У «Феррари» есть безумный фанат. Он десять лет клеит болиды команды из бумаги
И готовит заявку в Книгу рекордов Гиннесса.
Скудерия гоняется в «Формуле-1» с самого первого сезона и остается единственной командой, отдавшей серии все 78 лет. За такой период итальянцы успели собрать внушительную фанатскую базу: по последним опросам серии, даже сейчас больше половины зрителей Гран-при признает себя в той или иной степени фанатами «Феррари». Конечно, среди них есть самые разные поклонники, но им всем очень далеко до одного по-настоящему сумасшедшего: он не разменивается на пустые слова и претворяет свою страсть в жизнь. Вот так.
Впечатляет, не правда ли?
Одержимый автор
Знакомьтесь, Милан Паулус, житель небольшого чешского городка Карвина.
Ему 54 года, и последние десять лет он потратил на изготовление точнейших копий болидов «Феррари» из бумаги в масштабе 1:6. Сейчас им выполнено уже 58 моделей, и он надеется к 2021-му сделать все 106 — включая те, которые появятся только в следующих сезонах.
«Я клеил модельки из бумаги с семи лет, – рассказал о своей страсти Милан. – Моей первой работой — может забавно сегодня прозвучать – была бронированная машина Ленина. Моя мама отняла ее, смяла и выбросила в мусор. С тех я в основном клеил модели из журнала АВС — причем только из бумаги, никакого пластика. На «Формулу-1» я переключился еще в школе – с тех пор не могу остановиться. Правда, раньше я делал меньшие модельки и перепробовал разные форматы – 1:10, 1:8, 1:6, 1:3. Последний мне нравился, но машины оказывались слишком большими – хранить их было просто невозможно. Потому я остановился на пропорциях 1:6».
Теперь же он посвятил свою жизнь созданию памятников каждой машине с гарцующим жеребцом, принимавшей участие в «Формуле-1».
«Я люблю «Феррари», – с гордостью объяснил он. – «Феррари» и жену. А, еще своего кота».
Какие болиды у него уже есть
Честно говоря, при виде всей обширной галереи Милана просто разбегаются глаза. Но еще сильнее впечатляют работы при ближайшем рассмотрении – например, детализация F2007, принесшего титул Кими Райкконену.
Прошлогодний болид Себастьяна Феттеля SF70H в конфигурации для Гран-при Монако.
Чемпионская машина Джоди Шектера — 312Т4 из 1979 года.
Авторазочарование Фернандо Алонсо F10 из 2010-го.
Та самая безумная снегоуборочная «Феррари» 312В3 из 1972-го.
Даже болиды, предшествовавшие эре «Формулы-1» – две модификации 125-й модели из 1948-го и 1949-го года.
И, конечно же, Милан никак не мог обойти свою любимую машину.
«Я стал фанатом «Феррари» благодаря болиду 312Т, – рассказал Паулус. – С детства следил за «Формулой-1», но когда мне было 12 лет, с Ники Лаудой случилась та самая авария на «Нюрбургринге» в 1976 году. Конструкция болида оказалась достаточно прочной и спасла ему жизнь. Над старомодностью «Феррари» все тогда смеялись — Скудерия сделала монокок и каркас из металла. Если бы итальянцы изготавливали болид по прогрессивным технологиям вроде «Лотуса», Лауда бы не выжил. Именно поэтому 312Т — мой фаворит. Лауда же мой кумир. Не знаю, каков он как человек, но он был героем. Машина, спасшая ему жизнь, всегда будет моей любимой!».
Причем все машины чеха — не просто похожие внешне модели. Он с невероятной тщательностью и дотошностью изготавливает каждый узел.
«У каждой модели есть двигатель, – объяснил Милан. – Все моторные отсеки открываются. Моторы — моя гордость и удовольствие, я обожаю их делать. Как-то раз я даже занялся разработкой копии силовой установки «Феррари» в полную величину. Она была готова где-то на 20 процентов, когда я на нее случайно сел и все разрушил.
Также большинство из них обладают съемными носовыми обтекателями [если это предусмотрено конструкцией оригинала]. Большинство болидов разбираются в точности, как это происходит с настоящими гоночными машинами».
«Я люблю их все, – говорит Милан. – Любую машину с лого «Феррари». Меньше всего люблю делать колеса. Они очень утомляют!».
Смотреть на экспонаты Паулуса можно бесконечно.
Как и из чего их производят
Главный материал — обычная бумага. Для одних частей машин (вроде днища) требуется поплотнее (практически картон), для других напротив — самая мягкая и податливая. Причем Милан ничего не покупает: самую жесткую бумагу берет из использованных упаковок для бытовой техники, остальная также является макулатурой и фактически проходит у него переработку.
«Мой сын говорит, что это самая красивая свалка бумаги в мире, – с гордостью признался Милан».
Процесс производства же разбит на множество этапов и приближается к той же сложности, что и разработка реального болида.
Сперва расчерченный параметрами картон путем покраски и обклейки превращается в самое настоящее днище.
Затем чех добавляет аэродинамические элементы.
После наступает очередь картонного монокока.
Его выравнивают более удобной для покраски бумагой, обмазывают клеем и приделывают аэродинамические элементы.
После всех манипуляций с мелкими деталями монокок ждет покраска.
Потом наступает очередь переднего антикрыла.
После его присоединения переднюю часть болида раскрашивают до конца.
Наступает очередь задней части и двигателя.
А также выхлопной системы и прочих важных внутренних деталей.
После крепятся радиаторы и боковые понтоны.
Завершается дело необходимыми кабелями.
Затем надстраивается моторный отсек.
Изготавливаются и колеса.
Лишь затем добавляется подвеска.
Все аэродинамические элементы днища тоже на месте.
Как и все детали задней части.
Передние колеса получают охлаждающие воздуховоды.
И устанавливаются на болид.
Затем следует заднее антикрыло.
Лишь затем мастер возвращается к корпусу.
Он изготавливается так же, как и монокок. Все спонсоры и логотипы вместе с текстурой «под карбон» производятся отдельно и клеятся в виде стикеров — прямо как на настоящих машинах.
После сборки и лакировки машина отправляется на полку к остальным.
«Я трачу на производство все доступное время, – признался чешский мастер. – Я два года не выбирался в паб побить пива, хотя он расположен прямо под нашей квартирой».
Возникающие проблемы
Работы Милана кажутся до невозможности сложными, но на самом деле ему приходится еще труднее. Старый чех не знает английского, и потому подготовка к поклейке одного болида часто занимает не меньше времени, чем сама работа руками — ведь мастеру приходиться продираться через дебри переводчика Google и долго наугад перебирать изображения для обнаружения недостающих фрагментов. Приходится изучать старые книги и журналы, но в печатном виде публиковали далеко не все.
«Чертежей всех этих машин просто не существует, – поделился трудностями Милан. – Или, по крайней мере, я не знаю, как их искать. Так что мне приходится воспроизводить все малейшие детали по фотографиям. Само собой, двигатели — в том числе.
Например, у эксклюзивной версии болида 1950 года для Клементе Бьондетти («Феррари 166S») был мотор «Ягуар». Я сделал все, что смог найти, кроме двигателя. Но как я могу его доделать, если изображений самой установки просто нет? Мне пришлось оставить все как есть и идти дальше».
Еще одной серьезной проблемой является отсутствие внятного канала финансирования. Долгое время его спонсировала лишь техническая служба Карвины, и семья Паулусов выживала исключительно за счет заработка жены, периодической материальной помощи от мэра и полулегальной продажи билетов в импровизированную «галерею», расположенную в комнате их собственной квартиры. Только недавно, в апреле 2018-го, его «выставку» официально зарегистрировали как некоммерческую организацию. Тогда-то он и получил деньги на приведение «красного королевства» в приемлемый вид – до этого его машины просто висели на стене, как гроздья винограда.
Некоторые средства позволяли получать и участия в местных фестивалях домашних мастеров в Брно, Остраве и Оломуце.
Зачем Милану такая коллекция
Десятилетний труд помог мастеру стать локальной легендой в Карвине, попасть в книгу чешских рекордов и завоевать множество наград на различных выставках и фестивалях. Тем не менее, Паулус не собирается останавливаться на достигнутом: в данный момент он собирает документы для подачи заявки в Книгу рекордов Гиннесса.
Но даже всемирное признание его не прельщает — Милан был бы счастлив совсем другому исходу своей деятельности.
«После завершения коллекции я планирую заняться поклейкой пары самолетов времен Первой Мировой, – поделился надеждами Милан. – А потом займусь изготовлением моторных лодок «Водной «Формулы-1», к которым «Феррари» разрабатывала двигатель.
Надеюсь, моя коллекция не закончит на свалке, – рассказал Милан. – Может, я смогу однажды ее продать. Мечтаю, чтобы ее выкупили в Маранелло!».
«Феррари» определенно стоит подумать – достаточно только глянуть в галерею его сообщества на фэйсбуке, чтобы осознать все величие труда мастера из Карвины.
Фото: facebook.com/GalerieFerrarino