Ретро дня. Болид «Формулы-1» с флагом СССР на борту
В 1990 году СССР уже вовсю скрипел, но еще не развалился — а в «Формуле-1» на стартовую решетку помимо прочих выкатили болид «Лайф L190». Шасси выкупили у обанкротившейся перед стартом сезона-1989 года команды FIRST, а двигатель поставили собственной разработки и необычной компоновки W12. За руль сел вице-чемпион британской «Ф-3» и победитель «Ф-3000» Гэри Брэбэм — сын трехкратного чемпиона «Ф-1» Джека Брэбэма.
На первом Гран-при сезона в США стало ясно, что проект ждет крах: болид не просто не прошел квалификацию, но еще и уступил предпоследнему месту 30 секунд.
«В предквалификации я проехал четыре медленных круга, чтобы изучить трассу, – вспоминал Брэбэм. – К когда попробовал атаковать, мотор взорвался в тот же момент!»
«Я с тревогой следил за отважным Гэри, – говорил разработчик неудачного шасси Ричард Дивила. – Он по-настоящему рисковал. На скорости 220 км/ч машина начинала просто разваливаться на части».
На следующем Гран-при в Бразилии Брэбэму вообще не удалось выехать даже на прогревочный круг, потому что механики (набранные, видимо, по объявлению) не залили в мотор масло. Австралиец попрощался с командой, и над «Лайфом» нависла угроза исчезновения. Но итальянский коллектив внезапно спасла оборонная промышленность Советского Союза!
Председатель секции ДОСААФ Кировского завода руководитель ленинградского военного кооператива ПИК Пичковский обещал маленькой команде не только финансовую поддержку в размере практически 20 миллионов долларов (немалая сумма даже по меркам), но также технологическую помощь. В обмен нужно было открыть новому свои разработки и организовать подготовку советского персонала для гоночной команды. Так уже с четвертого заезда сезона в Монако команда получила название «Лайф-Пик» и нанесла советский флаг на борт.
Но в Федерации автоспорта СССР сделку Пичковского не оценили и отказались ее поддерживать. Итальянская команда так и не получила обещанной помощи и промаялась весь сезон, не пройдя ни единой квалификации. Даже отказ от собственного мотора и переход на технику Judd за четыре гонки до конца года уже не помогли — команда обанкротилась и снялась с Гран-при Японии и Австралии. Тем не менее, серп и молот с машины не убрали даже до сегодняшнего дня – «Лайф L190» и сейчас участвует с ним в «Фестивале скорости» в Гудвуде.