«Байер» провалил старт, а сейчас бьется за ЛЧ. Их тренер как Гвардиола: любит правило 5 секунд и контратаки
Самый интригующий камбэк на финише немецкого сезона.
«Байер» в атаке – топ-клуб, сражающийся за чемпионство с «Боруссией» и «Баварией». «Байер» в защите – одна из худших команд лиги (в том числе по среднему количеству перехватов и отборов за игру). Этой проблеме уже несколько лет, но руководство «Леверкузена» вместо того, чтобы подыскать специалиста, который подтянет команде игру в обороне, в начале этого года наняло бескомпромиссного фаната атакующего футбола.
«Мы знаем, что дортмундский период карьеры Петера Боса нельзя назвать успешным, но на то были свои причины. Уверен, он сделал выводы и поможет нам выйти на новый уровень», – объяснял решение спортивный директор «Байера» Руди Феллер.
Главная претензия Феллера к предыдущему тренеру Хайко Херрлиху – «Байер» с ним не придерживался единого стиля игры. Херрлих перебирал разные схемы, уходил от формации с тремя защитниками и потом опять к ней возвращался, то пытался играть рационально и надежно в защите, то выкручивал на максимум атаку. У Боса-тренера, конечно, много недостатков, но есть один большой плюс – его стратегия предсказуема и понятна. Голландец берет любимую 4-3-3 и гонит команду вперед без оглядки на счет и статус оппонента.
«После увольнения из «Боруссии» я получил предложения от нескольких клубов, – вспоминал Бос. – Но большинство из них не знали, в какой футбол они хотят играть. «Байер» же четко обозначил игровую философию – она совпала с моей на 100%».
***
С приходом Боса «Байер» превратился в одну из самых бьющих команд бундеслиги. Намного увеличилось количество ударов в створ ворот по сравнению с началом сезона, когда клубом еще управлял Херрлих (например, в первых трех турах бундеслиги «Байер» пробил в створ 13 раз. В первых трех матчах при Босе на старте второго круга – 32).
«Футбол должен приносить удовольствие. Я хочу, чтобы наши болельщики наслаждались игрой «Байера», – говорит Бос. – Сам я был футболистом, который разрушал игру, и знаю, что в этом нет красоты».
В «Леверкузене» Бос немного модифицировал игру крайних нападающих. Если в «Боруссии» они были активными участниками почти каждой атаки и подтягивали остальную команду к чужим воротам, то в «Байере» фланговые игроки располагаются максимально широко друг от друга – так, чтобы у центрального нападающего (Фолланда) и атакующего полузащитника (Брандта) было больше пространства для маневра.
Показательный пример – матч против «Майнца».
Пока четверка защитников сдерживает реактивного Бэйли, Фолланд и Брандт играют в стенку и последний забивает после выхода один на один.
Здесь крайние защитники «Майнца» понимают, что пара Фолланд-Брандт опять готовит что-то острое, и бросают фланги, чтобы подстраховать центрбеков, но уже слишком поздно. Снова игра в стенку, снова выход один на один и гол Брандта.
***
Юлиан Брандт – одна из причин, почему система Боса так здорово прижилась в «Леверкузене». Брандт никогда не оставляет центрфорварда без поддержки, фактически играя скрытого нападающего. К примеру, в «Дортмунде» у Боса Обамеянг оказывался отрезанным от средней линии, состоящей из классического опорника (Вайгль/Шахин) и двух восьмерок (Гетце и Кастро).
По задумке Боса, Гетце и Кастро во время атаки должны были играть очень высоко (по сути превращаясь в плеймейкеров) и поддерживать таким образом вингеров, смещающихся в центр, но Марио и Гонсало провалили эту миссию.
В «Байере» идеи голландца работают гораздо лучше, ведь в этой команде у него изначально есть Хавертц и Брандт – две премиальные десятки, которые связывают атакующее трио.
Оба отлично понимают игру, мастерски освобождаются от опеки и служат опорными пунктами на полуфлангах, откуда «Байер» начинает большинство своих атак. Если Боса приглашали специально для того, чтобы превратить этих двух тинейджеров в мировых звезд, то патроны «Леверкузена» все сделали правильно.
Иногда Бос использует Хавертца чуть выше. Тогда десятке Брандту в центре поля помогают две восьмерки – Арангис и Баумгартлингер.
***
Контрпрессинг «Байера» стал более агрессивным и плотным. Бос придерживается правила 5 секунд, в течении которых мяч после потери должен быть возвращен во владение его команды. Но, кажется, не все в «Леверкузене» были знакомы с ним. «Не знаю, что это, – удивлялся Феллер во время презентации Боса. – У нас вот было свое правило 5 секунд. Если ты приехал из Франкфурта в Оффенбах, то должен выпить две кружки пива за 5 секунд». Жители этих городов недолюбливают друг друга, и у франкфуртцев даже есть шутка на эту тему – «Чем мне нравится Оффенбах – тем, что он расположен недалеко от Франкфурта».
К контрпрессингу Боса в «Дортмунде» очень быстро адаптировались, к тому же «Боруссия» перестала укладываться в те самые пять секунд. Нынешний «Леверкузен» пока держится стандартов и отбирает мяч даже быстрее за счет молодых и выносливых игроков, которые не бросаются на мяч, а перекрывают свободные зоны.
Уязвимость такого прессинга в том, что если сопернику удается выстоять и проскочить давление «Байера», то даже простой пас за спину защитников приводит к потенциально голевой атаке. Часто это происходит из-за того, что остальная команда забывает организовать вторую линию давления и позиционно не страхует тех 2-3 игроков, которые мгновенно включились в отбор.
«Вердер» Флориана Кофельдта в мартовском матче показал, как справляться с леверкузенским контрпрессингом.
Футболисты «Байера» не успевают накрыть Йоханнеса Эггештайна, тот отдает передачу брату, Макси переводит мяч на Крузе и тот бежит открывать счет.
***
Босу безусловно повезло с тем, что ему досталась команда, которая выдерживает высокий темп. Еще при Херрлихе «Байер» имел топовые показатели по общему пробегу, а к финишу сезона «Леверкузен» вышел на лучшие цифры в лиге – в среднем 121 км за матч. Какое-то время «Байер» был лучшим и по среднему количеству ускорений. Но голландца эта статистика скорее расстраивала: «Тот факт, что мы вынуждены так много бегать, говорит о том, что мы часто теряем простые мячи и таким образом пытаемся все исправить. Это неправильно, для нас очень важно экономить силы».
Бос хочет, чтобы игроки понимали, зачем они покрывают такие расстояния. «Мне нравятся футболисты, чей игровой интеллект позволяет предвосхищать события на поле, – сказал Бос в интервью The Guardian. – Преимущество всегда будет у того, кто знает, что случится в следующую минуту и куда следует переместиться. Посредственные игроки как правило реагируют на то, что уже произошло, и бегут следом за мячом. Я стараюсь не брать таких в свою команду».
***
Вернувшись в Германию, тренер Бос вообще не изменился. У него все так же нет плана Б на случай провального матча, поэтому если «Байер» натыкается на какую-то непреодолимую силу («Лейпциг», «Хоффенхайм», отчасти «Краснодар») то шансов спастись нет. Он не отходит от выбранной схемы. Он по-прежнему фанатеет от контратак, так как считает, что команда, не умеющая контратаковать, никогда не будет успешной в чемпионате Германии (видимо, это влияние Гвардиолы, который 6 лет назад придерживался того же мнения).
Изучили ли его стиль соперники? Разумеется. Изучили настолько, что главный тренер «Гладбаха» Дитер Хекинг дал ему название – Bosz-Fussball. С одной стороны, предсказуемость – не та черта, которой может гордиться тренер, но с другой – в бундеслиге сейчас не так много специалистов с уникальным почерком.
«Честно говоря, у меня было много предложений, но я рвался обратно в бундеслигу, – признается Бос. – В истории с «Дортмундом» осталось много недосказанного. Уверен, люди здесь еще не видели настоящего Петера Боса».
В двух оставшихся турах за последнюю путевку в ЛЧ поборются 5 команд.
«Байер» ждут клубы с нулевой мотивацией. В первом круге леверкузенцы легко обыграли и «Шальке», и «Герту». Главный конкурент «Айнтрахт» в последнем туре едет в гости к «Баварии». Для «Франкфурта» это в любом случае испытание – даже если мюнхенцы к тому моменту оформят чемпионство. В этом сезоне «Бавария» дважды разнесла полуфиналистов ЛЕ с общим счетом 8:0.
Больше других «Леверкузену» стоит опасаться «Вольфсбурга», который весь сезон держит еврокубковую форму. На финише у него – самый легкий календарь из этой пятерки.
Фото: globallookpress.com/Anke Waelischmiller/Sven Simon, Deutzmann/deutzmann.net, Frank Hoermann/Sven Simon