Юрген Крой – один из величайших футболистов Германии. Так почему никто не слышал о нём?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В наши дни сказать, что некий малоизвестный футболист является лучшим футболистом, о котором вы никогда не слышали, – клише. В эру YouTube никто не остается незамеченным. Даже печально известный Робин Фрайдей, который получил небольшую славу благодаря тому, что он никогда не играл на уровне выше второго английского дивизиона.
Человеком, максимально претендующим на звание «Лучший игрок, о котором вы никогда не слышали», может быть Юрген Крой. С подобным типом футбольных легенд есть два ключевых вопроса, которые требуют ответа: были ли они настолько хороши? И какие были обстоятельства, помешавшие им сделать свое имя?
Обычно ответ на первый вопрос «да», в то время как второй вопрос – что-то связанное с природой человека, нежели игрока – приверженность Фрайдея к алкоголю и наркотикам, например. В отношении Кроя, однако, ответ ещё более сложный.
Без сомнений, Крой чрезвычайно талантлив. Однако в тот момент, когда он должен был стать легендой Германии, его дело пострадало из-за его происхождения. Он родом из той части страны, которая упорно отказывалась делать героев из своих футболистов. В то время как у СССР был Яшин, у Польши Бонек, Восточная Германия не имела сопоставимых фигур. Пока воспитывались потрясающие игроки-индивидуалисты – Маттиас Заммер и Михаэль Баллак, назовем только двух, – в приоритете ГДР были коллективная сила и командная работа.
Крой, который стоял в воротах сборной Восточной Германии на протяжении 14 лет, с 1967 по 1981, был равен своему западному коллеге, легендарному Сеппу Майеру, и одним из самых лучших стражей в мире в 70-х. Он был провозглашен лучшим игроком года в Восточной Германии трижды (1972, 1976, 1978) и позже величайшим игроком в истории ГДР в 1989.
Его время в национальной команде совпало с величайшими достижениями, включавшими золотую олимпийскую медаль в Монреале в 1976 году и победу на собственном Чемпионате Мира в 1974, когда Крой оставил ворота в неприкосновенности против Герда Мюллера, Франца Бекенбауэра и Ко.
Доказано, что Крой был бесподобен. Современные источники называют его вратарем с превосходным рефлексом, роскошными возможностями остановить удар и отличным пасом – его гениальный бросок, с которого Юрген Шпарвассер забил гол, стал победным в матче против Западной Германии на самой большой арене.
«Я, как и большинство голкиперов, силён на своей позиции и не один из худших на выходе. Если бы я имел серьёзные слабости, я бы не играл так долго за национальную сборную», – сказал Крой позже в интервью немецкому футбольному изданию «11 Freunde».
Эта цитата дает представление о характере человека, который, возможно, в свою очередь, помогает объяснить, почему он остается почти совершенно неизвестным за пределами бывшей Восточной Германии. Крой даже в старости остается упрямым и уверенным в себе человеком, ставящим перед собой цели, и идет к ним человеком, полностью уверенным в своем месте в мире. Этим местом был Цвиккау.
Крой – очень важная персона местного масштаба: мало того, что его слава в значительной степени ограничивается Восточной Германией, он сам никогда не изъявлял никакого желания жить, работать или играть в футбол ни в каких других местах, кроме своего родного города – невзрачного города недалеко от чешской границы.
Само собой, Крой является величайшим игроком в истории футбола Цвиккау, но помимо этого он является главной фигурой в современной истории города в целом: играл 16 лет за «Заксенринг» Цвиккау, затем управлял ими еще четыре, а вслед за тем стал президентом клуба и вице-президентом Восточногерманской Футбольной Ассоциации. Позже он приложил руку к местной политике, в которой оставался вплоть до выхода на пенсию в 2010 году.
Именно преданность Кроя Цвиккау помешала ему получить тот профиль, которого он заслуживал на протяжении своей игровой карьеры. Стандартная политика внутри восточногерманского футбола заключалась в том, чтобы лучшие игроки попадали в команды, которые регулярно выступали на европейской арене: «Динамо» Берлин, «Динамо» Дрезден, «Магдебург» и «Карл Цейсс». Цвиккау, хоть и находился постоянно в высшем дивизионе, обычно был неудачником.
Крой убедил людей, имевших огромное влияние в Восточногерманской Футбольной Ассоциации, что как вратарю ему будет лучше в маленькой команде, сталкивающейся с большим количеством ударов. В действительности он просто хотел играть в своем родном клубе и жить в родном городе.
Однако его решение не понравилось начальству. Штази, известная как «тайная полиция», давно интересовались футболом: бесчестный глава организации Эрих Мильке руководил клубами «Динамо» в Берлине и Дрездене и намеревался использовать игру для продвижения интересов политического режима за рубежом, лихо заявив, что успех клубов в Европе – «еще более ясно продемонстрирует превосходство нашего социалистического строя в области спорта».
Штази привыкли добиваться своего. Позже Мильке манипулировал судьями и трансферами игроков, чтобы выигрывать титул своим любимым «Динамо» Берлин 10 лет подряд в период с 1979 до 1988 года, а «Динамо» Дрезден выигрывало его каждые три года до этого. Крой, однако, был человеком, которым они не могли манипулировать.
Голкипер был вызван на встречу с главой восточногерманской спортивной Федерации Францем Ридцем, который недвусмысленно сказал ему, что его судьба не полностью в его руках и что, если федерация будет настаивать, то он может быть призван в армию и полностью лишен возможности играть в футбол. Крой все еще не передумал.
Тренер Георг Башнер поклялся, что Крой, который в то время уже 20 лет являлся капитаном, будет в воротах до тех пор, пока он будет в форме. В конце концов, голкипер нашел выход. Он остался в Цвиккау, работая на заводе, производящем культовые автомобили «Трабант», и на выходных выступал за команду своего родного города.
С Кроем в команде Цвиккау наслаждался величайшим периодом в своей истории. Они выиграли Кубок Восточной Германии в 1967 году и снова в 1975 году, когда вратарь отразил удар легенды дрезденского «Динамо» Ханса-Юргена Дернера – возможно, единственного игрока, близкого к нему в списке игроков Восточной Германии всех времен – в серии пенальти, прежде чем сам забил победный. Цвиккау квалифицировался на Кубок обладателей кубков УЕФА и прошел «Панатинаикос», «Фиорентину» (Крой вновь забил решающий пенальти) и «Селтик», прежде чем проиграть победителям «Андерлехту» в последнем из четырех матчей. К этому моменту уже не было сомнений, что Крой – лучший игрок в стране, и снова в Штази постучали.
«После игры один из них пришел ко мне и сказал, чтобы я перешел в «Локомотив» Лейпциг или «Магдебург», – сказал Крой в 2015 году, – «Он сказал мне, что я могу закончить карьеру любителем в Тюрингии. Он дал мне 10 минут, чтобы я принял решение».
Тайная полиция привыкла добиваться своего. Телефон Кроя прослушивался, а в командных отелях были установлены жучки – его персоне хватало внимания в любом месте, где бы он ни оказался. Во время выездов со сборной к нему регулярно подходили и просили перейти на их сторону, но он не хотел рисковать безопасностью своей семьи или покидать Цвиккау. Также Кроя просили шпионить за его товарищами по команде и отчитываться перед Штази, но он отказался. Однажды на него наставил пистолет один из офицеров, но он уже привык к угрозам со стороны тайной полиции.
Штази просто не могли поверить, что Крой не сделает так, как они сказали, но им было не в чем его обвинить, и поэтому не действовали. В конце концов, они имели дело с образцовым гражданином, семьянином и местной легендой. Даже Штази не способны были его тронуть.
«Так как я – игрок национальной сборной, было бы трудно избавиться от меня», – сказал Крой, – «Более того, у меня был целый клуб и множество рабочих в городе, которые стояли за меня».
Крой остался на месте – и он все еще там по сей день. В начале 70-х он написал две автобиографии, до сих пор остается влиятельной фигурой в футболе Цвиккау и бывшего Востока. У него все еще есть золотые и бронзовые медали Олимпийских игр, две медали обладателя Кубка Восточной Германии и три персональных трофея.
Есть предположения, что Крой не проводит дни, уставившись на награды в своем доме в Цвиккау. Его нежелание покинуть родной город – основная причина, почему он остается неизвестным за пределами Саксонии, но это также сделало его как человека. Мало кто с подобным талантом прошел бы так много ради игры на таком низком уровне, но, с точки зрения Кроя, в жизни есть более важные вещи, чем успех.
«Я никогда не жалел о решении играть за Цвиккау», – сказал он в недавнем интервью. «Мне было очень весело с командой, у меня были отличные одноклубники и очень профессиональная среда. Моей семье нравилось жить в Цвиккау. Зарплата на 400 марок больше, как в Дрездене или Лейпциге, никогда не была для меня приоритетом. В то время я чувствовал, что важнее быть ближе к болельщикам. Я просто видел связь, которая у меня была с этими фанатами, давшими мне так много».
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!
***
Перевод: Космический Енот
Материал взят и переведен с The Set Pieces