Карпин теряет голову. За зиму надо найти новую
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
«Покажи мне свою полузащиту, и я скажу, какая у тебя команда», – эта истина известна любому причастному к футболу. Всё действительно так: средняя линия задаёт общий строй командной игры, она есть мозг, она голова. И вот «Ростов», одна из самых ярких команд осени, теряет всё новых и новых игроков центральной тройки.
Первым ещё в конце ноября выбыл Тимофей Калачёв (он в этом сезоне переместился с привычного правого фланга в центральный блок). Ветерану прооперировали колено, а медицинская служба клуба сообщила, что срок восстановления после таких манипуляций составляет три месяца. Говоря иначе, значительную часть зимних сборов он пропустит, и это только в том случае, если всё пойдёт по плану. А если, не дай бог, возникнут осложнения? В любом случае понятно, что возвращение Калачёва станет для тренеров приятным бонусом, но считать это основным вариантом они не вправе.
Потом, уже в начале этого года, пришло известие о возвращении в «Спартак» Аяза Гулиева. И вот ещё один удар: отношения с «Ростовом» по обоюдному согласию прервал Артур Юсупов.
Таким образом, от осенней полузащиты по большому счёту остался один Александр Гацкан. Команда Валерия Карпина лишилась своей головы – прежней средней линии больше нет.
* * *
Чтобы в полной мере осознать весомость утраты, давайте чуть углубимся в частности – разберёмся, в чём состоял персональный вклад выбывших.
В осенней игре «Ростова» были очень важны переходные фазы – перехваты, отборы, подборы – в те моменты, когда соперник намеревается выйти в атаку. Как свидетельствует статистика, именно из таких ситуаций ростовчане в основном и создавали свои голевые возможности.
Так вот, Юсупов является одним из лучших игроков лиги по перехватам на чужой половине поля: в среднем 2,7 за матч. Для сравнения цифры некоторых из тех, кого мы числим специалистами этого дела: Каборе и Камболов – по 2,4, Игорь Денисов, Ахметов и Маркизио – по 2,2, Газинский – 1,6, Зобнин – 1,4.
А Гулиев – один из лучших в лиге по показателю единоборств внизу. Особенно впечатляет доля выигранных – 56 %. На первый взгляд цифра не самая выдающаяся, но оценить её точнее тоже лучше в сравнении. Так вот, из двадцатки тех, кто лидирует в РПЛ по количеству единоборств внизу, процент успешных выше (на один пункт – 57) только у Марио Фернандеса. А у всех остальных – Кузяева, Крыховяка, Влашича, Игбуна, Алексея Миранчука, Байрамяна, Скопинцева и т. д. – ниже. Причём этот же самый процент – 56 – у Гулиева сохраняется в единоборствах в атаке, что вообще большая редкость: среди атакующих полузащитников подобные цифры имеют только Ахметов и Коновалов из «Рубина». А кроме того, Гулиев входит в двадцатку лучших в лиге по отборам.
Вот так, например, с выигранного Гулиевым единоборства в атаке начался гол его команды в Екатеринбурге.- Ростов. 1:1. Алексей Ионов
Вот и получается, что фирменная ростовская игра во многом стояла на персональных умениях Юсупова и Гулиева вернуть мяч на чужой половине поля.
* * *
Впрочем, и собственно в атаке эта пара значила много.
Как свидетельствует InStat, Гулиев – седьмой игрок нашего чемпионата по количеству ударов по воротам (в «Ростове» – первый). Кто-то заметит, что эффективность их не очень высока: всего один забитый мяч. Действительно так, но только ещё было три попадания в каркас, и это максимум во всей лиге. Если бы Аязу чуть больше везло, подрасти могли многие показатели – его голы, очки «Ростова», трансферный платёж «Спартака». Кроме того, Гулиев был вторым среди ростовчан по количеству успешных обводок и третьим – по качеству ключевых передач.
Что до статистики Юсупова, то там отыщется ещё более любопытный экземпляр. Наряду с Ионовым и Игнасоном он является лидером своей команды по участию в результативных атаках (по 7 у каждого). Но те двое имеют гораздо больше игровых минут, а значит, на единицу времени именно Артур мог считаться лучшим по голевой продуктивности.
Большую ставку у чужих ворот «Ростов» делал на стандарты, эффективность которых, как известно, в решающей степени зависит от качества подачи. Так вот, главными подающими были как раз те, кто теперь отсутствует, – Калачёв и Юсупов. Причём второй обеспечивал потрясающую точность навесов с угловых и штрафных – 69 %. Для сравнения: тот же Калачёв – 50, Паредес – 52, Мануэль Фернандеш – 47, Перейра – 48, Обляков – 46, Фернандо – 35.
Особенно ценным вклад Юсупова получился в Кубке России. В матче 1/8 финала на 82-й минуте он сам забил второй, победный мяч в ворота «Зенита», а на 90-й со штрафного попал в голову Хаджикадуничу, который установил итоговый счёт – 3:1. Результативный стандарт удался ростовчанам и под занавес первого четвертьфинала в Краснодаре: теперь подача Юсупова на 89-й минуте нашла голову Гацкана – 2:2.
* * *
Таким образом, за время зимних сборов Валерию Карпину предстоит построить новую полузащиту. Возможно, там найдётся место 22-летним Антону Салетросу и Александру Зуеву, которые иной раз выходили рядом с Гацканом осенью. Не исключено, свой шанс наконец получит их ровесник Александр Трошечкин, который первую половину сезона провёл на правах аренды в Курске, где не только поднялся до третьего места в ФНЛ, но и стал одним из наиболее ярких игроков середины поля. А может быть, дело дойдёт и до 18-летнего Александра Гулевского, который в первом зимнем спарринге своей команды (против албанского «Кукеси» – 1:1) не просто вышел в старте, но и забил единственный мяч своей команды.
Как бы то ни было, первые представления о том, как Карпин решает главный вопрос зимы, мы получим в ФОНБЕТ КУБКЕ МАТЧ ПРЕМЬЕР, который ростовчане откроют встречей против «Спартака» 21 января.