Трудный выбор, серьезная болезнь и великий Монако. Первый сезон Айртона Сенны в «Формуле-1»

Как все начиналось.

Выбор команды

1984 год. Ники Лауда и Ален Прост готовы оспорить титул чемпиона мира, будучи напарниками в «Макларене», а действующий же чемпион Нельсон Пике из «Брэбэма» находится в ожидании. Бразилец хотел узнать, кто станет вторым пилотом в британской команде. Кандидатов было много, но в итоге место занял итальянец Тео Фаби. Выбор пал на него, так как спонсор команды Parmalat (итальянская компания по производству молочных и других пищевых продуктов) требовал, чтобы именно пилот из Италии занял место рядом с чемпионом.

Загружаю...

Был и другой вариант, против которого Пике также особо возражал, - молодой Айртон Сенна. Юный бразилец считал, что его соотечественник достаточно влиятелен в команде, чтобы помочь Сенне пробиться на место второго пилота. Но Пике этого не стал делать. «Он не помог и не стал никого тревожить!» - возмущался в интервью обиженный Айртон.

Впрочем, у него на тот момент было достаточно вариантов. Помимо «Брэбэма» у Сенны были предложения от «Макларена», «Уильямса» и «Тоулмэна». Бразилец уже тестировал ранее «Макларен» и успел поразить Рона Денниса. Тогда на место в «британской конюшне» также претендовал Мартин Брандл, главный соперник Айртона в низших сериях. Что важно, Сенна понимал, что на данный момент, пока в команде Лауда и Прост, никто ему не даст сесть за руль болида на гонку, а именно к этому он и стремился.

Вариант с «Уильямсом» также очень быстро отпал и остался только «Тоулмэн». Учитывая всех желающих, выбор Айртона оказался для многих довольно странным и нелогичным. Но бразилец сумел все объяснить. Дело в том, что сначала ему нужно было привыкнуть к «Формуле-1», освоиться, начать с низов. «Тоулмэн» в данной ситуации оказался отличным вариантом.   

«Тоулмэн» в 1984 году

Но куда все-таки попал Айртон Сенна? В достаточно молодую команду, ведь «Тоулмэн» появился в «Формуле-1» лишь в 1981 году, поэтому чего-то особенного от команды ожидать не стоило. Однако ребятам стоит отдать должное, ведь они сумели достичь определенного прогресса. По сравнению с прошлогодней машиной TG183 новая TG184 стала в разы быстрее. Это осуществлялось благодаря решениям Рори Бирна, главного инженера команды.

Загружаю...

Итак, что же сделал такого особенного Рори? Во-первых, он решил удлинить боковые понтоны, но что куда важнее он установил второе заднее антикрыло. Это сразу бросается в глаза. Таким образом, Бирн намеревался увеличить прижимную силу болида, а чтобы как-то сбалансировать в этом аспекте машину, он сделал широкое переднее крыло. Однако была одна большая проблема – слабый двигатель Hart 415T. Во многом из-за этого машина Бирна не могла претендовать на место в первой тройке.

Мало того, сезон 1984 года стал катастрофой для «Тоулмэна». И нет, не в плане результатов (это был вообще лучший сезон команды в «Ф-1»). Все дело в шинах. Перед сезоном у команды возникла серьезная проблема с ними. В итоге уже после четвертой гонки, Гран-при Сан-Марино, «Тоулмэн» решил перейти на Michelin. Но и тут все пошло не так, как надо. В конце 1984 года компания прекратила сотрудничество с «Формулой-1», и проблема британской команды вернулась. К слову, решить ее почти удалось. «Тоулмэн» договорился с Pirelli. Но к тому моменту в команде уже был один пилот, и ожидания руководства оказались не оправданы. Как итог, через год «Тоулмэн» был переименован в честь спонсора в «Бенеттон».

«Волшебник» в деле

Несмотря на слабый двигатель болида, Айртону все же удалось достичь результатов в своем первом сезоне «Формулы-1». Это была самая настоящая демонстрация гоночного таланта. Но были и свои нюансы.

Сенна начал сезон, заработав первые очки уже на старте сезона (6-ое место в ЮАР и Бельгии). Далее же на результате бразильца сказался выше описанный скандал. В Сан-Марино Айртону не удалось квалифицироваться из-за разногласий между Pirelli и «Тоулмэном». Команде пришлось тяжело. Кроме того, возникли еще и проблемы с двигателем Hart, поэтому рассчитывать было не на что. В следующей гонке Сенна сошел.

Загружаю...

Самым ярким выступлением Айртона в 1984 году и, пожалуй, одним из самых легендарных является Гран-при Монако. Именно тогда стало ясно, что Сенна станет чемпионом мира. Тогда еще в квалификации у бразильца возникли разногласия с Ники Лаудой, в результате которых пилоты обменялись жестами средним пальцем. Еще перед Гран-при Монако и Сенна, и Лауда принимали участие в выставочном заезде к открытию обновленного «Нюрнбургринга». Кроме них в нем приняли участие Стирлинг Мосс, Джэк Брэбэм, Джон Сертис, Фил Хилл и Ален Прост. Все гонщики выступали на Mercedes 190 E 2,3,16. Говорят, что тогда Айртон устроил настоящее шоу, ведь он как раз выиграл тот заезд.

Возвращаясь к теме Монако. Та гонка славится дождем, который и помог Сенне добиться результата. Как всем известно, дождь в некотором роде уравнивает шансы гонщиков, поэтому Айртон не мог не воспользоваться этим. На 19-м круге он прошел Ники Лауду, который в итоге сошел, и начал преследовать лидера гонки Алена Проста. «Макларен» Проста и «Тоулмэн» Сенны – это было невероятно. Правда, француз решил, что продолжать гонку небезопасно, все-таки сошло 10 гонщиков, учитывая упомянутого Лауду, Рикардо Патрезе, Найджела Мэнселла и Нельсона Пике.

Мнение Проста разделяла и верхушка. На 31 круге было решено остановить гонку. Пересекавший финишную черту Сенна был рад своей «победе». Уже после он узнал, что учитывался результат предыдущего круга, а значит, он второй. Бразилец был ужасно рассержен. Можно сказать, что именно этот момент является началом великого противостояния Сенны и Проста.

Загружаю...

После Монако дела у бразильца шли не очень. Несмотря на обгоны, борьбу и талант, машина не могла справиться с «Формулой-1». По ходу сезона Айртон сошел еще 6 раз. Хотя при этом ему удалось попасть на подиум еще дважды: 3-е место в Великобритании и Португалии. К слову, все подиумы Сенны – единственные в истории «Тоулмэна».

В конце сезона внутри команды произошел конфликт. Как ни странно, произошел он именно с бразильским пилотом. Пока «Тоулмэн» терпел крушение, Айртон уже успел подписать контракт с «Лотусом» на следующий сезон. Рассерженное руководство отстранило Сенну от гонки в Италии (до конца сезона оставалось еще две гонки, не считая этой). Но Айртона это слабо волновало.

Болезнь лица

Однажды в ноябре Сенна проснулся с парализованной правой стороной лица. Он думал, что это инсульт, но врачи диагностировали лицевой паралич. Причина – воспаление лицевой кости. Ему делали массаж и давали специальные лекарства, но он был к ним слишком чувствителен, его лицо было деформировано. Сенна выздоровел полностью лишь в феврале 1985 года, перед стартом нового сезона.

Сам Айртон рассказывал об этом следующее: «Было приятно почувствовать, насколько же мы незначительны. Я только что подписал контракт с «Лотусом», как вдруг, мог уже бросить свою профессию. Я чувствовал, что меня сильно пошатнула эта болезнь».

Загружаю...

Как же Сенна поправился? Что ж, Айртон боялся побочных эффектов от тех самых особых лекарств, поэтому он решил прибегнуть к альтернативному лечению Харуо Нисимуры. Однако и это не помогло, и Сенна вернулся к обычному лечению. Проблема бразильца была решена лишь тогда, когда Нуно Кобра, его физический тренер, начал лечить пилота.

Эта болезнь стала лишь одним из испытаний в жизни Сенны, коих было целое множество. Данная же статья написана в связи с 25-летием со дня гибели великого чемпиона. Айртона Сенну нельзя забыть, им нельзя не восхищаться!