Летопись сборной Англии. Год 1877-й
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Прошло около пяти лет с тех пор, как был сыгран первый в истории матч сборных Англии и Шотландии. К этому времени англичане ни разу не уступили на своем поле, но в то же время и выиграть на чужом также не смогли. После прошлогоднего разгрома в Глазго родоначальники обязаны были реабилитироваться перед собственной публикой. А возможная победа уравняла бы статистику личных встреч.
О новых игроках сборной «трех львов» есть чего рассказать, ибо их опять насчитывалось девять человек. Сначала о старых знакомых, то бишь о футболистах некогда выступавших в национальной команде. Одним из двух игроков, вновь вызванных в сборную страны, являлся знаменитый форвард «Уондерерс» Чарльз Уоллостон, для которого грядущий матч становился уже третьим в международной карьере. Вернулся в команду спустя два года и Уильям Роусон из «Оксфорд Юниверсити». Еще пару слов нужно добавить об одном небезызвестном футболисте, прославившемся в 1872 году. Мортон Пито Беттс его имя – автор единственного мяча в первом финале Кубка Англии. Свой дебют в сборной, Беттс мог отметить еще в том же знаковом для него году, но первый матч в истории «трех львов» он был вынужден пропустить из-за травмы. Самое забавное, что в нынешнем поединке Мортону доверили место в воротах - новый кипер родоначальников слыл весьма универсальным футболистом.
В остальном составе значилось достаточно имен, игравших одни из главных ролей в завершавшемся розыгрыше кубка страны. В обороне впервые выступали полуфиналист Линдсэй Бери из «Кембридж Юниверсити» и будущий герой финала 29-летний Уильям Линдсэй. Жизненная судьба последнего сложилась трагически. В 1857 году его отец и большая часть семьи были убиты во время восстания в Индии при осаде Капура. Он и двое его братьев на следующий год поступили в колледж Винчестер. С тех пор Уильям отличался необычайной тягой к спорту, добиваясь успехов в легкой атлетике, крикете и футболе. Позднее Линдсэй выступал за сборную Шотландии во всех пяти неофициальных международных поединках в 1870-72 годах. Тогда он играл за команду выпускников своего колледжа, пока в 1875-м не перебрался в «Уондерерс», постепенно выбившись в ряды лучших защитников страны.
В средней линии играли Уильям Роусон, удостоившийся звания капитана в грядущем поединке с «тартановой армией», и Боумонт Джарретт – еще один футболист «Кембриджа», игравший за сборную второй год подряд.
В нападении дебютантов набралось аж четверо. Особняком стояли двое футболистов с севера страны: прошлогодний новичок Артур Кершэм из «Ноттс Каунти» и чрезвычайно талантливый 19-летний центрфорвард Билли Мосфорт из шеффилдского «Уэнсдей». Еще трое представляли сплошь южные клубы, продолжавшие бороться за кубок. 20-летний новобранец «Кембриджа» Альфред Литтлтон заслужил своими выступлениями в этом году место в основе сборной. В своем юном возрасте Альфред выделялся среди прочих нападающих. Футбольный Ежегодник того года отмечал: «Очень сильный и быстрый форвард, с великолепным ударом, возможно, самый опасный из всех». Не столько талантливым, но не менее важным футболистом в своем клубе считался и Джон Бэйн из «Оксфорда» - первый в истории сборной футболист шотландского происхождения. И наконец, последний атакующий игрок, Сесил Уингфилд-Стрэтфорд из «Ройял Инжиниерс».
Шотландцы, несвойственно для себя, решили в этом году изрядно поменять состав. Шесть новых футболистов, причем из «Куинз Парка» лишь четверо. В рамке ворот вновь должен был появиться Алекс МакГиох, а вот пару защитников составили совсем иные люди, нежели раньше. Старые знакомые Джо Тейлор и Джон Хантер как раз заканчивали с футболом. Тейлор ушел из сборной еще в прошлом году в матче против Уэльса, а вскоре занял место президента в «Куинз Парке», в котором он играл с 1870 года. Хантер же покинул сборную «горцев» через два дня после нынешней игры с англичанами (в матче с валлийцами в Рексхэме). Оба считались очень знаковыми фигурами в национальном футболе. Довольно-таки равноценной заменой им стали Роберт Нилл, занявший место Тейлора как в клубе, так и в сборной, и Томас Валланс – капитан, один из основателей и первый представитель «Глазго Рейнджерс» в истории сборной.
Первый и пока последний раз за «тартановую армию» легендарный полузащитник «Куинз Парка» Чарльз Кэмпбелл сыграл в 1874-м, когда ему было 20 лет. Но в этом году заметно возмужавший и за это время завоевавший авторитет одного из лидеров лучшего клуба страны, появился в составе шотландской дружины во второй раз. Его тут же назначили капитаном сборной. В этом статусе Кэмпбелл продолжал выступать за родную страну долгие годы. Рядом с ним расположился одноклубник Джеймс Филлипс.
В атаке, за исключением 25-летнего Билли МакКиннона, проводившего свою уже седьмую международную игру, остальные почти сплошь дебютанты. Не смог в этом матче сыграть один из лучших форвардов страны Джеймс Уэйр. Его место занял опытный Джон Фергюсон из «Вейл оф Левен», для которого это был уже четвертый по счету матч за сборную. Впервые попали в состав и двое товарищей Фергюсона по клубу – два Джона – МакДуголл и МакГрегор. У такого значимого представительства далеко не первого по силе клуба страны, были довольно простые причины. Дело в том, что в этом сезоне «Вейл оф Левен» сотворил просто невозможное. В четвертьфинале национального кубка, 30 декабря 1876 года, клуб из Александрии на Хэмпден Парк встречался с непобедимым «Куинз Парком». Так случилось, что с самого своего основания в 1867 году, команда из Глазго не проиграла вообще ни одного матча!
И вот, казалось бы простая рядовая встреча, являвшаяся еще одним шагом по дороге к очередному трофею. Но случилось то, чего не ожидал никто: впервые за свою десятилетнюю историю "Куинз Парк" проиграл (1-2)! Стоит заметить, что с этого момента у «Куинз Парка» начался своеобразный спад, продолжавшийся около 4 лет. Однако история до сих пор скрывает подробности того матча.
Еще двое футболистов, которых осталось представить. Один из них 18-летний форвард из «Клайдсдейла» Джеймс Ричмонд. А второй – 21-летний Джон Смит, представлявший малоизвестный клуб «Мохлин» из одноименного поселка, неподалеку от Килмарнока. Смит по сей день остается единственным футболистом в истории клуба, игравшим в сборной страны.
Англия, 2-2-6: Мортон Беттс («Уондерерс»), Уильям Линдсэй («Уондерерс»), Линдсэй Бери («Кембридж Юниверсити»), Уильям Роусон (капитан, «Оксфорд Юниверсити»), Боумонт Джарретт («Кембридж Юниверсити»), Чарльз Уоллостон («Уондерерс»), Альфред Литтлтон («Кембридж Юниверсити»), Артур Кершэм («Ноттс Каунти»), Джон Бэйн («Оксфорд Юниверсити»), Билли Мосфорт («Уэнсдэй»), Сесил Уингфрид-Стрэтфорд («Ройял Инжиниерс»).
Шотландия, 2-2-6: Александер МакГиох («Дамбрек»), Роберт Нилл («Куинз Парк»), Томас Валланс («Рейнджерс»), Чарльз Кэмпбелл (капитан, «Куинз Парк»), Джеймс Филлипс («Куинз Парк»), Джеймс Ричмонд («Клайдсдейл»), Уильям МакКиннон («Куинз Парк»), Джон МакГрегор (Вейл оф Левен»), Джон МакДуголл («Вейл оф Левен»), Джон Смит («Мохлин»), Джон Фергюсон («Вейл оф Левен»).
3 марта 1877 года, уже по сложившейся традиции – раз в два года, Овал принимал лучшие сборные островов. Можно сказать, что и погода стояла традиционная, опять перед игрой лил дождь. К 3 часам дня по местному времени, главный стадион города был заполнен.
«Эта суббота явилась крайне не подходящим днем для футбола. Однако это не помешало почти четырем тысячам зрителей, среди которых находился и маркиз Лорн, присутствовать на ежегодном матче сборных Англии и Шотландии» - писала TheTimes 5 марта 1877 год.
Чести судить матч такого ранга на сей раз удостоился 24-летний Роберт Огилви, защитник «Клэпхэм Роверс», сам три года назад выступавший за сборную «трех львов». От шотландской стороны его помощником стал Уильям Дик, а вот с английской – неизвестно.
Хозяева вышли на поле в белых майках с черным гербом на груди, и в белых трусах. А шотландцы, как и всегда в черно-синих майках и белых трусах.
С самого начала встречи «горцы» стали показывать отменную игру в пас, легко проходя хозяйскую оборону. На 25-й минуте Джон Фергюсон в одной из таких атак открыл счет. Однако это не сильно расстроило англичан, продолжавших владеть мячом по одиночке. Возможно, им следовало предпринять что-то более осмысленное, пока не стало слишком поздно.
Особенной эгоистичностью отличился молодой дебютант Альфред Литтлтон, как раз славившийся своей привязанностью к обводке. Он являлся, пожалуй, последним представителем классической английской игры, основанной на дриблинге. В какой-то момент матча, еще один дебютант, напротив приверженец северного, более комбинационного стиля игры, Билли Мосфорт, решился сделать замечание своему партнеру, дабы тот слишком не увлекался. На это беззаботный Альфред усмехнулся: «Я играю для собственного удовольствия».
Альфред Литтлтон
Столичная газета Bell’s in London and Sporting Chronicle также не оставила без внимания этот факт: «Некоторые английские форварды были просто неутомимы в своем стремлении, но время от времени заметная расслабленность в рядах хозяев проявлялась в полной мере, особенно в защите».
Как прояснилось позже, прав, хоть и наполовину, оказался все-таки коренной любитель Литтлтон, на 55-й минуте умудрившийся забить гол. Видимо, один из многочисленных проходов все-таки удался. Но к этому времени Англия уже уступала 0-2: за 7 минут до гола Альфреда, отличился совсем юный шотландец Джеймс Ричмонд, которому удался отменный дебют.
У англичан оставалось еще достаточно времени, чтобы у Литтлтона, или кого-то другого, получился еще один индивидуальный гол. Но шотландцы больше не позволяли себе расхлябанности в новоиспеченной обороне.
Ну а вскоре Джон Фергюсон оформил дубль, сделав разрыв 3-1. Большинство сходится во мнении, что этот мяч был забит на 69-й минуте, хотя имеются сведения, что "горцы" добили хозяев уже после 80-й. Впрочем, опять же это и не столь важно. До конца игры, счет так и не изменился.
Впервые английская публика увидела поражение своей сборной, причем Англия уступила по всем статьям. Шотландцы смотрелись лучше во всех линиях и заслуженно обыграли извечных противников в третий раз за недолгую историю.
Продолжение следует...