Рестлинг – не отстой. Это коктейль из спорта, акробатики и сюжетов
17 декабря будет ровно четыре года, как я написал первый пост на Sports.ru. За это время было написано почти шесть сотен обзоров, статей и фотоотчетов, но как-то не уделялось внимание основам. Этот пост для тех, кто впервые зашел в блог, ассоциирует рестлинг с клоунадой и Николаем Фоменко, и вообще не понимает, что там происходит.
Рестлеры – в первую очередь спортсмены
В основном в рестлинг идут с серьезной спортивной базой. Безусловно, есть самородки без профессионального бэкграунда, но без часов в тренажерном зале на ринг все равно не попадешь. Большинство рестлеров приходят в индустрию из американского футбола, смешанных единоборств, пауэрлифтинга и боевых искусств. На данный момент на RAW (один из двух брендов главной федерации рестлинга в мире) все чемпионы, кроме Интерконтинентального, имеют отношение к MMA – Ронда Раузи, Брок Леснар, командные чемпионы «Авторы Боли». Есть и такие, как Сэт Роллинс, который посвятил себя не боям, а кроссфиту.
Да, в рестлинге есть сценарий
Возможно, сейчас кто-то услышит звук бьющегося стекла в голове, но стоит признать очевидное – все матчи, сегменты, диалоги и события в рестлинге отрабатываются и прописываются заранее, чтобы во время шоу не было никаких накладок. В любом матче участвует как минимум два человека, и они ежесекундно несут ответственность за здоровье друг друга, исполняя невероятные приемы, зачастую опасные для жизни. Немало рестлеров погибло на ринге (Перро Агуайо, Оуэн Харт, Митсухару Мисава), и чаще всего это происходит из-за растренированности одного из участников. Все приемы необходимо отрабатывать ради кейфеба (поддержания иллюзии правдоподобности), поклонники же принимают правила игры. В результате рестлинг раскрывается с лучших сторон, становясь бесконечным сериалом, в котором неожиданные повороты вызывают восторг у зрителей.
На гифке Райбэк не до конца бросил Джека Сваггера, и второй чуть не сломал себе шею.
Чемпионом не всегда становится сильнейший
В отличие от настоящего спорта, на одном таланте и тренировках в рестлинге далеко не уедешь. Первая причина, по которой дают титулы, (особенно второстепенные) – это ставка на будущее. Молодых звезд необходимо мотивировать, отсюда и пояса в начале карьеры, которые являются проверкой – многие проваливают эти «медные трубы» и спустя какое-то время покидают рестлинг. Блат и связи также никто не отменял, и искусство уговорить босса дать тебе титул еще никто не отменял. Еще один важный фактор – продажи мерча или любовь зрителей. Рейтинги должны расти, а кошелек федерации пополняться, поэтому некоторые рестлеры становятся чемпионами, чтобы вырастить фан-базу в конкретной стране.
Валеты – менеджеры только на ринге
Если рестлера надо продвигать, а язык у него завязан в узел, то на помощь приходит валет, он же менеджер. Главными качествами любого менеджера являются харизма и ораторское мастерство. История рестлинга знает множество примеров, когда валеты спасали загубленные карьеры, приводили подопечных к главным титулам и выдавали промо, которые позже вошли в учебники по рестлингу. Чаще всего менеджеров выбирают по дружбе (пример – альянс Брока Леснара и Пола Хеймана).
Менеджеры в рестлинге работают лишь в ринге или сюжетах, потому что отношения здесь строятся по схеме «работник – работодатель» без каких-либо посредников. Рестлеры сами ведут карьеру, соглашаясь на выступления в той или иной федерации, принимают или отвергают поступающие к ним предложения.
Ростер турниров
Как говорил один мудрец, в главный матч дня всех не запихнешь, поэтому градация рестлеров внутри федераций существует. Начнем с лоу-карда. Там обычно прозябают ветераны, новички, на которых всем плевать и проблемные по характеру рестлеры. Именно эта масса развлекает зрителей на хаус-шоу, ложится под более хайповых соперников и годами работает в ожидании шанса. Кто-то его получает, как те же Райно и Хит Слэйтер, а кто-то становится легенды поражений, как Курт Хоукинс, который недавно открыл третью сотню сливов подряд в своей карьере.
Мид-кард – это ядро любой федерации. Здесь обитают все рабочие лошадки, участвующие в многочисленных противостояниях и готовые к чемпионскому вызову круглогодично. Эти атлеты редко ломаются от травм, всегда готовы ворваться в мейн эвент и заменить любую топ-звезду. В WWE легендами мид-карда стали Миз и Дольф Зигглер, которые многие годы служат федерации, периодически получая второстепенные титулы и великолепные фьюды. Как ни крути, а преданность ценится абсолютно в любой сфере деятельности.
Аппер-кард – люди, которые и олицетворяют собой рестлинг. Годами они не вылезают из мейн эвентов, получая главные титулы и народную любовь, причем не всегда заслуженно. Их карьера – яркая вспышка с обязательной претензией на Зал Славы, а матчи между собой становятся классикой. Их прозвища знают даже люди, которые в жизни не видели четырехугольник с канатами: Рок, Стив Остин, Игрок, Джон Сина, Хироши Танахаши, Халк Хоган, Андре Гигант, Антонио Иноки – список можно продолжать до бесконечности, а ведь он продолжает пополняться именами. Их пишут крупными буквами на афишах, а на раскрутку бросают огромные деньги.
В поединке один на один победить можно несколькими способами: удерживая оппонента на лопатках до трех ударов судьи по полу ринга, либо сдачей от болевого приема. Если один из рестлеров нарушает правила, то победу дисквалификацией отдают сопернику. Не стоит забывать про победу по отсчету, причем если в WWE считают до десяти (в это время один из оппонентов должен находиться за пределами ринга), то в японском флагманском промоушене NJPW эта цифра больше в два раза.
Естественно, в одной статье невозможно охватить сотни нюансов, из которых состоит профессиональный рестлинг, но хочется верить, что материал станет для кого-то дверью в этот прекрасный мир – лучший в мире коктейль из акробатики, спорта и сюжетов.
Любите рестлинг как искусство и как спорт, и пишите в комментариях, о чем еще хотели бы прочитать в моем блоге. С меня не заржавеет.
Фото: bracketsmackdown.com; spaziowrestling.it; superluchas.com; cagesideseats.com; pwetr.yetkin-forum.com; wwe.fr