В 97-м «Сьон» выбил переигровку со «Спартаком»: мерили ворота, проверяли шипы Горлуковича, подставили ОРТ на 100k долларов
Швейцарский «Сьон» – новый клуб Антона Миранчука. Пожалуй, главная ассоциация со «Сьоном» в России – переигровка «Спартака» в 1997-м. Вспоминаем, как это было, в архивном тексте Спортса.
В 1997 году в 1/32 финала Кубка УЕФА «Спартак» играл против швейцарского «Сьона». В первом матче команда Олега Романцева победила 1:0, а вторая игра на «Локомотиве» закончилась вничью – 2:2. «Спартак» проходил дальше, но швейцарцы подстраховались – перед началом ответной встречи президент «Сьона» заставил комиссара матча померить ворота. Швейцарцы утверждали, что высота не соответствует норме. Дальше началось удивительное – в сюжете «НТВ-Плюс» этот перфоманс назвали геометрическими упражнениями.
Неверный размер ворот заметил то ли вратарь, то ли президент «Сьона». Мерили рулеткой, которую нашли в подсобке
«Сьон» устроил шоу не просто так. Еще до игры в Москве президент клуба Кристиан Константен говорил, что вылет из турнира станет катастрофой. По его словам, это лишало швейцарцев не только денег от УЕФА, но и подрывало какие-то рекламные договоренности. «Сьон» цеплялся за любую возможность и увидел ее на разминке – буквально за полчаса до игры.
«Есть профессиональные вратари, которые интуитивно чувствуют размер ворот, – говорит в интервью Sports.ru Вячеслав Колосков. – Вратарь подсказал, что что-то там нечисто, поэтому в «Сьоне» воспользовались возможностью померить ворота. С этого все и началось»
Вячеслав Колосков на жеребьевке второго раунда Кубка Уефа, 1997 год
Правда, есть и конспирологическая теория. Директор стадиона в Черкизово Любовь Шамихина рассказала, что швейцарцы спрашивали, можно ли провести тренировку на следующий день после игры. По ее мнению, провокация была спланирована, а «Сьон» заранее хотел остаться в Москве и ждать переигровку. Была еще и версия швейцарской газеты Blick. Президент «Сьона» Константен (бывший вратарь) на разминке тоже подошел к воротам, по привычке поднял руку до перекладины и без рулетки определил неверную высоту. Хотя еще утром на совещании представителей команды и УЕФА у него не было претензий к стадиону.
С рулеткой вообще выдающая история: журналисты «Коммерсанта» писали, как за полчаса до матча по пресс-центру ходил лысый полный мужик и что-то просил на французском. Когда его наконец-то поняли, выяснилось, что от имени руководства «Сьона» он искал специальный прибор для измерения размеров ворот. Ему сказали, что никаких специальных приборов нет, а где-то в подсобке случайно нашли обычную рулетку – ее и использовали при замерах.
«Уже прошла разминка, мы выходили из потрибунки на игру, но нас тормознули в тоннеле, – рассказывает Sports.ru Мирослав Ромащенко. – Сказали, что какие-то вопросы то ли у делегата, то ли у судьи. Сначала стояли минут пять, а потом Горлуковича забрали как капитана команды. Постояли еще немного и пошли в раздевалку – было холодно, дождь шел. В раздевалке нам уже сказали, что идет замер ворот. Все были в недоумении: на этом стадионе и Лигу чемпионов проводили, и матчи сборной. Мы тогда посчитали, что это просто попытка выбить нас из колеи».
«Не понимаю, зачем вообще начали матч, если нашли какие-то серьезные проблемы», – до сих пор удивляется Валерий Кечинов.
«Мы относились к этому как какой-то шутке и были уверены, что даже если есть какие-то замечания, то все решится максимум штрафом», – говорит Александр Ширко.
Александр Ширко против Милтона де Соузы во время переигровки
Инспектор записал в протокол, что ворота были на 15 сантиметров ниже нормы. Но директору стадиона сказал наоборот: на 2 см выше
Журналисты «Коммерсанта» цитировали работавшего на матче милиционера, который очень переживал увиденное. «Что там штанги! Они начали-то не с них. Как только спартаковцы вышли из раздевалки, они попросили судью измерить шипы на бутсах у Горлуковича».
К сожалению, связаться с Горлуковичем не получилось. На все звонки Sports.ru он отвечал одинаково: «Занят, извини». Историю про шипы прокомментировал Александр Ширко: «Горлукович вышел замерять ворота один, так этот момент мы не видели, но вообще шипы смотрели часто. Раньше играли на железных, а судьи контролировали, чтобы они были не слишком тонкие и не сильно застроенные. Проверяли шипы пальцами как бы на порез».
Ворота мерили вчетвером: итальянский делегат УЕФА Паоло Казарин, французский судья Клод Коломбо и капитаны команд Сергей Горлукович и Иван Кентен. Стандартная высота ворот – 244 сантиметра, но в протокол записали совершенно безумные результаты. Одни – высотой 229 см по центру перекладины и 234/236 по краям. Другие – 2.29 по центру и 2.36/2.37 по краям. Горлукович поставил подпись под этими данными.
После этого президент «Сьона» вообще довел ситуацию до абсурда: по его словам, если бы в Швейцарии ворота были такой высоты, то единственного гола Кечинова бы не случилось. Якобы первый удар улетел бы сильно выше, а добивания бы не было.
При этом делегат Казарин сразу после измерений сказал директору стадиона Любови Шамихиной, что ворота не ниже, а на два сантиметра выше нормы. Пять игроков «Спартака», с которыми связался Sports.ru, утверждают, что никакой разницы вообще не заметили – это были обычные ворота. После матча на стадион ходили корреспонденты «Спорт-Экспресса» и проводили свои измерения: по их данным, одни ворота были ниже 7 сантиметров, другие – на 4.
И все же Любовь Шамихина объяснила, почему ворота действительно могли быть неправильного размера. «Возможно, нарушение размера ворот могло произойти во время международного чемпионата по легкой атлетике среди железнодорожников, который проходил в Черкизове 11-12 сентября («Сьон» приехал 30-го – Sports.ru). Тогда ворота сначала снимали, а потом ставили на место».
После на «Локомотиве» прошло три матча чемпионата России, но никто ничего не заметил.
Интересно, что за несколько дней до этого в пятой итальянской лиге случился похожий эпизод. «Альто-Адидже» играл с «Паньолезе», а на разминке голкипер гостей обнаружил, что ворота сантиметров на 15 ниже нормы. Чтобы это исправить, рабочие стадиона рыли землю во вратарской.
Переигровку оплачивал «Спартак» и попал на 100 тысяч долларов. «Сьон» выбрал гостиницу подороже
Матч задержался на полчаса: пострадал не только настрой футболистов (например, Ромащенко грубо ошибся в эпизоде с первым пропущенным голом), но и телевидение. Продюсер спортивных программ ОРТ Николай Малышев говорил «Коммерсанту», что сбилась сетка, сдвинулся порядок рекламы, а ущерб может превысить 100 тысяч долларов. «СЭ» сообщал, что канал вообще требовал от УЕФА компенсацию 500 тысяч долларов.
Самое веселое проходило дальше: «Сьон» требовал, чтобы «Спартаку» засчитали техническое поражение. Тот самый Константен нанял двух адвокатов, а «Спартак» на заседании в Женеве защищали вице-президент Григорий Есауленко и доктор Раубер – бывший президент дортмундской «Боруссии» и владелец адвокатской конторы.
Григорий Есауленко (слева) с адвокатом клуба, 1997 год
«Адвокаты «Сьона» порой явно перегибали палку, приводя совершенно абсурдные доводы, – рассказывал Есауленко. – Они цитировали какие-то пункты из правил по соревнованиям «Формулы-1» и плаванию. Однажды не выдержал даже председательствующий, прервав выступление представителей «Сьона» словами: «Мы с вами находимся не в плавательном бассейне. Давайте по существу». Но доводов по существу у «Сьона» оказалось слишком мало».
За «Спартак» сыграло то, что претензии «Сьона» появились только за полчаса до игры, а не заранее. Когда отклонили требование засчитать российской команде техническое поражение, Константен наставил на переигровке на нейтральном поле. Это тоже отвергли – в итоге снова играли в Москве.
По словам Есауленко, переигровка обошлась клубу в 100 тысяч долларов. Гостиница, самолет и другие расходы – все это оплачивал «Спартак». Во второй раз «Сьон» отказался жить в гостиничном комплексе «Измайлово», а поселился в более дорогом отеле «Рэдиссон-Славянская», который тогда выглядел так.
В переигровке «Спартак» вышел убивать «Сьон». После 5:1 болельщики 20 минут скандировали «Молодцы!»
«С первой секунды этого дисциплинарного решения пошел отсчет этой команды, насколько сильно мы ее порвем, – говорит Ширко. – Нас даже настраивать не надо было, у всех была одна мысль: за такие дела их надо наказывать. К игрокам у нас претензий не было, выходили наказывать именно клуб».
«Ух, как сейчас помню, какими мы были злыми перед переигровкой, – подтверждает Кечинов. – Реально готовы были разорвать! Еще гол красивый у меня получился, обыграл защитника, вратаря и ударил в пустые ворота (посмотрите чуть ниже видео, там просто шедевр – Sports.ru). После игры болельщики 20 минут скандировали «Молодцы!»
«До переигровки много думал о предыдущем матче (2:2), потому что это был мой дебют в еврокубках за «Спартак», а первый мяч забили из-за меня, – говорит Мирослав Ромащенко – автор пятого гола «Сьону». – Я постоянно держал это в уме и хотел реабилитироваться. Начиная где-то с третьего гола, мы очень рьяно праздновали каждый. Специально пробегали мимо соперника, чтобы уколоть их, чтобы показать им. Зачем вы полезли туда, а не радовались той ничьей, которая была для вас счастьем».
* * *
Игроки «Сьона» усвоили урок на всю жизнь. В 2015-м «Сьон» играл с «Рубином», а швейцарцев тренировал Дидье Толо – участник тех матчей со «Спартаком».
«Историю с замером ворот в Москве я, конечно, помню. Но тогда я был игроком, думал только о том, что происходит на поле. На этот раз замерять ворота не будем. Но нас тревожат непростые погодные условия. Например, может пойти снег», – шутил Толо на пресс-конференции.
Телеграм-канал Глеба Чернявского, где еще больше ностальгии и «Спартака»
Петр Чех мог перейти в «Спартак», но все испортил отпуск Романцева на Багамах
История хорошего Мукунку: трансфер из-за алмазов, разборки с милицией и безумное назначение Гаврилова в сборную ДР Конго
Фото: REUTERS/Pierre Virot, Dima Korotayev, Pascal Volery; РИА Новости/Александр Поляков