«Нива» – главная русская машина: покоряла Гималаи и Антарктиду, снималась в кино и была спонсором «Монако»
Легенда.
ВАЗ-2121 или «Нива» – самый оригинальный русский автомобиль, который опередил время и стал родоначальником целого класса машин. Это стало известно чуть позже, а изначально авто для сельской местности приказал сделать Косыгин, в то время второе лицо государства. Тогда заканчивался договор с «Фиатом», по которому тольяттинский завод использовал итальянские машины как прототип для своих автомобилей (модели семейства Fiat 124 лежат в основе и «копейки», и «шестерки»). Но современного полноприводника у «Фиата» не было (только устаревшая Fiat Campagnola), поэтому нужно было придумать что-то свое.
Главные люди в создании «Нивы» – конструктор Петр Прусов.
Конструктор Владимир Соловьев.
И дизайнер Валерий Семушкин.
Без них «Нива» была бы совсем другой. Одним из первых вариантов, например, была модификация ВАЗ-2101 с приподнятием кузова и дополнительным передним мостом. Семушкин позже вспоминал, как более консервативные специалисты его убеждали в правильности этого способа.
– Ну почему бы не взять и не вырезать из «Жигулей» полметра, и сделать «Жигули» полноприводными? Зачем нужно конструировать специальный кузов?
Но такая модель даже в теории получалась несбалансированной, ухудшалась устойчивость. Примерно так бы это выглядело.
В итоге решили конструировать несущий кузов. Очень долго проходили испытания вазовские машины с военной внешностью: в зеленых цветах и тентом.
Похожую модель ВАЗ изначально и собирался презентовать заказчикам. Уже был сделан макет в натуральную величину.
Уже после создания этого макета Семушкин и Прусов стали плотно контактировать и обмениваться идеями. Они оба родились и долго жили в сельской местности и хотели сделать новый вездеход красивым, с минимальными военными мотивами. В ходе таких встреч появились рисунки и макеты, на которых уже узнается «Нива».
Здесь видно решение убрать запаску под капот, потому что длина авто была ограничена. Тот же Семушкин вспоминает, как один из испытателей горячился по этому поводу.
– Приложу максимум усилий, чтобы ее там не было. Только через мой труп! Под капотом она сгорит!
В книге о тольяттинском заводе Семушкин вспоминает, как эти макеты и рисунки случайно увидел главный конструктор ВАЗа Владимир Соловьев, принимавший также участие в создании «Победы», «Волги» и «Чайки».
– А это что такое? — спросил Соловьев.
– Макет полноприводника.
– Кто велел?
– Никто не велел, сам сделал.
Предположить реакцию было невозможно. Мне показалось, что главный как-то поджал губы. Пауза затянулась и еще одно явление произошло — тишина. Куда-то исчез обычный производственный грохот. Я не мог это выдумать потом – не помню ни одного звука, вокруг воцарилась тишина.
– Что, Владимир Сергеевич, плохо? Не так? — не выдержал этой тишины я.
Он слегка хмыкнул, но ещё несколько секунд молчал.
– Партизаны! Парти-за-а-а-ны, но… молодцы, молодцы!
– Ф-у-у! — выдохнул я наконец.
Соловьев с макетом.
Дальше предстояла серия техсоветов, на которых ВАЗ решал, какой автомобиль разрабатывать для испытаний. На первом техсовете явное преимущество было у утилитарного варианта джипа с открытым верхом. Прусов разочаровался в этой консервативности и написал заявление с просьбой освободить его от обязанностей конструктора. Соловьев заявление не принял, а посоветовал дождаться и подготовиться к следующему техсовету.
Прусов позже назвал ход Соловьева гениальным.
– На втором техсовете Соловьев подошел сначала к макету с открытым верхом: «Конечно, этот вариант более проработан. Но он, увы, неперспективен. Поэтому давайте сделаем так — накроем его чехлом, чтобы он нас не отвлекал, и внимательнее посмотрим второй, закрытый вариант, который я считаю гораздо более перспективным». И началось нормальное, спокойное обсуждение, которое и привело в итоге к тому, что наша точка зрения победила.
Параллельно разработкой нового авто для сельчан занимались Ульяновский и Ижевский заводы. Их образцы проиграли тольяттинцам. ИЖ-14 был симпатичным и даже немного похожим на «Ниву», но ВАЗ-2121 к этому времени прошел множество испытаний, а ИЖ-14 был на очень ранней стадии проработки. Машина была совсем сырой и провалилась на тестах.
Варианты УАЗа явно уступали в актуальности и современности: в салоне было холодно, на зимних испытаниях уазики не сразу заводились.
К тому же они внезапно уступили «Ниве» на испытаниях, когда не смогли преодолеть грязный подъем. А один УАЗ и вовсе перевернулся в попытках догнать «Ниву» на заснеженной дороге.
«Нива» все испытания выдержала.
И в апреле 1977-го первый автомобиль на продажу покинул конвейер.
«Нива» шикарно смотрелась на рекламных плакатах того времени, отличаясь от других советских авто.
В первой половине 80-х новая машина стоила 9-10 тысяч рублей при средней зарплате 180-200 рублей. Комментатор Алексей Андронов вспоминал авто его родителей: «Нива» в нашей семье воспринималась не как автомобиль, а как необходимая деталь интерьера. Должна быть не машина, а обязательно «Нива». Владимир Маслаченко тоже с добротой отзывался о ВАЗ-2121: «На «Ниве» я езжу в основном на дачу. У меня есть два прицепа — на одном катер, а на другом — снегоход. «Нива» в этом плане очень кстати».
В первые годы производства на «Ниву» был дефицит, в том числе из-за продаж нового авто заграницу, которые были уникальными для отечественного автопрома: 80% новых ВАЗ-2121 уходили на экспорт. И не только в социалистические страны, а в Германию и Францию, Швецию и Австралию, Канаду и Бразилию, Новую Зеландию и Японию. Всего – более 100 стран.
Собирали машину в Бразилии, Чили, Панаме, Эквадоре, Греции, Канаде.
Австрийский автомобильный журнал «Austromotor» написал в 1978-м: «Русские торговые стратеги очень внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу. Неожиданными были сравнительно невысокая стоимость, удавшаяся форма и оснащение этого нового автомобиля с повышенной проходимостью. У Lada нет конкурентов за эти деньги».
Семушкин позже посмеивался: «Да не было никаких «торговых стратегов»! Ни одного мне что-то не встретилось. Никто тогда не приходил и не говорил: «Делай так, и будет то, что надо. Я отвечаю за все».
После успеха ВАЗ-2121 появились кроссоверы – новый класс автомобилей, способных передвигаться по асфальту и по бездорожью.
Прусов рассказывал, как в 1986-м японцы подарили ему брошюру будущего кроссовера Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».
«Витара» первого поколения.
«Нива» была единственным отечественным легковым авто, который официально экспортировался в Японию. На ВАЗ-2121 в Японии можно наткнуться даже сейчас.
Еще более неожиданным для создателей «Нивы» стало участие авто в первых ралли «Париж - Дакар».
Это случилось благодаря французскому предпринимателю Жаку Поку, который построил небольшую империю по импорту советских автомобилей и даже добрался до спонсорства футбольного «Монако».
Будущий чемпион мира-1998 Эммануэль Пети в форме с Lada на груди.
Предприимчивый Пок заметил растущую популярность раллийных гонок и для рекламы своей продукции заявил советскую новинку в марафон, организованный французским мотогонщиком Тьерри Сабином, который придумал легендарное ралли после того, как заблудился в Ливийской пустыне и был случайно спасен местными жителями.
Сабин как раз на фоне «Нивы».
«Париж – Дакар» скоро превратится в главное ралли мира, но в первом соревновании весь провиант, воду и запасные части участники запихивали в машину, которая для гонок особенно не модифицировалась. Да, усилили подвески и увеличили бензобак, но двигатель «Нивы» оставался заводским.
На старт ралли вышло пять экипажей советских внедорожников, доехали до финиша два: на 28-м и 42-м месте. Не очень впечатляет, но машины тогда по классам не делились, и первые места заняли мотоциклы.
Дальше стало лучше. Пок увеличил объем мотора авто, теперь двигатель «Нивы» выжимал в два раза больше, чем стандартный. Команда Пока заняла третье место на ралли-1981 и второе – на ралли-1982 и 1983, уступив там Mercedes-Benz и Renault. В 1981 году на старт «Париж-Дакар» вышло 13 экипажей на советском внедорожнике, а в 1982-м – рекордные 20. Был и женский экипаж.
«Нива» регулярно попадала на обложки журналов, посвященных ралли.
Кажется, сейчас за такую обложку ее автора могли бы уволить.
Это был пик «Нивы» на «Дакаре».
Ралли-рейд с каждым годом становился все более престижным, резко скакнули бюджеты команд. С середины 80-х в соревнованиях стали участвовать специально подготовленные для ралли автомобили, которые не имели почти ничего общего с серийными машинами. В 1986-м «Нива» пришла на финиш «Дакара» четвертой, а в 1987-м ее пилотировал шестикратный победитель «Ле-Мана» и двукратный вице-чемпион «Формулы-1» Жаки Икс.
Будет еще смазанное возвращение на год в 1994-м, когда «Нива» окончательно попрощалась с легендарным ралли. Победить в «Дакаре» советскому внедорожнику так и не удалось, но менее элитные соревнования («Ралли Фараонов», «Ралли Туниса», «Алжирское ралли», австралийское «Вин-Сафари», «Ралли Атлас») «Нива» выигрывала.
Еще пара экстремальных достижений «Нивы». В 1998-м автомобиль добрался до отметки 5200 метров на пути к «Эвересту».
А через год во время экспедиции Тибет-99 «Нива» взяла высоту в 5726 метров над уровнем моря.
«Нива» забиралась на Фудзияму и заводилась на Северном полюсе, куда ее сбросили с парашюта.
А также более 10 лет проработала на станции Беллинсгаузен в Антарктиде.
Крутая реклама «Нивы» в Швеции: «Так нельзя ездить на Lada!»
Конечно же ВАЗ-2121 стал самым популярным русским автомобилем не только в жизни, но и в кино. «Нива» встречается в сотнях фильмах по всему миру. Ее участие самое разное: от одного из главных героев до декорации на заднем плане. Несколько примеров.
Наверняка вы удивились, когда в кино о мечтах маленького человека «Невероятная жизнь Уолтера Митти» герой Бена Стиллера внезапно встречает в Исландии чувака на «Ниве».
Через минуту скорость «Нивы» спасет их от внезапного извержения вулкана Эйяфьядлайекюдль.
Все остались целы. Только чуть-чуть запылились.
Джеймс Бонд в исполнении Пирса Броснона сталкивается с «Нивой» в Азербайджане, а «Нива» во французском триллере «Багровые реки» с Рено и Касселем используется в качестве улики.
Если постараться, то «Ниву» можно заметить в вампирском экшене «Другой мир», боевичке «Кто я» с Джеки Чаном, перезагрузке «Робокопа», где действие происходит аж в 2029 году. Создатели уверены в неизменности «Нивы». Также на ВАЗ-2121 гоняет в ралли брат главной героини из бразильского сериала «Жестокий ангел» (не путать с великим «Диким ангелом» имени Натальи Орейро).
«Нива» – центр одного из последних фильмов крутого немецкого режиссера Фатиха Акина. В «Гуд бай, Берлин!» два подростка-неудачника (один из них родом из России) крадут голубую «Ниву» и отправляются в путешествие в некую Валахию к дедушке.
В будущем фильме четвертой фазы Marvel «Черная вдова» тоже будет «Нива»: на кадрах со съемок Скарлет Йоханссон осторожно подходит к машине на фоне березок.
В популярном корейском онлайн-шутере PUBG в 2019-м появился автомобиль Zima для снежной карты. Прототипом послужил ВАЗ-2121.
«Нива» не осталась только на экранах. На ЧМ-2018 самыми крутыми болельщиками стали два исландца, которые добрались до России на «Ниве», которую выиграли в фейсбучном конкурсе. Саша Головин встретил ребят на границе и поболтал с ними.
Исландцы рассказали, почему именно «Нива».
– Мы ведь поставляем вам рыбу. Сейчас вы расплачиваетесь деньгами, а лет 20-30 назад вместо денег давали нам «Нивы». На острове их было полно. Сейчас становится все меньше. Для них не существует запчастей, люди копаются в «Нивах» в гаражах, пытаются отремонтировать. В октябре одна туристическая контора решила привлечь к себе внимание, разыграв советский автомобиль, который знает вся страна. Все что было нужно для победы – оставить любой комментарий под постом о конкурсе. Я написал, что очень хочу получить эту машину.
– Мы не знаем историю нашей машины, но про нее в Исландии ходит много легенд. Одно время русские рыбаки активно скупали их у местных. Приезжали с утра к дому, давали деньги и увозили на корабль. Ходила даже шутка: хочешь лишиться «Нивы» – езжай на ней в порт. Никто до сих пор не знает, зачем русские так делали.
После ЧМ-2018 губернатор Самарской области подарил «Ниву» Александру Коларову, как автору первого гола (и очень красивого) на новой самарской арене.
А пилоты «Формулы-1» Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен испытывали «Ниву» в бою перед Гран-при Азербайджана и чуть не спалили: автомобиль перегрелся и остановился.
Но Даниэль Риккардо был доволен: «Я был абсолютно уверен в каждом движении Макса, потому что при каждом его заносе я чувствовал, что машина способна вернуться обратно на дорогу. И вообще, я б хотел устроить Австралийское «Лада»-дерби. Я имею в виду дюжину «Лад», две дюжины профессиональных пилотов и небольшие заезды. Мы ведь сможем привезти дюжину таких в Перт, да?».
Риккардо получил респекты от болельщиков, в отличие от президента УЕФА Чеферина. Словенец внезапно назвал «Ниву», на которой пересек Сахару, «смешным российским джипом» и «пародией на машину». В комментариях вы ему устроили огня.
В очень крутом обзоре на Jalopnik.com, который называется «Каково это – водить величайший советский автомобиль всех времен», его автор Джейсон Торчински приехал в Исландию, чтобы несколько дней погонять на «Ниве» 2010 года выпуска. У него остались очень смешанные впечатления. Очень-очень. И они стоят того, чтобы процитировать автора.
– Это архаично. Ужасающе, непоправимо, мучительно архаично. Наверное, поэтому мне это так нравится.
– Автомобиль заставляет одновременно чувствовать, что вы можете разобрать его на части голыми руками, и в тоже время, что он каким-то образом может преодолеть любые, самые ужасные состояния дороги. Как такое может быть? «Нива» – огромная загадка, упакованная в прямоугольный белый футляр.
– У автомобиля не было радио. Это было к лучшему, так как я не уверен, что смог бы его услышать. «Нива» – самая громкая и завывающая машина, в которой я когда-либо ездил. Каждая деталь скрипит и издает визг, скрежет или стук. Это головокружительный хаос. Все звучит так, будто я засунул микрофон в рот моего дедушки, пока он ест суп минестроне.
– Если бы автомобиль был моделью 1981 года, это было бы простительно. Но это автомобиль 2010 года. Я должен постоянно напоминать это себе, уровень сырости просто поразителен.
– Несмотря на все причуды, я обнаружил, что действительно люблю «Ниву». Она как твой школьный друг-придурок, который всегда несет какую-то дичь на вечеринках, но у которого реально золотое сердце. Ты всегда, всегда знаешь, что когда случится безвыходная ситуация, он тебя прикроет. Я чувствовал себя хорошо за рулем этой машины. Я был счастлив, что меня видели в ней.
Да, «Нива» с незначительными изменениями от оригинала и с обновленным названием Lada 4x4 производится до сих пор. В первой половине 2019-го «Нива» занимает пятое место на российском рынке кроссоверов и внедорожников, уступая только Hyundai Creta, Renault Duster, VW Tiguan и KIA Sportage. Всего продано около 15 000 штук.
Это, и круто, и больно одновременно.
Прусов еще в 2013-м: «Автомобиль, к великому сожалению, не коньяк. С годами лучше не становится. Старый автомобиль может пользоваться спросом, но новый нужно создавать обязательно». Похожую фразу один из создателей ВАЗ-2121 говорил часто, в том числе и в разговоре с Джеймсом Мэем для журнала Top Gear. Мэй тоже тестировал «Ниву» и тоже был в некотором смятении. Две цитаты из одного обзора.
– Есть туманный намек на то, что обивка сидений теперь получше, а во всем остальном Niva – жуткое старье. Внутри случайным образом разбросаны клавиши и крутилки, дверные ручки маленькие и худосочные, пластик омерзительный. Рычаг коробки невообразимо далеко, и в процессе привыкания к машине приходится долго шарить, чтобы его найти. Но больше всего воспоминаний вызывает запах салона автомобиля восточного блока: его не перепутаешь ни с чем. Ни один другой политический строй не наделял свои автомобили таким характерным ароматом.
– Я живу почти в центре Лондона. Дороги здесь иногда разбиты, но не так уж плохи. Но я не могу не восхищаться Niva. Вот она, со своим неказистым советским кузовом на простых стальных зеленых или серых колесах, и смотрится просто классно. Чего у нее не отнять, так это очарования. Его тут просто уйма.
Владимир Соловьев умер еще в 1975-м, Петр Прусов – в 2017-м. В год 40-летнего юбилея «Нивы». На его могиле установили памятник с изображением ВАЗ-2121.
Дизайнеру Валерию Семушкину сейчас – 79 лет, он активно ведет страницу на Одноклассниках. Там он выкладывает старые и свежие фото.
А также ставит классы сатирическим постам про политику.
Тут они вдвоем с Прусовым.
Прошло несколько лет. Семушкин уже один. В вестибюле ВАЗа с бюстами Соловьева и Прусова.
В 79 лет он выезжает на пленэры и пишет картины.
В этом году он выложил написанный им портрет Владимира Соловьева, одного из создателей «Нивы». Конструктор изображен с ВАЗ-2121 в руке.
Валерий Семушкин, Владимир Соловьев, Петр Прусов. Эти люди навсегда останутся в истории, как создатели мощного и прорывного русского авто – «Нивы».
Фото: РИА Новости; globallookpress.com; lada.ru; dakar.com; imdb.com/; litmir.me