Давид Авдыш. Балетмейстер-борец
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Давид Авдыш, фигура в балетном мире удивительная. Широкой публике до сих пор мало известная. Пожалуй кроме того что он хореограф Плющенко и автор незабвенных «Секс- Бомб» и «Асисяй» больше мы ничего толком о нём и не знаем. Давид Авдыш родился в 1952 году в Житомире. Окончил Киевское хореографическое училище, то есть получил академическое образование и Ленинградскую консерваторию.
Ещё в училище маленький ( в прямом смысле слова) Давид выделялся среди соучеников удивительной кошачьей гибкостью и грацией, необыкновенной музыкальностью и удивительной спортивной силой и ловкостью. Дело в том что сам Давид с детства мечтал стать спортсменом, борцом ( борьбой он продолжал заниматься всю жизнь) и в хореографическом училище оказался благодаря небольшой хитрости мамы, которая убедила его в том что балет поможет ему развить подвижность и выносливость.
Профессия танцовщика, к тому же характерного, гротескного, благодаря необычной внешности, никогда не казалась ему интересной, а вот возможность ставить, создавать, творить увлекла ещё на старших курсах училища. Хотя справедливости ради надо отметить, что и карьера танцовщика у него конечно могла бы сложиться очень удачно. Его сольную партию в танце с барабаном из "Баядерки" на выпускном концерте в училище, вспоминают до сих пор. Если вы помните, это потрясающе эффектный, трёхминутный танец на выживание. Где нет ни одной остановки, ни одной самой маленькой паузы, что бы просто перевести дыхание. Нарастающий, эмоциональный, рваный музыкальный ритм, чёткие, быстрые, виртуозные и классически выверенные движений в дикой, ритуальной пляске. Давид был как будто создан для такого танца, сумасшедшего, страстного, яростного, после которого кажется что танцовщики должны падать замертво за кулисами, а он только сверкал глазами, неистово тряс своей чёрной гривой и подбрасывал крутящийся барабан до колосников... Сразу же по окончанию Училища, Давид отправляется в Ленинград, но вступительные испытания в прославленную Консерваторию им. Римского- Корсакова не проходит и оказывается в Армии, где будучи дипломированным артистом балета начинает с энтузиазмом работать в армейской самодеятельности.
Через два года он снова подаёт документы в Ленинградскую Консерваторию и благополучно поступает. Годы учёбы наполнены творчеством, замыслами, мечтами, ещё на четвёртом курсе он ставит на учебной сцене свою версию "Петрушки" Стравинского. Необычную, яркую, очень личную. Вообще всё творчество Давида Авдыша это очень личный взгляд, в каждой своей работе он открывает в первую очередь собственную душу, это всегда разговор о себе, монолог от первого лица. После окончания Консерватории Давид отправляется в Омск, в Новый музыкальный театр, где осуществляет две постановки: "Тщетную предосторожность" и " Легенду о Тиле".... Но потом- тишина... Почти 20 лет никаких предложений.
И тогда он берётся за всё. Варьете, шоу, фигурное катание. Именно тогда он познакомился с Артуром Дмитриевым предложившим ему поработать с ним и Татьяной Мишкутёнок над их с произвольной программой к Олимпиаде в Лиллехаммере. Так что в этом серебре есть и доля труда Авдыша. Кстати сам он говорит что работать ему интереснее и проще с парами. Там больше возможностей для того что бы показать профессиональное мастерство, есть простор для творчества.
Тамара Николаевна Москвина и использовала его исключительно как хореографа, работающего в зале и не вникающего в спортивные тонкости. Когда же он начал помогать Мишину, тот заставил его погрузится в специфику льда. Понять почему некоторые движения на льду просто не возможны или выглядят диаметрально противоположными тому что ты делаешь на полу. С ним он начал сам разрабатывать новые элементы, придумывать необычные движения. И тем не менее его слово в трио Мишин- Плющенко- Авдыш всегда оставалось последним. В тоже время он продолжает работать в Ленинградском Мюзик- Холле, выпускает спектакли, но пожалуй самым удачным его детищем становится шоу- варьете ресторана "Тройка" в Санкт- Петербурге.
И надо сказать что это варьете однозначно выбивается из ряда коллективов подобного жанра. В первую очередь тем, что это высокопрофессиональный ансамбль, попасть в который со временем становится труднее, чем в туже широко известную и много гастролирующую труппу Мюзик- Холла ( на данные момент к сожалению благополучно почившую в бозе). Это действительно всегда было шоу самой высокой пробы, эталонный образец жанра. С массой самых разноплановых, очень ярких, иногда эпатажных, иногда пикантных но никогда не выбивающихся из границ хорошего вкуса номеров. Это действительно так. Обе дочери Давида работают в варьете отца. Старшая- танцовщица, младшая, студентка театральной академии, обладательница удивительного голоса- певица. Но при этом сам Давид Авдыш признаётся, что варьете не любит. Это не его призвание, просто из двух зол он выбрал меньшее. Работа на большой эстраде не принесла ему ни славы, ни творческого удовлетворения, ни даже денег.
Первой пробой была рок-опера «Джордано Бруно» с Валерием Леонтьевым и Ларисой Долиной в 1986 году. Сотрудничество с Леонтьевым продолжилось программой «Красавица и Казанова». Затем три года совместного творчества с Филиппом Киркоровым и Аллой Пугачёвой. И всякий раз Давид давал работу своим артистам, он настаивал что бы в шоу танцевал именно его коллектив, потому что для них это была возможность заработать. Сам же постановщик частенько оставался без авторских гонораров. Шоу прокатывалось по стране и за её пределами, но деньги до постановщика не доходили, его имя даже не упоминалось в афишах. Кончилось тем что прикормленные и сытые артисты просто остались в труппе Киркорова, который продолжает возить мало изменённое шоу по городам и весям и по сей день. А Авдыш начал всё сначала. Но почти сразу попал в детективную историю с постановкой шоу Распутиной. Невыплата денег, похищение директором певицы организатора гастрольного тура, сутки в КПЗ...
На вопрос, не отбило ли всё это желания работать с отечественным шоу- бизнесом, Давид отвечает с улыбкой: Вовсе нет... Просто мне это никогда не было особо интересно... А интересен Давиду Авдышу, талантливому, классическому танцовщику, дипломированному выпускнику балетмейстерского факультета Ленинградской Консерватории всегда был театр, но таковы уж прихоти его затейливой и непростой судьбы, что действительно крупных, значительных работ на большой сцене у него до обидного мало. Пожалуй самый громкий резонанс получила его постановка в Пермском театре оперы и балета, спектакля "Мастер и Маргарита". Неожиданного, новаторского, глубокого, очень эмоционально сильного. С попыткой сломать стереотипы, открыть новый хореографический язык.
"Для меня балет – это мысли. Главное донести мысль..." Он видит балет живым, с живыми людьми полными чувств, мыслей, надежд и кажется знает как это воплотить, вот только эти его знания и умения оказались совершенно ненужными на академической, балетной сцене и боюсь мы так и будем приговорены к некогда тоже живому, но уже давно превратившемуся в набор тщательно отточенных, рафинированных, бесполых трюков, классическому балету. А прекрасно образованные, профессиональные, талантливые, полные замыслов и идей, горячо влюблённые в балет люди будут работать в варьете...
Один в поле не воин. Сейчас Давид Авдыш по прежнему работает в "Тройке" у него есть своя балетная труппа, репетирует и ставит программы Плющенко. Он является тренером -хореографом сборной команды Санкт-Петербурга по фигурному катанию на коньках.
И напоследок несколько цитат:
- Мне лично близок именно театр, именно балетный театр, но жизнь заставляет, и я могу ставить и в варьете, и на льду
- И это доставляет вам удовольствие?
- Нет, удовольствие доставляет мне театр, спектакль, а это работа. И если я ставлю, и это нравится, и с моей программой становятся олимпийскими чемпионами, то неужели это плохо?.
- А как на Вас «вышел» Плющенко, или Вы на него?
- Что на меня выходить, я человек известный, и у меня уже были олимпийские чемпионы до Плющенко. Это- Казакова и Дмитриев. Но с фигуристами я работать не люблю. Даже у мастера спорта – ограниченные возможности. Чтобы соответствовать уровню моего интереса к спортсменам, нужно быть чемпионом мира или олимпийских игр. Поэтому работаю только с мировыми звездами, поскольку только им под силу воплотить задуманное.
- По какому пути, на ваш взгляд, будет развиваться фигурное катание?
- Мне кажется, что в случае упора на хореографию оно придет в упадок. Это спорт, и спортивное начало должно интересовать зрителей в первую очередь. Настроение, эмоции, одухотворенность - уже вторичны.
http://www.atranews.com/art/art.htm#Awd
http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_3_70