«Он сражался до последнего как человек, который благодарен жизни и судьбе». Тони Надаль – о финале Australian Open
Колонка бывшего тренера Рафаэля Надаля Тони о финале Australian Open в газете El Pais (28 января).
От редакции: вы в пользовательском блоге «Репродуктор». Здесь переводят интервью ведущих теннисистов и людей из их окружения. Плюсуйте, подписывайтесь – и таких постов на Трибуне будет еще больше.
Мне кажется, что результат воскресного финала создал ощущение большей разницы, большего преимущества одного над другим, чем было на самом деле. Джокович подошел вплотную к совершенству, а Рафаэль оказался менее успешен и продуктивен в своей игре, чем ранее на турнире. Нет и не может быть никакой критики, никаких возражений против игры Новака Джоковича по вчерашнем финале. Его нужно поздравить с тем, что он достиг такого уровня тенниса, который очень сложно превзойти.
Достоинства игры серба вообще и на этом покрытии в особенности оставляют очень мало пространства для улучшения. Это практически невозможно, когда достигается такой уровень вдохновения, как во вчерашнем матче. С самого начала перед нами предстал игрок, готовый атаковать и играть на высочайшей скорости. Да, конечно, надо признать, что удары Рафаэля не были столь же точными, как в предыдущие дни, но так же надо признать, что буквально на каждый сильный, точный и правильный удар соперник отвечал еще более сильным и точным ударом. Во многих случаях хорошие атаки моего племянника служили пищей для еще более качественной контратаки. И я не знаю, возможна ли результативная тактика против соперника, играющего настолько вдохновенно.
Возможно, я бы предложил больше играть через центр и попробовать более гибкую игру с длинными розыгрышами. Но я не знаю, было бы это возможно, как не знаю, оказалось ли бы этого достаточно. Один игрок может победить другого игрока, играя в том же стиле, но делая то, что делает соперник, чуточку лучше. Или же предложив абсолютно противоположную стилю игры конкурента тактику. Как бы то ни было, в начале года было решено, что Рафаэль будет максимально укорачивать розыгрыши в своих матча, следовательно, надо было оставаться верным этому принципу. Все остальное – это бассейн по понедельникам (совершенно не поняла эту идиому), как мы обычно все делаем, и по понедельникам мы обычно начинаем понимать все правильно.
Высочайший класс Джоковича, это его почти совершенство не признает сомнений и неуверенности. Вчера мой племянник оказался не готов уверенно встретиться с ним, что было бы возможно только при одном условии – что на арену Рода Лэйвера он вышел бы в своей лучшей версии. Только в этом случае мы увидели бы ту самую эпическую битву, на которую настраивался, по крайней мере, я (не вы один, тио Тони) и которую я хотел увидеть.
Весь турнир Рафаэль играл на очень высоком уровне. Доказательством чему служат все те ошеломляющие результаты, которые он продемонстрировал. При помощи своей подачи он наносил намного больше урона, его форхенд был летален, он играл решительно и очень быстро. Он смог добраться до финала, проведя на корте намного меньше времени, чем раньше, а это было для него очень важно. Я думаю, что результат финала создал обманчивое ощущение большей дистанции, чем существует на самом деле. Джокович приблизился к совершенству, а Рафаэль был менее успешен, чем на протяжении всего турнира.
Я понимаю, что хвалить члена своей семьи – немного дурной вкус, однако я хотел бы поделиться тем, о чем вчера вечером через несколько часов после финала беседовал с ребятами, с которыми работаю в академии Рафаэля в Манакоре.
Я говорил вот о чем. Даже в третьем сете, когда игра вроде начала налаживаться, пошла в гору, но результата не было, мы не увидели у моего племянника ни малейшего намека на расстройство или апатию. (Тут тио Тони слегка приукрашивает действительность, но это не умаляет того, что Рафа – боец, и это у него в крови). Ни какого-то жеста, ни жалобы, ни недовольного взгляда в сторону своего бокса. Он сражался от первого до последнего мяча как человек, который благодарен жизни и судьбе. Он протянул руку сопернику, обнял, поздравил с победой, принимая поражение со смирением. В наше время не так часто можно увидеть такое сочетание предельной боевитости и умения держать себя под контролем не только в тренировочной обстановке, но и в профессиональном мире. Поэтому вместе со вполне понятным расстройством, которое я испытал вчера, я признаюсь в том, что удовлетворен как дядя.
И снова приношу свои извинения. (За что извиняется тио Тони, я, честно, не врубилась.)
Фото: Reuters, Getty images/Julian Finney