карьеры вернулся к кокаину. В 1995-м он дважды проходил реабилитацию.
Наркотики были не единственной проблемой Тэйлора – он неоднократно привлекался за попытки изнасилования и секса с несовершеннолетними и признавался виновным в покрытии проституции. В 2011 году его осудили за секс с несовершеннолетней, однако спустя год сняли обвинения.
Марк Боснич
Боснич, как и Муту, попался на кокаине, когда был игроком «Челси», только на два года раньше – в декабре 2002-го. Вратаря дисквалифицировали на 9 месяцев, а клуб расторг с ним контракт.
Сам австралиец утверждал, что наркотики ему подсыпала в коктейль незнакомая девушка из ночного клуба. Кажется, врал – после ухода из «Челси» Боснич плотно подсел на кокаин и тратил на него по пять тысяч долларов в неделю.
После дисквалификации карьера лучшего вратаря Океании в XX веке (да-да) закончилась: он избавился от зависимости только в 2007-м и еще пытался вернуться в футбол, но провел совсем мало матчей за австралийские «Сентрал Кост Маринерс» и «Сидней Олимпик».
Ришар Гаске
В допинг-пробе французского теннисиста обнаружили 1,46 мг кокаина в 2009 году, когда ему было всего 22 и он занимал 23-ю позицию в мировом рейтинге. Сам Гаске отрицал факт приема наркотиков.
ATP дисквалифицировала теннисиста на два года, но ITF скостила срок до 2,5 месяцев – организацию убедили доводы Гаске о том, что кокаин попал в его организм в результате «неосторожного поведения в ночном клубе». Француз заявил антидопинговому трибуналу ITF, что наглотался кокаина во время поцелуя с девушкой, с которой познакомился на музыкальном фестивале. Удивительно, но это сработало.
Клаудио Каниджа
Каниджа – кстати, хороший друг Марадоны – попался на кокаине в 1993 году, после матча «Ромы» с «Наполи». Его отстранили от футбола на 13 месяцев. После дисквалификации Каниджа перешел в «Бенфику», а через год вернулся в «Бока Хуниорс» – к Марадоне, который завершал карьеру в клубе из Буэнос-Айреса.
Потом Каниджа еще поиграл в Европе («Данди», «Рейнджерс», «Аталанта»), а с футболом завязал в Катаре в 2004-м.
Мартина Хингис
Экс-первая ракетка мира сдала положительный анализ на кокаин в 2007 году. Вину теннисистка не признала и, не желая тратить силы на разбирательство с ITF, объявила о завершении карьеры. Швейцарку дисквалифицировали на два года.
В 2013-м Хингис неожиданно вернулась в теннис, а окончательно ушла из спорта лишь в 2017-м.
Майкл Рэй Ричардсон
Самая громкая пожизненная дисквалификация за кокаин в истории НБА. Ричардсон, выбранный на два пика выше Лэрри Берда в 78-м, должен был стать Мэджиком Джонсоном за год до Мэджика Джонсона – огромным разыгрывающим, раскидывающим соперников трассирующими передачами и доминирующим над лучшими защитниками лиги за счет феноменального первого шага и взрывной скорости.
К 1986 году Ричардсон оправдал лишь часть ожиданий: он вроде бы стал звездой лиги, но утопал в бесконечных загулах и реабилитационных клиниках.
Выпрыгнуть из этого водоворота Ричардсону помог лишь комиссионер НБА Дэвид Стерн: в 86-м защитник получил пожизненную дисквалификацию с правом пересмотра через два года. Ричардсон громко жаловался и напирал на расистский подтекст. В качестве аргумента он приводил казус Криса Маллина – тот страдал от алкогольной зависимости, но избежал любых санкций со стороны руководства лиги. Но безуспешно.
Защитник продолжил карьеру в Европе, а в 1988 году Стерн условно разрешил ему вернуться в лигу. Но Ричардсон снова завалил два теста на кокаин и окончательно потерял надежды на возвращение в НБА.
«Употребляли от 40 до 75 процентов игроков лиги». Лавстори НБА и кокаина
Роман Еременко
Все подробности этой истории вы, скорее всего, знаете. В 2016 году полузащитник провалил допинг-тест после матча Лиги чемпионов ЦСКА – «Байер» (2:2). Еременко дисквалифицировали до октября 2018-го, он вернулся в футбол уже игроком «Спартака», а сейчас довольно неплохо помогает «Ростову» Валерия Карпина. Проблемы, кажется, позади.