Хонда пашет сутками: играет в Австралии, тренирует Камбоджу и делает в США венчурный фонд с Уиллом Смитом
Очень занят.
После ухода из ЦСКА карьера Кейсуке Хонды уверенно двигалась вниз: запас в «Милане», переезд в чемпионат Мексики и обещание закончить после ЧМ-2018.
Но вместо унылого прощания с футболом летом Хонда разорвал медиа. Американский актер Уилл Смит, один из главных гостей ЧМ, респектнул японцу и сообщил, что они вместе открывают венчурный фонд. После ЧМ Кейсуке объявил о желании поехать со сборной на Олимпиаду-2020 и подписал контракт с австралийским «Мельбурн Виктори». И самое неожиданное – в августе Хонда стал главным тренером сборной Камбоджи.
Переехал в Австралию, чтобы сыграть на Олимпиаде в Токио
В 2020-м в Токио пройдет летняя Олимпиада. Хонда играет за сборную уже 10 лет и участвовал еще в ОИ-2008, но турнир в Токио – особенное событие для Кейсуке.
Его дед был гребцом каноэ и представлял Японию на ОИ-1964 в Токио. Брат Кейсуке – Тамон Хонда – выступал в вольной борьбе на Олимпиаде в 1984-м, 1988-м и 1992-м. «Для меня очень важно, что Олимпиада проходит в Токио. Если бы она была в любом другом городе мира, то я бы уже завершил карьеру», – поделился японец. Учитывая, что в олимпийскую сборную можно заявлять трех игроков старше 23, а Хонда все еще один из лучших футболистов Японии, то есть неплохие шансы исполнить мечту.
Еще один повод продлить карьеру – солидное предложение от «Виктори». Австралийцы платят Хонде 3 млн евро в год, ради которых воспользовались специальным фондом для зарплат топовым игрокам. Более того – в клубе не против параллельной работе в сборной Камбоджи при условии, что это не помешает матчам (Кейсуке пообещал, что не пропустит ни одного) и тренировкам. Хонда уверен, что справится с нагрузкой: «Я десять лет играю за сборную Японии и знаю, что менеджер национальной команды не очень занят: у них две игры каждые три месяца, максимум – десять игр в год».
Хонда совмещает посты три месяца, пока получается.
«Мельбурн» идет на втором месте, а Хонда один из лидеров: в пяти матчах у него 3+3.
Ок, а как Кейсуке оказался в Камбодже?
Хонда влюблен в Камбоджу
На первый взгляд работа Хонды в сборной Камбоджи – максимально сюрреалистичное решение. На момент назначения Камбоджа занимала 166-е место в рейтинге ФИФА рядом с Фиджи и Иорданией. Зарплата – отсутствует. Перспективы – матчи против Малайзии, Сингапура и Вьетнама.
Но для Хонды эта работа привлекательна не тренерскими ачивками, а социальной миссией.
Впервые он оказался в Камбодже в 2015-м, когда Япония играла с местной сборной. Японцы провели на полуострове три дня, и Хонда кайфовал от каждой минуты. «Камбоджа просто великолепна. Люди, природа. Это одна из самых классных стран Азии. Мне сразу захотелось вернуться», – восторгался Кейсуке.
Новая страна так впечатлила Хонду, что в 2016 году он открыл в Пномпене, столице Камбоджи, футбольную академию, на базе которой чуть позже появился футбольный клуб «Солтило Ангкор». В нем Кейсуке числится президентом.
Но чем лучше Хонда узнавал Камбоджу, тем отчетливее понимал, что создания футбольных школ недостаточно.
В 1975-м власть в Камбодже захватил Пол Пот и его коммунистическое движение красные кхмеры. Они не принимали ничего западного, поэтому реформы были крайне радикальными: переселить людей из городов в деревни, запретить лекарства и больницы. Объявили вне закона школы и целенаправленно убивали врачей и учителей. Но ужаснее всего был геноцид: Пол Пот считал, Камбодже нужен миллион преданных граждан, а остальных он приказал расстрелять. По данным Международной ассоциации исследователей геноцида, красные кхмеры убили от 1,7 до 3 млн камбоджийцев.
Хонда понял, что поможет местному футболу сильнее, если возглавит сборную. «Я люблю народ Камбоджи, я помогаю людям, у которых проблемы с деньгами. Но я хочу помогать по-другому. Футбольная школа может помочь только нескольким детям. Другое дело – сборная. Так я смогу повлиять на футбол во всей стране», – делится Хонда.
Свои мотивы есть и у местной федерации футбола. В 2023-м Камбоджа принимает Южноазиатские игры, и это шикарная возможность для страны привлечь туристов, а для сборной – ярко выступить и популяризировать футбол. Приглашение Хонды – идеальный и недорогой вариант прокачать игроков сборной. Сейчас контракт японца рассчитан на 2 года, но стороны не скрывают, что продлят соглашение до 2023-го.
Ради работы Хонда пролетает около 14 000 км каждый месяц (расстояние между Австралией и Камбоджей – 7 000 километров). Из-за отсутствия прямых рейсов полет иногда растягивается на 30 часов. На дорогу в одну сторону Хонда тратит от 1000 до 2500 долларов, которые компенсирует федерация футбола Камбоджи. Успевать везде сложно: в начале ноября Хонда прилетел на игру против Мьянмы всего через сутки после того, как отыграл за «Виктори».
Чтобы справляться с усталостью от перелетов, Хонда постоянно пьет матэ – аргентино-уругвайский чай с тонизирующим эффектом, который обожает Гризманн (а также Месси, Суарес и еще тысячи аргентинцев и уругвайцев).
Хонда прилетает в Камбоджу только на матчи, в остальное время он на связи по скайпу. По понедельникам Кейсуке созванивается с тренерским штабом и обсуждает план тренировок на неделю. В Камбодже работает помощник Хонды – аргентинец Феликс Гоналес – и несколько местных специалистов. Они проводят тренировки и изучают соперников, а Хонда дает общие указания и отсматривает видео с матчами местной лиги, чтобы найти новых игроков.
Хотя игроки видят главного тренера примерно раз в месяц, для них работа с ним крутой стимул. «Все переполошились, когда узнали, кто будет новым тренером. Теперь игроки вкалывают на тренировках как никогда – пытаются впечатлить Кейсуке», – рассказывает Гонсалес. Впечатлить японца оказалось довольно сложно. Пока он чаще критикует: «Игрокам в Камбодже не хватает техники. Чтобы быть как европейские футболисты, им нужно во многом прибавлять». Неудивительно, что Кейсуке недоволен – почти все игроки сборной играют в местном чемпионате (кроме вице-капитана Тьерри Бина, который выступает за «Теренггану» из Малайзии).
Но кое-что у Хонды уже получилось.
Со сборной он одержал историческую победу над Лаосом на групповом этапе AFF Suzuki Cup (соревнование с участием стран Юго-Восточной Азии). Это первая победа для Камбоджи с 2004 года. Правда, сборная все равно вылетела, заняв предпоследнее место в группе А.
Похоже, в стране не очень расстроились вылету. В Камбодже обожают Хонду, и его назначение уже подняло популярность сборной. На матч группового этапа с Малайзией на Олимпийский стадион пришло 40 тысяч – это рекорд.
Хонда открыл фонд и хочет изменить мир
Летом Уилл Смит и Хонда объявили об открытии совместного венчурного фонда. На первый взгляд странная коллаборация объясняется просто – финансовые дела мужчин ведет одна и та же компания.
Фонд называется Dreamer Fund и располагается в Калифорнии. Суть простая: деньги гигантских кампаний инвестируется в небольшие стартапы. Ближайшая цель фонда – собрать 100 млн евро. Для этого Хонда и Смит используют связи, встречаются с компаниями и уговаривают их вложить деньги.
И уже есть первые успехи. 18 июля ведущий японский финансовый холдинг Nomura Holdings Inc. объявил, что инвестирует в фонд 15 млн евро. Переговоры вел лично Хонда – для этого он несколько раз летал в Японию и США перед началом ЧМ-2018.
Чтобы все успевать, Хонда полностью изменил расписание. Японец нанял помощницу – австралийку Клаудию ему помог найти «Мельбурн». После тренировки он идет в свой кабинет на клубной базе и работает там до 5-6 вечера. Когда заканчиваются дела со сборной, он занимается венчурным фондом и футбольными школами (у Хонды их 64 по всему миру). Примерно раз в месяц-полтора он летает в Калифорнию, чтобы обсудить дела со Смитом.
Тяжело, но у Хонды есть мотивация: им движет не только жажда денег, но и острое желание изменить мир:
«У нас огромные планы: фармацевтические компании, технологии. Есть много отличных компаний, которым просто нужны деньги, чтобы выстрелить. Я верю, что мы можем помочь им улучшить мир».
Фото: globallookpress.com/Sydney Low/ZUMAPRESS.com, Kenzaburo Matsuoka, Rodrigo Reyes Marin/AFLO, Kento Nara/imago stock&people, Liao Yujie/Xinhua; Gettyimages.ru/Koji Watanabe, Robert Cianflone, Thananuwat Srirasant / Stringer; instagram.com/keisukehonda