Табачные спонсоры снова рвутся в «Формулу-1». Официальный запрет их не останавливает

От редакции Sports.ru: это пользовательский перевод материала журналиста Дитера Ренкена о возвращении табачных компаний в «Формулу-1». Поддержите автора комментариями и плюсами – возможно, это придаст ему мотивации сделать еще один хороший текст.

Перед стартом 70-го чемпионата мира «Формулы-1» команда «Феррари» временно исключила из официального названия слова Mission Winnow.

Mission Winnow – глобальная рекламная кампания, связанная с корпорацией Philip Morris International (PMI – далее), бессменным спонсором «Феррари».

Напомню, что ФИА лишила названия Mission Winnow «Феррари» из-за запрета на рекламу табачной продукции на территории Австралии, но уже перед гонкой в Бахрейне руководство Скудерии вновь обратилось к ФИА с просьбой восстановить полное официальное название. Судя по всему, на втором этапе чемпионата 2019 года итальянская команда уже будет выступать как Scuderia Ferrari Mission Winnow.

Загружаю...

История вопроса

Помимо Скудерии, в «Ф-1» уже есть команда, которая также поддерживает отношения с «табачниками» старой волны: тандем «Макларен» и BAT (British-American Tobacco) совсем недавно заключили контракт, в конце января-начале февраля, но тем не менее, миниатюрные логотипы BAT были удалены во время гонки в Мельбурне, а сами же британо-американцы еще толком не успели провести какие-нибудь промо-акции с командой из Уокинга.

Однажды подсев на никотин (простите, не удержался), команды «Ф-1» начали серьезно тратить деньги, доступные от продажи рекламных мест на болидах – множество компаний были готовы вложиться в заведомо убыточный бизнес «Ф-1», чтобы, тем не менее, попытаться «раскрутить» свой бренд за счет телевизионной аудитории и развития технологий показа. Бюджеты непомерно росли, и можно было смело утверждать, что никотин, а не бензин, подпитывает спорт.

Для лучшего понимания масштабов спонсорства и помощи: Marlboro, бренд PMI, способствовал поглощению середняка пелотона «Макларен» командой Рона Денниса – Project 4. Marlboro также платил гонщикам «Феррари», прежде чем стать титульным спонсором «Феррари», когда стали ясны амбиции Жана Тодта. Практически совершенный, серебристо-черный «Макларен» отхватил себе бренд West, а команда тут же превратились в «серебряные стрелы».

«Уильямс» поставил все средства Camel на победу, создав FW14B – возможно, самый технически совершенный автомобиль «Формулы-1» за всю историю. Mild Seven финансировал Михаэля Шумахера и «Бенеттон» в их чемпионские годы в середине 90-х. Последним же чемпионом мира «Ф-1», который явно был связан с табачным спонсором, был Фернандо Алонсо в 2006 году.

Загружаю...

Тем не менее, стоит признать, что окончательное выражение «Ф-1» как платформы для продвижения табачной продукции было реализовано в конце 1998 года, когда British American Tobacco (BAT) объявила – в ожидании глобального запрета на спонсорство табака, – что она будет спонсировать команду из Бракли, прежде известную как «Тиррелл», но с новым названием – British American Racing («БАР»). При этом, одна машина была представлена ​​в цветах бренда 555, а другая – в ливрее Lucky Strike.

Негласные правила «Ф-1», по которым команда не могла выставлять в гонки болиды разных цветов, заставили «БАР» использовать одинаковый левый / правый брендинг, разделенный застежкой-молнией. К сожалению, команде не удалось набрать ни единого очка в течение ее дебютного года, а в дальнейшем, «БАР» был продан и стал «Хондой», затем, на один сезон, «Брауном», а сейчас же это лидер «Ф-1» – «Мерседес».

Загружаю...

Тем не менее, джентльмены в смокингах, немного поморщившись, стали хозяевами чуть ли не единственного вида спорта в мире, в котором была разрешена реклама сигарет и огромные деньги от этого.

Собственно, не особо удивительно, что ФИА, в то время под председательством Макса Мосли, взяла вилы и пошла против Европейского Союза от имени автоспорта, добиваясь приостановления действия директивы на запрет табака в ЕС.

Вернувшись в прошлое, можно отыскать отрывок из письма Мосли, адресованного Дэвиду Бирну, тогдашнему комиссару ЕС по здравоохранению и защите прав потребителей. Письмо это носило весьма жесткий характер, ибо отправлено оно было после отмены Гран-при Бельгии 2003 года. Отмена этапа произошла из-за разногласий в законодательстве ЕС и организаторов гонки, так как титульным спонсором были именно табачники из Marlboro.

«ФИА предпочла бы направить свои ограниченные ресурсы на обеспечение безопасности дорожного движения и поддержание нашей законной роли в качестве спортивного регулятора», – говорится в нем.

Действительно, «Ф-1» стала настолько никотино-зависимой гоночной серией, что некоторые команды и / или промоутеры сознательно нарушали преобладающие законы на определенных территориях, зная, что мелкие штрафы, наложенные (и, как правило, выплачиваемые заранее), по слухам в то время, были просто копейками по сравнению с вкладами их табачных благотворителей.

Загружаю...

В результате, Бирн, вопреки просьбам, ускорил срок действия действующего запрета ЕС на 18 месяцев до июля 2005 года, но путаница с датами заставила ФИА придерживаться своего собственного срока бана табачников (который был объявлен изначально) на конец 2006 года. Таким образом, в течение 18 месяцев «Ф-1» действовала в юридическом подвешенном состоянии, но после этого попала в соответствие с законодательством ЕС – хотя оно оказалось расплывчатым и не самым идеальным, поскольку было частичным и легко интерпретируемым.

Команды, в основном, придерживались юридической линии, хотя до середины 2008 года Скудерия раскрутила законодательство до предела, оставив логотипы Marlboro на кожухах двигателя  в некоторых странах за пределами Европы, при этом, трансляция гонки оставалась для Европы и всего мира. После этого был ряд белых штрих-кодов со странным сходством с треугольным брендом до 2010 года, и только после «Феррари», усиленно отрицавшая все связи с Marlboro, убрала все его следы.

Однако владелец Marlboro, PMI,  по-прежнему финансировал команду – как и по сей день – на сумму до 100 млн долларов в год, взамен получая лояльность «Феррари» для рекламных акций и гостеприимства, предназначенных для торговли табачными изделиями и гаражных площадок. Как думаете, достигло ли это партнерство соотношения цены и качества? Ну, твердолобые члены совета директоров вряд ли выложат сумму – которая, с тех пор достигла миллиарда долларов – без веских причин.

Загружаю...

Mission Winnow-gate в Мельбурне

После официальной публикации названий команд «Ф-1» в министерстве здравоохранения штата Виктория (места, где и проложена трасса) объявили о начале расследования по факту названия команды Mission Winnow Scuderia Ferrari, а именно – части, касающейся Mission Winnow. Поводом для расследования послужила рекламная кампания PMI. В министерстве здравоохранения утверждают, что с помощью Mission Winnow PMI продвигает табачную продукцию, что идет вразрез с законодательством Австралии и конкретно штата Виктория. Соответственно, на гонку в Австралии название и логотипы команды «Феррари» должны были быть убраны, что, в последствии, и случилось.

Но руководство PMI с этим не согласно. Теперь к аналогичным опровержениям присоединился недавно объявленный главный спонсор «Макларена», BAT, который в понедельник объявил, что будет «присутствовать на болиде и вне болида в течение всего сезона, в соответствии с действующим законодательством».

Обе компании производят бездымные – в некоторых случаях электронные – продукты, но, безусловно, их нельзя продвигать в автоспорте, а особенно в «Ф-1», ведь это просто концепция перехода на более здоровое потребление и, следовательно, образ жизни. Ключевое слово, конечно, «здоровее», а не «здорово», но как так вышло, что даже такая концепция оказалась вне закона?

Конечно, некоторые будут утверждать, что маркетинг никотинового вещества в любой форме – аморален. С другой стороны, бытует мнение, что некурящие вряд ли начнут употреблять электронные сигареты – независимо от того, продаются ли они через рекламу на гоночных автомобилях и трассах,  или нет – и потребление никотина не гламурно сейчас, особенно в сравнении с эрой полной рекламы сигарет.

Загружаю...

Другой вопрос: сколько времени до того, как PMI или BAT (или другие табачные конгломераты, которые наверняка последуют за этим дуэтом в F1), начнут продвигать продукты, не содержащие дыма? Вероятный ответ – никогда, конечно. Во всяком случае, пока нынешний ЕС запрещает такие продукты, поскольку резолюция ФИА 2006 года по борьбе с табаком должна была следовать букве законов ЕС, а также придерживаться руководящих принципов Всемирной организации здравоохранения.

Законодательство, обнародованное в 2003 году и вступившее в силу 31 июля 2005 года, признает, что существуют «различные законы, положения и административные положения государств-членов», но что полные правила, касающиеся борьбы против табака, подпадают под действие директив, в которых существует трансграничное воздействие – такие как вещание / деятельность в средствах массовой информации.

В этом случае, очевидно, применяются следующие определения:

а) «табачные изделия» – это все продукты, предназначенные для курения, вдыхания, всасывания или жевания, в той степени, в которой они сделаны, даже частично, из табака;

b) «реклама» означает любую форму коммерческих сообщений, имеющую цель прямым или косвенным образом способствовать продвижению табачного изделия;

c) «спонсорство» означает любую форму публичного или частного вклада в какое-либо мероприятие, деятельность или отдельное лицо с целью прямого или косвенного эффекта продвижения табачного продукта.

Загружаю...

Хотя законодательство применяется ко всем формам табачных изделий, включая, по определению, вейпинг, электронные сигареты или другие сопутствующие товары, ни слова не упоминается о запрете заявлений о миссиях (привет, Mission Winnow!) табачных компаний или их корпоративного жаргона. Обеспечение соблюдения этого вида законодательства – это именно то, для чего PMI и BAT нанимают юристов. Кажется, они нашли юридическую лазейку, которую искали.

Австралия, однако, не подпадает под юрисдикцию ЕС, и вполне может иметь другое мнение по этому вопросу. Вопрос о Mission Winnow был задан Филу Бранагану, главному редактору сайта motorsport.com (австралийская версия), знающему местную ситуацию. Его ответ:

«Я действительно не понимаю. (Mission Winnow) не является брендом; Вы не можете зайти в магазин (здесь) и купить что-нибудь с таким именем, так почему это будет запрещено в Австралии?

«Будет интересно посмотреть, что будет дальше. Не уверен, что они могут сделать с существующим законодательством; может ли это исключить бренд, о котором никто никогда не слышал, и (который) имеет ничтожно малую связь с табаком?»

Другой вопрос, который возникает: как команды относятся к проблеме, которая наверняка вызовет противоречия, независимо от ее законности? Учитывая, что большинство команд на каком-то этапе воспользовались спорными продуктами – будь то алкоголь или энергетические напитки, которые были одно время запрещены во Франции.

Тем не менее, тема алкоголя идет в отличное сравнение: Heineken и их лозунг социальной осведомленности пивного бренда о всей рекламе и спонсорстве Формулы-1: «Не садись за руль пьяным», в сопровождении красного запрещающего сигнала, перечеркивающий бутылку.

Загружаю...

На алкоголь (надолго ли?) не распространяются те же строгие законы, что и на табачные изделия, поэтому маркетинг таких продуктов является законным в большинстве стран. Безусловно, существуют страны и в наше время, где алкоголь запрещен, но это больше связано с религиозными мотивами, чем с состоянием здоровья. Алкогольная реклама в Ф1 – также пример споров и аналитики. Johnnie Walker или бывший титульный спонсор Williams – Martini – в данный момент времени все они являются законными в европейских странах , за исключением Франции.

Тем не менее, с точки зрения применяемой директивы ЕС существуют ограничения, соответствующие положения которых гласят:

а) оно не может быть специально предназначено для несовершеннолетних или, в частности, изображать несовершеннолетних, употребляющих эти напитки;

б) он не должен связывать потребление алкоголя с улучшением физической работоспособности или с вождением.

Отсюда и лозунг Heineken, который ловко продвигает алкогольную продукцию при полном соблюдении законодательства ЕС.

Для тех, кто не понял:

а) водительские права получают совершеннолетние люди в любой стране ЕС, лишь возраст совершеннолетия варьируется внутренними законами;

б) вождение за рулем в пьяном виде является крайне рисковым делом, напрямую сопряженным с опасностью для себя и других.

Загружаю...

Заключение

Несмотря на то, что против последних инициатив PMI и BAT можно выдвинуть любое количество моральных аргументов, факт заключается в том, что под давлением общественности и финансовыми трудностями, бренды заново изобретают себя, чтобы выжить. Для табачных брендов «Ф-1» – это просто еще одна платформа, хотя ее страстно поддерживают сотни миллионов поклонников.

Безусловно, руководство PMI, посредством Mission Winnow хочет, чтобы мир узнал о том, как компания меняется, так как в 2018-2019 гг. нужно придумывать что-то еще, помимо сигарет с известным красным флажком. Данная рекламная кампания, а это именно рекламная кампания, воспринимается PMI, как приверженность науке и инновациям, которые, якобы, могут привести к лучшему будущему, но реальность такова, что несмотря на запрет табачного спонсорства по всему миру в спорте, а особенно – в моторных видах спорта – «табачники» остаются в деле в том или ином виде.

Stay Tuned!

Подпишись на мой новый канал на Youtube!

Авторский перевод статьи: racefans

Загружаю...

Интересное чтиво на тему табачных запретов: grandprix.com

Фото: globallookpress.com/Joan Valls/Urbanandport/NurPhoto; twitter.com/BATPress; Gettyimages.ru/Michael Cooper/Allsport, Mike Powell/Allsport; globallookpress.com/Sutton Motorsports; twitter.com/MissionWinnow; Gettyimages.ru/Justin Sullivan; marketingweek.imgix.net; Gettyimages.ru/Mark Thompson

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Крутой поворот
Популярные комментарии
python3
Самое смешное, что нацепив какой-то непонятный слоган "Mission Winnow", PMI заставили говорить о себе и своих сигаретах всех. По-моему чудесная реклама, при том что история далека от завершения.
Второй глаз Ватноглазого Джо
Реклама - это не тупое пихание своего логотипа в глаза пиплу. Реклама - это когда о тебе говорят. Похоже, маркетологи PMI шарят ))
Петр Васильев
К слову сказать, в конце прошлого сезона лично я не понимал что это за Mission Winnow. Думал, это связано с Феттелем, ибо у них тогда траблы начались. Моральная такая поддержка )) И если бы не эта возня австралийцев, так бы и был в неведении. Но они решили возбухнуть, и заставили всех комментаторов рассказывать (читай рекламировать) об этой теме. Теперь и я в курсе )) (нахрен мне это правда не надо, но деваться некуда) "Молодцы" австралийцы, нечего сказать... Лучше для табачников и придумать было нельзя )) зы. слова Лаврова тут в тему будут.
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий