СКА использует уникальную схему в большинстве. Даже в НХЛ так никто не играет
Она помогла выиграть Олимпиаду.
Вы много раз видели, как СКА забивает в большинстве, но я предлагаю вам посмотреть еще один – потом объясню, зачем. Отличный момент из самого начала сезона: «Ак Барс» упирается в меньшинстве, но Гусев забивает – и забивает подозрительно легко.
Круто? Очень. Примерно по итогам этих трех ходов получился целый текст с гифками про лучшего нападающего КХЛ.
Но главное здесь совсем не скилл Никиты Гусева. Вся фишка в схеме. Она называется «конверт»: защитники – Хафизуллин и Херсли – на синей линии, левый нападающий Гусев в левом углу, центральный нападающий Дацюк – в правом, правый крайний Якупов – на пятаке. Если соединить игроков линиями, то и выходит конверт – с легкими допущениями очень похоже.
Знаете, в чем реальная уникальность этой схемы? Так не играет ни одна команда в НХЛ. На это в тексте про розыгрыш большинства пожаловался Райан Стимсон, в сезоне-2013/14 – аналитик «Нью-Джерси». «В последние годы в НХЛ по умолчанию используют схему 1-3-1», – написал он.
Следующий за этими словами час я потратил, чтобы проверить, как там на самом деле. На уровне идеи звучало слишком дерзко – не могут же реально все команды НХЛ в играть одной схемой в большинстве. И для тех, кто не знал (99,9% людей планеты) это будет бомбическая новость, а те, кто знал – почему вы молчали? У всех команд НХЛ, с их звездами, с их исполнителями, с их праворукими и леворукими гениями, умницами на синей линии, одна на всех схема в большинстве: 1-3-1.
Разумеется, за час я пересмотрел не все игры сезона, но точно отмотал где-то до 20-го ноября: все шайбы 5-на-4 у всех команд забрасываются или с ходу, или на смене позиции, или сразу после вбрасываний – или из расстановки 1-3-1. Всякий раз, когда команда НХЛ расставляется в чужой зоне, она оставляет одного защитника на синей линии, двое игроков откатываются к бортам, один работает на дальнем пятаке, один – на ближнем. Это называется «зонт» – и они так встают всегда. Сто процентов случаев.
Чтобы не тратить много вашего времени на банальности, вот свежий гол из этой схемы в движении – Стивен Стэмкос забивает «Рейнджерс».
Вот как это выглядит в статике: «Виннипег» забивает «Филадельфии». Да, на зонт похоже не так здорово, как в случае с конвертом.
Вот «Даллас» сейчас забьет «Вегасу» – из этой же расстановки.
На самом деле 1-3-1 сейчас – доминирующая схема в мире. Так и в КХЛ играет большинство команд – в том числе «Авангард», «Салават Юлаев» и ЦСКА.
Одна схема в хоккее, конечно, доминировала не всегда – например, в России довольно долго играли миссионерской расстановкой 3-2. Вот, например, у Быкова и Захаркина в Квебеке сборная расставлялась по такой схеме – очень важная роль была у игроков на синей линии: Быков через раз выпускал туда бросающего Ковальчука.
Когда шайбу у борта контролировал Федоров, Семин двигался на пятак, Овечкин – к правой точке вбрасывания, а Ковальчук – ближе к воротам.
Уже в Ванкувере сборная России чаще переходила к 1-3-1, которая просто рвет сегодня. Разумеется, у каждой команды для этой схемы есть куча собственных дополнений и мелких деталей, привязанных к исполнителям – то, что все играют одной расстановкой, не значит, что все играют одинаково.
В Северной Америке ее любят в том числе и потому, что сразу четыре игрока угрожают воротам броском – и сразу четыре игрока могут за доли секунды включиться в борьбу на пятаке. ЦСКА, например, играет с упором на бросок Григоренко от правого борта, а «Вашингтон» метит передачами на Овечкина в левый круг. У всех свои фишки – но схема, тем не менее, одна.
Выходит, что СКА и сборная России прокачивают одно из главных ноу-хау современного хоккея. Как такое вообще получилось?
У «конверта» дико интересная история, которая разворачивалась прямо вот на моих – и на ваших – глазах. Примерно первым на нашей территории его запустил Валерий Белоусов – главный тренер лучшей версии челябинского «Трактора» в истории: 2011-2013 годов, с Кузнецовым, Чистовым, Ничушкиным, Карповым, Нестеровым и много кем еще (минута славы той команды – в моем канале). В «конверт» расставлялась только первая пятерка: Булис на пятаке, Чистов по левому борту, Кузнецов – по правому, Рябыкин и Куинт на синей линии.
Если смотреть в динамике, то это не совсем похоже на современное исполнение СКА – во многом потому, что в Челябинске креативным центром схемы был Кузнецов и он располагался справа. В СКА рулит Гусев, который играет слева, поэтому есть разница.
Уже по тому, как играл «Трактор», было понятно, в чем главные сложности «конверта»: он требует, чтобы по краям были суперские, особенные парни. Кузнецов и Чистов (образца 2013-го) как раз такие – кто-то из них подхватывал шайбу за чужими воротами, потом они раскатывались вдоль лицевой, растягивали оборону передачами и высматривали или Булиса на пятаке, или кого-то из своих защитников на синей. Кроме них в лиге так не делал никто.
В феврале 2014 года «Трактор» уже не был такой машиной, но «конверт» по-прежнему использовали только в Челябинске – и тем временем в Сочи собиралась команда, которой очень нужны были свежие идеи. Билялетдинов пригласил в штаб сборной Белоусова и тот привез с собой необычную схему: к уровню игроков никаких вопросов не было, поэтому она должна была помочь. «Конверт» не стал основной схемой для сборной России, его комбинировали с «зонтом», но звено Дацюка, выходя на большинство, при случае расставлялось именно так. Слева был Ковальчук, Дацюк уходил направо, Радулов – на пятаке, синюю линию занимали Марков и Войнов.
Схему назвали челябинской – но за пару следующих лет ее увезли за много километров и название постепенно забылось.
Войнов в этой схеме открыл еще одну дополнительную опцию – если справа на синей линии оставить праворукого игрока (Войнов, Ковальчук, Херсли и далее по списку), то он может бросать по воротам в касание, пускай и под довольно острым углом. Этой опцией от души воспользовались Быков и Захаркин: до лета-2014 они были вне большого хоккея, но кто запрещал им подсматривать? По ходу сезона-2014/15 они собрали в одну тройку Панарина, Шипачева и Дадонова – и вооружили их той самой челябинской схемой, которую увидели на Олимпиаде в исполнении сборной, и у белоусовского «Трактора». Суперские Шипачев и Панарин разбегались вправо и влево, Белов и Ковальчук играли на синей – с прицелом под бросок в касание.
Позже Панарин уехал в НХЛ, Быков ушел из СКА, но схема осталась в Санкт-Петербурге – и, соответственно, в сборной. На левый фланг пришел Гусев – и в какой-то момент стало даже лучше. Место Ковальчука на синей линии сейчас занимает Херсли: с точки зрения броска он опаснее. Когда из СКА и сборной ушел Шипачев, его место занял Дацюк, который так уже играл в Сочи-2014. В Пхенчхане на месте Дадонова играл Капризов – и вы помните, чем это закончилось.
Почему «конверт» не используют в НХЛ? Нужны два очень умных нападающих, которые больше диспетчеры, чем бомбардиры, и при этом могут освободить себе пространство дриблингом. Например, Овечкин точно не подходит для «конверта», Мозякин – подходит с натяжкой (и когда они с Зариповым и Коваржем играли в «Магнитке», то на ходу перестраивались из «конверта» в «зонт» и обратно). Гусев и Панарин – подходят идеально, но кто на них похож?
Челябинская схема предполагает, что ты входишь в зону, за счет движения освобождаешь углы и только потом ищешь варианты. В НХЛ хоккей намного вертикальнее, там иногда атака начинается с броска – и «зонт» в исполнении североамериканцев предполагает строго вертикальное движение вверх всей пятерки игроков. Когда экс-аналитик «Нью-Джерси» описывает варианты игры при «конверте», он почти буквально описывает большинство СКА – но у СКА в КХЛ есть огромный запас мастерства. Кто и когда сможет себе позволить такое в НХЛ? Большой вопрос ближайшего будущего.
Когда прочитал в канале «Шайба!», что Херсли лучше бросает
Фото: Gettyimages.ru/Jana Chytilova/Freestyle Photo / Stringer; ska.ru