Париж – лучшее место для русского тенниса. И до Хачанова там побеждали все наши топы
Краткая история романов с Парижем.
В воскресенье в Париже Карен Хачанов одержал крупнейшую победу русского мужского тенниса почти за десять лет и в чемпионской речи сказал, что чувствует себя там как дома, а попрощался душевным «Увидимся на «Ролан Гаррос»!».
Париж действительно особенное место для игроков из России: русские мужчины, женщины и команды добивались там знаковых успехов в трех последних десятилетиях.
Первым в середине 90-х был пионер русского тенниса Евгений Кафельников: в 1995-м на «Ролан Гаррос» он дошел до своего первого шлемового полуфинала (проиграл будущему чемпиону Томасу Мустеру), а через год на этой стадии обыграл №1 Пита Сампраса, а за титул – Михаэля Штиха. Днем ранее Кафельников с Даниэлем Вацеком взял парный титул и остается последним игроком, делавшим такой дубль на «Шлеме».
На парижском «Мастерсе» Кафельников мог дважды распечатать эту серию: в том же 1996-м и на излете карьеры в 2001-м, но оба финала проиграл и остается, кажется, самым титулованным игроком без единого тысячника (0-5 в финалах).
Самый любимый теннисист России Марат Сафин Париж тоже брал – но не «Ролан Гаррос». На французском «Шлеме» в 1998-м 18-летний Сафин в свой дебют феерично прорвался во вторую неделю через Агасси и действующего чемпиона Куэртена, а через год на «Мастерсе» вышел в свой первый финал такого уровня (всего – второй, проиграл Агасси).
Еще через год в осенний Париж приехал уже совсем другой Сафин: четвертьфиналист «Ролан Гаррос», чемпион US Open и вторая ракетка мира. В эпическом финале он на тай-брейке решающего пятого сета обыграл друга Марка Филиппуссиса, взял второй «Мастерс» в карьере и сезоне и на следующий день впервые стал первой ракеткой мира (хотя по ходу сезона был 38-м). До конца своей турбулентной карьеры Сафин выиграл еще три «Мастерса», два из них – в Париже и там же в ноябре-2009 под слезы всего теннисного мира проиграл свой последний матч Хуану Мартину дель Потро.
В том же дворце спорта «Берси» (который теперь неромантично называется AccorHotels Arena) Сафин и Кафельников одержали и свою самую большую совместную победу (а помог им в этом Михаил Южный): 16 лет назад в декабре-2002 сборная России обыграла хозяев кортов и выиграла первый Кубок Дэвиса, а Сафин описал эмоции знаменитым и тогда еще свежим «это лучше, чем секс».
Сезон-2004 стал великим для женского тенниса России: никогда раньше русские теннисистки не побеждали на одиночных «Шлемах» и в Кубке Федерации, а в тот год взяли и Кубок, и три четверти «Шлемов». Первой чемпионкой «Шлема» из России стала Анастасия Мыскина, в первом русском финале «Шлема» на «Ролан Гаррос» разгромившая Елену Дементьеву, за 15 геймов сделавшую 40 с лишним невынужденных ошибок.
В конце сезона Мыскина и чемпионка US Open Светлана Кузнецова в Москве привели Россию к первому Кубку Федерации, обыграв француженок, а через год Мыскина, Дементьева, Сафина и Душевина против них же титул защитили – на кортах «Ролан Гаррос». До конца нулевых русские выиграли Fed Cup еще дважды (2007-08), а с тех пор – ни разу и через десять лет опустились ниже мирового уровня, в региональную евро-африканскую группу.
После Кафельникова «Ролан Гаррос» стал территорией русских женщин: половина их «Шлемов» была выиграна в Париже: по одному у Мыскиной и Кузнецовой и два – у Шараповой. Кузнецова в 2009-м обыграла самоотверженную Динару Сафину в ее третьем и последнем шлемовом финале после того, как сама тремя годами ранее проиграла Жюстин Энен. Светлана взяла второй «Шлем» через пять лет после первого и потом не раз говорила, что он значил для нее гораздо больше.
Через три года после Кузнецовой свой сюжет в Париже довела до конца главная теннисистка России. Мария Шарапова на «Ролан Гаррос»-2012 навсегда избавилась от ярлыка «коровы на льду» (который сама же на себя нацепила) и стала королевой грунта. Победой во Франции завершилось для Шараповой мучительное возвращение после операции на плече, она собрала карьерный Шлем и ненадолго вернулась на вершину рейтинга (судя по всему, в последний раз). В финале «Ролан Гаррос» Шарапова сыграла еще дважды: через год уступила титул Серене Уильямс и на церемонии награждения сказала ей неловкое merci beaucoup, а через два вырвала победу у Симоны Халеп (и стала третьей русской чемпионкой того турнира после юниоров Рублева и Касаткиной).
Посреди побед русских женщин на «Ролан Гаррос» Николай Давыденко отличился в «Берси»: в свой прорывной 2006-й он взял там пятый титул сезона и первый в карьере «Мастерс». До конца карьеры Mr. Personality выиграл еще два титула такого уровня (Майами-08, Шанхай-09) и один – даже круче (итоговый-2009) и остается последним русским топ-теннисистом.
Или, пожалуй, оставался до вчерашнего дня, когда Карен Хачанов порвал Новака Джоковича и стал первым за девять лет чемпионом «Мастерса» из России и самым нерейтинговым обладателем такого титула ровно за год (в начале недели был 18-м, сегодня стал 11-м). Всю неделю в Париже, правда, Карена сравнивали не с Давыденко, а, конечно, с Сафиным: таким же высоким, мощным и обаятельным (не таким спокойным).
«Думаете, похож? Ну ладно, уговорили, – отшучивался Хачанов перед финалом. – Он был моим любимым игроком. Но у меня еще полно работы, чтобы достичь того, чего достиг он. Он был первой ракеткой мира – мне до этого еще далеко. Но надеюсь, я дойду».
Если успех в Париже – показатель, то, похоже, и правда дойдет.
Фото: Gettyimages.ru/Gary M Prior/Allsport, Clive Rose, Clive Brunskill, Bryn Lennon; globallookpress.com/Wang Qingqin/Xinhua; Gettyimages.ru/Julian Finney; globallookpress.com/Panoramic