«Это машина». Мартен Фуркад глазами своих тренеров
Биатлон стремительно шагает по Франции. Недавно заработал сайт, с помощью которого любой желающий может приобщиться к биатлону, записавшись на занятия. Там же прекрасный блог, где публикуют свежие интервью с известными личностями французского биатлона. Рекомендуем!
http://www.altitude-biathlon.com/category/blog/
Интервью Франка Бадью
Франк, вы были тренером по стрельбе в сборной Франции по биатлону с 2016 по 2018 год, какова ваша роль сейчас?
Я продолжаю сопровождать сборную Франции, которую сейчас тренируют Патрик Фавр и Венсан Поре. Делаю то, что делал раньше, до тренерской работы: подготовка снаряжения для сборной, в том числе и для команды А (сборная на Кубке мира).
Вы олимпийский призер 1992 года, как вы оказались тренером по биатлону?
Я долго работал со спортсменами высокого уровня, в том числе когда стал готовить стрелковое снаряжение для биатлонистов. Стефан Бутьё иногда предлагал мне присоединиться к сбору биатлонистов весной, когда ведется работа над точностью стрельбы. Там же я познакомился с молодыми спортсменами, в числе которых был и Мартен. Поэтому когда Зигфрид Мазе ушел работать в команду Норвегии, они естественным образом подумали обо мне.
Когда вы тренируете спортсменов, что для вас важнее: техника или психологическая подготовка?
Оба эти фактора тесно связаны. Не стоит демонизировать стрельбу, говоря, что 80% успеха у тебя в голове. Без работы над технической стороной это больше похоже на лотерею. Однако и техническое мастерство полностью не гарантирует успех. Так что работать надо над обоими компонентами.
Биатлонисты часто говорят о "паразитных мыслях", которые могут возникать во время стрельбы. У вас есть рецепт борьбы с этой напастью?
Паразитные мысли лезут в щели, которые мы оставляем для них в голове. Если такая мысль будет подавлена знанием о том, что нужно делать, - это хорошо. Стрельба - не только техника, это также настройка мозга на то, чтобы не быть проницаемым. Нужно уметь дать мысленную команду действовать технично, реализовать свой технический потенциал, действовать максимально увлечнно и с энтузиазмом. Это умение может сыграть решающую роль в время соревнования. Благие намерения, умиротворение не препятствуют паразитным мыслям, наоборот, нужно обладать яростью и волей сделать всё от тебя зависящее, и тогда это может сработать.
В этом году завершили карьеру многие биатлонисты, в командах произошли кадровые изменения. Что вы думаете о предстоящем сезоне ?
Трудно сказать, не знаю, будут ли соперники Мартена настроены взять реванш, и будут ли у них на это силы. При подготовке к Пхенчхану мы проделали более тщательную работу, вложили больше усилий и желания, чем другие команды. После такой работы, безусловно, остались интересные наработки, которые можно использовать впоследствии. Те, кто меньше преуспел на Олимпиаде, захотят достичь успеха, чтобы реализовать проделанную работу. Я думаю прежде всего об Йоханнесе Бо, который наверняка захочет выдвинуться вперед в этом году. Он не полностью достиг желаемого в Корее, это заставляет меня думать, что Мартену придется с ним несладко в этом году.
Многое ли изменилось с приходом Патрика Фавра? Вас что-то удивило в его подходе к стрельбе?
Вовсе нет. Конечно, его приход принес новизну, он работает также в тех областях, которым я уделял меньше внимания. Он делает то, что интересно спортсменам, учит их больше думать над тем, что происходит при стрельбе. Он также умеет быть мудрым тогда, когда обстановка накаляется. Всегда хорошо иметь в команде уравновешенного человека, который еще и может помочь тренерам девушек, поскольку эти тренеры еще не настолько опытны. У него есть все качества, чтобы командовать сборной. Он пока не решается это делать, официально главный тренер у нас Венсан Виттоз, но я постепенно подталкиваю его к тому, чтобы он брал бразды правления в свои руки.
Мы все помним масс-старт в Осло-2017 году, вы тренировали технику броска обоймы?
(смеется) Нет, наоборот, в тот момент мы были почти в панике! Обойму бросил Жан-Поль Жиакино [тренер женской сборной], так как я тогда наблюдал за стрельбой стоя. Именно Жан-Поль молниеносно решился на этот бросок.
Как вы считаете, кто на сегодня лучший стрелок из биатлонистов?
Бесспорно, лучшим остается Мартен. Конечно, я не всех знаю близко, но я отлично знаю подход Мартена, как он управляет всеми событиями, рискованными ситуациями и так далее. Даже по сравнению со стрелками в летних видах спорта, его метод выдающийся, особенно если учитывать, что он не прирожденный стрелок, он этому научился, тренировался, как сумасшедший.
Конечно, у него исключительные физические данные, но классный биатлонист - это сочетание двух сторон. Он наделен не только физической силой, но и уникальными умственными способностями. Наверное, Симон Шемп сильный спортсмен, но, когда я смотрю ему в глаза, у меня не возникает такого же ощущения, как от Мартена. Мартен вовлечен на 110%. У него блестящий интеллект, он все анализирует прямо в гуще событий, правильно реагирует на все ситуации. Это действительно машина!
Олимпийские игры были успешными для команды Франции, какой момент был самым эмоционально сильным для вас?
Несомненно, победный пасьют Мартена! Полная демонстрация мастерства с его стороны. Для каждой ситуации он подобрал средства, чтобы продолжать хорошо стрелять. Это было непросто, учитывая погодные условия и его небольшое отставание на старте. В решающий момент он мог сказать себе: "Я уже сделал это в Сочи, надо просто повторить". Но это сложнее, чем кажется. Он избежал того, чтобы быть трусливым, закрытым и слишком осторожным при стрельбе. Ему удалось не только быть оригинальным, но он нашел в себе мужество воплотить маленькие новшества в решающий момент, и это очень сильно. Я был тронут до слёз.
В последние несколько лет популярность биатлона сильно возросла, как вы это объясняете?
Очень способствовало то, что биатлон стали транслировать в прямом эфире на бесплатном телеканале L'Equipe. Благодаря этому люди открыли для себя невероятные сценарии биатлона, трагедии, великие спортивные моменты. Я почти завидую, так как я сам пришел из малоизвестного вида спорта. Сочетание красивых пейзажей, спортивных достижений и неопределенности, связанной с стрельбой, делает биатлон очень привлекательным. Кроме того, публике стали известны такие люди, как Мартен, Мари, Жюстин... Скромные, спокойные, естественные...
Из интервью Венсана Виттоза
И специальный вопрос о Мартене Фуркаде. Вы предложили ему какие-либо изменения или усовершенствования для его техники лыжного хода?
В 30 лет сложно сказать, что мы будем менять лыжную технику. Даже в 22-23 года мы понимаем, что в уровне техники есть много вещей, которые должны быть сделаны раньше, в очень, очень юном возрасте. Можно отшлифовать детали, но мы не будем в корне менять технику. Мы будем пытаться оптимизировать отдельные движения, мы будем, возможно, новыми словами, новыми рассуждениями, приносить спортсмену новые технические ощущения. На уровне движений у нас не будет огромной революции, потому что это так глубоко укоренилось в каждом из них за столько лет, что было бы очень сложно попытаться перестроить технику.
Между сборами спортсмены делают "домашнюю работу"?
Да, конечно! Спорт высокого уровня и успех создаются ежедневной работой. Но прежде всего это страсть! Мы проводим сборы от 12 до 15 дней в месяц, а остальное время они работают дома. Собираясь в группу на сборе мы можем проводить коллективные занятия, а дома они заняты индивидуальной работой. Каждый находит баланс для себя. Иногда хорошо тренироваться одному в те часы, когда вы хотите.
Существуют также семейные или другие ограничения, которые могут быть разными в зависимости от возраста спортсменов. У Мартена две маленькие дочки, которыми нужно заниматься, а молодым парням, таким как Фабьен Клод или Эмильен Жаклин, нужно больше свободного времени в определенные периоды, особенно весной, чтобы ходить в университет. У каждого свои обстоятельства, и они находят баланс, чтобы тренироваться, потому что они должны это делать. Повторяю, я думаю, что это не принуждение, а наоборот, их страсть.
Когда в команде есть кто-то такого уровня как Мартен Фуркад, мы тренируем "Мартена Фуркада и других"? Тренировки подобраны под каждого или одни на всех? Нужно ли хорошо знать своих спортсменов?
Есть руководящий принцип, который является общим для всего коллектива. Сегодня у нас с Патриком семь спортсменов. Мы выстраиваем, планируем наши занятия для всего коллектива и потом адаптируем их в соответствии с ощущениями, чувствами, навыками спортсмена. Всё-таки мы стремимся к индивидуализации, но, несмотря на это, стараемся, чтобы это не было слишком далеко от этого коллектива.
Большинство тренировок, в том числе на сборе, обычно проводятся в группах, но иногда бывают периоды, которые могут быть более трудными для некоторых спортсменов. Если они чувствуют себя немного усталыми, они могут сделать несколько более легких тренировок, в то время как другие будут продолжать работать. Это всегда смесь: у нас есть коллективное направление, а затем мы немного адаптируемся. Мы пытаемся лучше узнать их.
Из интервью Стефана Бутьё
Вы привели Мартена Фуркада к званию лучшего в мире, это огромная задача и очень большое давление.
Очевидно, что когда вы приезжаете на Олимпийские игры с ультра-фаворитом Мартеном Фуркадом, неизбежно есть ожидания, его спортивные и мои как тренера. Этим сложно управлять, на наших плечах действительно серьёзное давление, с аутсайдерами всегда проще. Ты не имеешь права на ошибку, и это сильно давит. Лучший способ облегчить ситуацию - получить хороший результат перед большим соревнованием, чтобы спортсмен и наставник могли сохранить максимальную уверенность.
Как вы сейчас оцениваете свою прошлую и будущую карьеру? Какие теперь ставите цели? Вы перешли на другую работу из-за того, что хотели больше стабильности?
Оглядываясь на свою карьеру, могу сказать, что последовательно прошел все её ступени. Я начинал как спортсмен, потом выполнял различную тренерскую работу, которая увенчалась моей работой со сборной на Кубке мира. Поэтому я имею полное представление, как функционирует система французского спорта. Не хочу хвастаться, но я весьма горд результатами: трое спортсменов, которых я тренировал, стали олимпийскими чемпионами (кроме Фуркада, это Венсан Же, олимпийский чемпион в спринте Ванкувера, и Симон Дестьё, чемпион в смешанной эстафете в Пхенчхане).
После того, как мы взяли несколько подряд Кубков мира, много олимпийских медалей и медалей чемпионатов мира, было хорошим решением завершить карьеру прошлой весной, это был подходящий момент. Не думаю, что я смог бы дать команде больше, чем уже дал, это было завершение проекта, который мы воплощали с моими подопечными спортсменами. После Сочи-2014 мы договорились с Мартеном, что вместе идем к Пхенчхану-2018. Он был очень доволен нашим сотрудничеством и связью, которая между нами установилась. Я часто говорю о Мартене, потому что тренировал его с 2006 года, и с ним у меня отношения более близкие, чем с кем-либо еще из команды.
Что касается будущего, я собираюсь участвовать в жизни команды в наступающем сезоне, и уже после этого перейти полностью к выполнению своих новых обязанностей, которые теперь больше связаны с менеджментом [Стефан Бутьё занял пост технического директора франузской лыжной федерации].
Перевод: Svetlana R., Maria K.