Формы, деньги и полные стадионы: женский футбол никогда не был так крут
Объясняем, почему сейчас самое время начать следить за женским футболом.
От редакции Sports.ru: вы находитесь пользовательском блоге «О Женском Футболе замолвите». Автор очень старался, и его текст попал в футбольный раздел. Поддержите блог подпиской и плюсами, и материалов о здесь будет больше.
Женский футбол имел несколько возможностей подняться на высокий уровень. Как минимум, три.
Что было раньше?
1917-1921 годы: бум популярности в Англии
В годы Первой мировой войны, когда мужчины были на фронте, женщины трудились на фабриках и заводах. В Престоне на заводе Dick, Kerr & Co женщины работали на производстве трамваев и локомотивов. Периодически во время обеденного перерыва работницам разрешали играть с мячом. Физкультминутки проводились на многих заводах, но именно престонские дамы играли особенно мощно.
Вскоре Дик&Керр начали проводить товарищеские матчи против фабрик из других районов и городов. Вся выручка от игр шла пострадавшим на фронте военным.
На пике популярности футболистки собирали на матчах до 50 тысяч болельщиков и играли со сборной Франции. Но война закончилась, английская футбольная ассоциация хотела утвердиться, а женский футбол (только вдумайтесь!) всерьез угрожал популярностью мужскому. Вердикт был очень жесток: 5 декабря 1921 года чиновники запретили дамам играть в мяч ровно на 50 лет:
«Совет считает своим долгом высказать твердое мнение, что игра в футбол совершенно непригодна для женщин и не должна поощряться. Также выражаем мнение, что чрезмерная доля доходов от матчей поглощается расходами, а неадекватно малый процент отчисляется на благотворительные цели. Совет просит клубы, входящие в ассоциацию, отказаться от использования своих площадок для таких матчей».
1971 год: неофициальный чемпионат мира в Мексике
Пивные, винные, чайные и другие компании через год после мужского ЧМ-1970 в Мексике захотели вновь разместить рекламу на более чем 100-тысячном стадионе «Ацтека». Бренд «Мартини и Росси» оплатил перелет и проживание в отелях шести женским сборным: Англии, Франции, Италии, Дании, Аргентине и Мексике. Вход на матчи был платным, у мини-ЧМ даже был свой талисман (девочка Сочитль).
В конце августа-начале сентября сыграли 10 игр группового этапа и провели плей-офф. Финальный матч стал историческим и рекордным по посещаемости. На «Ацтеке» игру между Мексикой и Данией посмотрели 110 тысяч человек. Правда, на глобальное развитие женского футбола турнир все-таки не повлиял. В самой Мексике качественного скачка не случилось из-за постоянных конфликтов футболисток с национальной федерацией (чиновники и сам чемпионат публично не одобряли). За пределами страны – из-за недостаточного медиаосвещения: по сравнению с мужским мундиалем женский в Европе так и остался незамеченным.
1999 год: классный чемпионат мира в США
Самый успешный женский чемпионат мира. Турнир впервые приехал в США – это был прорыв. За четыре года до американского ЧМ турнир провели в Швеции, получилось плохо. Матчи проводились на пяти стадионах, вместимость трех из не достигала даже 10 тысяч. На встречу Нигерии и Канады собралось только 250 зрителей, а средняя посещаемость была 4300 человек.
Организаторы американского чемпионата были смелее: четыре арены вмещали больше 70 тысяч зрителей, еще две – больше 50 тысяч, остальные – 20 и 31 тысячу. В среднем на матчи собиралось по 37 тысяч фанатов (на матчи американок – больше 50 тысяч), рекорд держится до сих пор. На финал США-Китай и вовсе пришли больше 90 тысяч человек. Снимок ликующей Брэнди Честейн (США выиграли по пенальти) тогда обошел весь мир.
Что изменилось с тех пор?
Во-первых, деньги.
а) в Дании, Норвегии и Новой Зеландии игроки женских и мужских сборных уже получают одинаковые премиальные, еще несколько стран – на пути к этому;
б) призовой фонд чемпионата мира вырос в два раза даже по сравнению с прошлым турниром: теперь победитель получит не 2, а 4 млн долларов, а все команды в сумме – 30 млн вместо 15;
в) английская Суперлига (там лидируют «Арсенал» и «Манчестер Сити») в конце марта подписала рекордный спонсорский контракт с Barclays на 10 млн фунтов стерлингов. На евроарене достижения британских команд далеки от немецких и от соседей из Франции. Однако за 9 последних сезонов женской ЛЧ подданные Ее Величества 8 раз добирались до полуфинальной стадии. С такими финансовыми вливаниями в ближайшие годы клубы из Туманного Альбиона, видимо, станут в разы успешнее.
Во-вторых, посещаемость.
Все прошлые всплески посещаемости были, как правило, разовыми. Сейчас все иначе: количество зрителей на матчах растет последние два года.
• еще 10 лет назад на матчи сборной Нидерландов ходило по полторы тысячи болельщиков, но уже почти два года посещаемость не опускается ниже 20 тысяч. Катализатором стал успешный Евро-2017;
• финал чемпионата Мексики регулярно собирает по 40-50 тысяч фанатов. Такая же ситуация и с финалом Кубка Англии;
• всего за 3 месяца 2019-го случилось еще три крутых рекорда: 48 тысяч зрителей на матче «Атлетик» – «Атлетико», 60 тысяч – на игре «Атлетико» с «Барселоной» и еще 39 тысяч – на встрече «Ювентуса» и «Фиорентины»;
В-третьих, форма.
Один из важнейших путей увеличения привлекательности женского футбола. Адьос мешковитым футболкам. Шорты теперь короче, верхняя часть учитывает особенности строения женского тела. Мы дожили до момента, когда Nike специально разработал формы для каждой страны-участницы ЧМ-2019. Такое случилось впервые в истории женского футбола.
В чем причина изменений?
Маркетинг
Еще в 2017-м УЕФА запустил в социальных сетях акцию WePlayStrong (тогда фанаты из 16 стран-участниц помогали освещать женский ЕВРО, призывая пользователей к активности). Теперь медийностью футболисток плотнее занялась ФИФА.
Не отстают и крупные медиа: BBC, Fox Sports и The Guardian регулярно выдают внушительные колонки о новостях из мира женского футбола. Даже футбольный Bleacher Report с одним миллионом фолловеров стабильно постит интересные истории про девушек. Испанские Marca и AS после рекордного по посещаемости женского матча в Мадриде вышли с футболистками на обложках. Женский футбол постепенно становится модным!
Феминистки
С тем, что женские и мужские команды должны получать равные премиальные (при разном уровне их популярности), непросто согласиться даже мне (хотя я тоже помогаю УЕФА в развитии женского футбола). Но в некоторых аспектах равноправие обязано быть, и борьба, которую ведут феминистки, помогает женскому футболу.
Так около года назад, в Международный женский день, известный журнал ELLE представил своей внушительной аудитории масштабный материал в котором было много историй: о дискриминации 14-летней бразильской девочки, которая пробилась в составе мальчиковой команды на чемпионат штатов, о нелегком пути Марты к статусу лучшей в мире футболистки, о том, как сложно быть спортсменкой в Африке, о том, как потеряв отца от рук талибов, сбежать из Афганистана и выиграть серебро ЕВРО. Раньше и представить было непросто, что такой «кит медиамира», как ELLE, познакомит читателей с проблемами футболисток. Сейчас благодаря борьбе женщины перестают получать гроши, их труд начинает оплачиваться, на них начинают смотреть как на профессионалов. Однако раньше об этом самом равноправии не могло быть и речи.
В той же Южной Корее, о которой мы много говорили буквально на днях, первый матч мужской сборной был сыгран через месяц после объявления независимости республики. Дебютная игра женской национальной команды – только через 42 года.
На женщин должны смотреть так же, как и на мужчин. В том числе и в спорте. Сложнее всего с этим сейчас обстоят дела на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Но ситуация меняется и там. В последние несколько месяцев дебютные матчи провели сборные Таджикистана и Монголии, а обо всех сложностях, через которые прошли иорданские спортсменки, можете прочесть в нашем июньском лонгриде.
«Ломаем стереотипы». Футбол и женщины в арабской стране
Помощь от мужских команд
Развитие женского футбола сейчас напрямую связано с поддержкой от мужских команд. Несколько фактов:
а) Мексика. Женский чемпионат здесь создали всего полтора года назад. Да, принудительно – из 18 клубов мужской лиги 16 обязаны были открыть женские команды. Обязаловка – это плохо. Но не в этом случае. Фанаты мужских команд стали активно поддерживать футболисток и еще больше ходить на футбол со своими семьями. На мексиканских стадионах сейчас царит безумно крутая атмосфера. В прошлом мае на финале женского чемпионата на трибунах было больше 50 тысяч болельщиков, в декабре – 33 и 41 тысяча
б) Топовые европейские лиги. В них сейчас лидируют команды, напрямую связанные с мужскими – «Арсенал», «Атлетико», «Вольфсбург», «Лион» и «Ювентус». Одна из главных женских команд Аргентины – «Ривер Плейт»;
в) Россия. В половине команд нашего чемпионата сейчас застой: «Рязань-ВДВ», «Звезда-2005», «Кубаночка», «Торпедо» Ижевск. У кого все хорошо? ЦСКА, «Локомотив», «Енисей», «Чертаново».
Именно этой дорогой нужно развиваться и российскому женскому футболу. Но в «Спартаке» и «Крыльях», к примеру, женских команд в планах нет, а вот у «Зенита» женский состав может появиться.
Всего через два месяца стартует чемпионат мира по женскому футболу. Уже сейчас известно, что как минимум на семи матчах будет аншлаг: Франция – Южная Корея, Нидерланды – Камерун, Швеция – США, Нигерия – Франция, а также на двух полуфиналах и финале, которые гарантированно соберут по 59 тысяч зрителей в Лионе. Билеты на главный матч турнира раскупили всего за 31 минуту. Впечатляет!
Начинай следить за женским футболом уже сейчас, чтобы потом не прозвали глором!
Фото: Gettyimages.ru/Topical Press Agency; REUTERS/Action Images; instagram.com/atletifemenino; news.nike.com; twitter.com/Cmdiecisiete Gettyimages.ru/Sam Morris, Jack Thomas