Тренер прекрасного «Бетиса» влюблен в шахматы: назвал Модрича ферзем и играл с Каспаровым
Черно-белый мир Кике Сетьена.
Футбол и шахматы пересекаются чаще, чем мы думаем.
После ухода из «Барселоны» Пеп Гвардиола год жил в Нью-Йорке и не раз за это время ужинал с Гарри Каспаровым, обсуждая спорт, экономику и технологии.
Эту картину представить несложно. Но еще чаще складываются совсем уж неочевидные союзы.
В начале октября 20-летний Трент Александер-Арнолд продержался 17 ходов против бессменного чемпиона мира Магнуса Карлсена. Норвежец похвалил защитника «Ливерпуля», заверив, что у того определенно есть талант (вероятно, потому ТАА и не вылезает из команды Карлсена в официальном фэнтези АПЛ). Трент же пожаловался, что ему трудно найти среди ровесников кого-то увлеченного шахматами.
Александер-Арнолд – молодец, но ему, скорее всего, тяжело бы далась встреча с Феликсом Магатом (что, разумеется, не удивило бы ни одного из бывших игроков немецкого тренера… из тех, кто выжил). Железный Феликс смахивает на большого фаната тяжелой атлетики и какого-нибудь триатлона, но это не мешает ему вот уже 40 лет безудержно любить шахматы.
Все началось в 1978-м, когда Магат слег с гепатитом. Свободного времени было навалом, и Феликс проникся матчем Анатолия Карпова и Виктора Корчного за звание чемпиона мира. Позже Магат поучаствовал в сеансе одновременной игры Каспарова и признал, как много перенес из шахмат в футбол. Например, философское осознание: каждый ход должен быть осмысленным и доставлять сопернику неудобства.
Сейчас, когда о Магате уже ничего не слышно, чаще остальных шахматы и футбол сравнивает Кике Сетьен, один из самых идейных тренеров примеры. Для Испании он фанатик владения, побивший с «Бетисом» рекорд Гвардиолы, а до этого превративший скромный «Лас-Пальмас» в команду, за которой принято (и приятно) следить. Для остального мира Сетьен – тот, кто впервые за 10 сезонов обыграл на выезде и «Реал», и «Барселону».
Это если мы говорим лишь о футболе. В случае Сетьена этого мало.
С фигурами и основными правилами его познакомил отец, а по-настоящему он очаровался шахматами во время Того-Самого-Противостояния Бориса Спасского и Бобби Фишера в 1972-м. Общее и личное значение матча столетия (встреча советского шахматиста Спасского и американца Фишера на пике холодной войны преподносилась как лобовое столкновение двух систем) Сетьен описывал много лет спустя в колонке для El Mundo под названием «Что с ними стало после Рейкьявика». Просто знать, как ходят фигуры, для него теперь было мало. Он и миллионы похожих на него детей сметали все книги о шахматной теории, соревновались, кто достанет больше интересных фактов о жизни Алехина, Ботвинника, Капабланки. Разучивали дебюты и пытались что-то анализировать. Сетьен, очевидно, восхищался безумным гением Фишера и переживал его ранний уход (после финала-1972 американец не сыграл ни одной официальной партии и разругался со всем миром). «Ум этого вундеркинда был уникален и неповторим. К сожалению, он лишил нас своего таланта, оставив безграничную пустоту задолго до предписанного срока. Это напоминает мне Марадону – и им мы могли бы восхищаться еще несколько лет», – делился переживаниями Сетьен.
Некролог великому, но склочному чемпиону редакция El Mundo тоже поручила Сетьену.
Кике Сетьен – о близости шахмат и футбола
Осенью 2016-го, перед матчем «Лас-Пальмаса» с «Реалом», в Marca вышло необычное интервью: Сетьен говорил о футболе через параллели с шахматами. Ниже – его мысли, разбавленные цитатами из других бесед.
• «Атакуя, нельзя забывать об обороне. Не должно быть ни одной бездействующей фигуры. В футболе, если у вас хорошая команда, все игроки участвуют в атаках и возвращаются в защиту. Неопытные молодые шахматисты, словно сумасшедшие, двигают пешки вперед, не задумываясь о том, что происходит сзади. Как правило, ни к чему хорошему это не приводит».
• «Сходств хватает: чем лучше ты контролируешь центр доски или поля, тем больше шансов победить».
• «В футболе не всегда побеждает сильнейший. В краткосрочных турнирах, даже показывая отличную игру, можно потерять, скажем, звание чемпиона мира или Европы. В шахматах фактор удачи играет куда меньшую роль».
• «Игра в шахматы научила меня анализировать и понимать футбол так, как я не умел прежде. Важно предугадывать, что произойдет через какое-то время, а не концентрироваться на ситуации на доске в данный момент».
• «У шахмат есть глубина. Футболу не бывать настолько сложным, как шахматы, но и понимание футбола доступно не каждому».
• Marca попросила сравнить игроков «Реала» с шахматными фигурами. Вот что получилось: «Модрич – ферзь. Универсальный игрок, который понимает любой игровой сценарий. Это очень важно для меня. Управляет полузащитой, отлично читает игру, подвижен, как ферзь.
Криштиану – отличный завершитель. Это фигура, которая объявляет вам мат. Его можно сравнить с ладьей, ферзем или вражеской пешкой на территории соперника. Мората и Бэйл очень быстры, они похожи на слонов».
Сетьен принижает свои умения, но он неплох и играл против мегазвезд
«Я поигрываю с нашим президентом, мы оба очень слабы. Но это хотя бы весело. Мы одного уровня, я могу расслабиться, отвлечься и забыть о футболе», – рассказывает Сетьен.
Вот здесь ему лучше не верить. В тренере «Бетиса» вряд ли спит шахматный титан, готовый вырваться наружу, когда поблизости мелькнет что-то в черно-белую клетку, но Сетьен явно не худший игрок Андалусии. На сайте ФИДЕ есть его профиль, и указанный рейтинг Эло внушает уважение – 2055. Судя по разбивке по годам, Сетьен давно не играл в зачет.
«Хорошо для любителя. То есть у тренера уровень кандидата в мастера спорта. Это круто. Чтобы набрать такой рейтинг, не надо быть профи. Проходит много открытых турниров, там помимо мастеров и гроссмейстеров играют простые любители. Так он и набил такие цифры. И да, рейтинг не упадет, даже если перестать играть. Игрок переходит в «неактивные», но в любой момент можно вернуться», – объясняет Олег Баранцев, звезда ждущего своего часа шахматного мирка Sports.ru.
Весной Сетьена и его спарринг-партнера, президента «Бетиса», протестировал один из сильнейших шахматистов Испании Давид Антон Гихарро. Встречу организовал медиа-департамент Ла Лиги, и потому неудивительно, что партии неотвратимо перетекли в разговор о схожести шахмат и футбола.
В начале нулевых Сетьен сыграл против Владимира Крамника и 12-летнего Сергея Карякина. А в недавнем интервью The Independent он подтвердил, что действительно бывал за одной доской с Гарри Каспаровым.
Оказалось, что в тот день Сетьен и Каспаров сошлись сразу в двух матчах. В «Атлетико», за который тогда играл Кике, знали о любви к шахматам. «Как-то раз мне позвонили, сказали, что Каспаров в городе и дает выставочный сеанс одновременной игры. Но ему нравится футбол, так что сперва был матч. В первом тайме мы играли друг против друга. В перерыве он спросил, могу ли я перейти в его команду! Я поменял майку, просил мяч, обводил и пасовал обратно на Каспарова, чтобы он забил. Он бил то мимо, то во вратаря! Сыграть же против него в шахматы было невообразимым опытом», – вспоминает Сетьен.
Шах и мат, «Реал» и «Барселона».
Фото: globallookpress.com/Mutsu Kawamori/AFLO, Axel Heimken/dpa, Daisuke Nakashima/AFLO; wikipedia.org/Kohls Ulrich; twitter.com/RealBetis; federacioncanariadeajedrez.com; feda.org