Краткая история титульных спонсоров в футболе
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Как спонсорские лого попали на футболки команд? Где выпить пива выращенного под звуки криков болельщиков? Как помочь Тео Уолкотту побороть злобных свиней? Небольшой экскурс в историю сотрудничества футбольных команд со всевозможными брендами.
Прошлое
Спорт с древнейших времен был призван развлекать людей, с годами превратившись в индустрию неразрывно связанную с огромными деньгами. Но основы этой связи были заложены еще в Древней Греции. В те времена атлеты одержавшие победу на Олимпийских Играх, могли рассчитывать не только на то, что в их честь будет возведена статуя в Олимпии, но и на другие не менее приятные бонусы. Например, налоговые исключения, денежные призы в размере 100 или 500 драхм или особые места на различных событиях. Многие из этих бонусов вручались за счет города, но часть финансировалась богатыми покровителями из родного города олимпийца. Так что, да, даже у древних олимпийцев были спонсоры.
С годами роль спонсоров в спорте только росла и сейчас они являются неотъемлемой частью любого события. Пожалуй, самым избалованным вниманием спонсоров видом спорта в наше время является футбол. Именно там заключаются самые крупные сделки, именно там команды ежегодно тратят миллиарды долларов.
Особое место, во всех смыслах, занимают титульные спонсоры. В 2018 году команда не разместившая на своей форме рекламу - большая редкость. Изображение спонсоров на лицевой стороне футболок стало настолько привычно для современного зрителя, что сложно представить, что когда-то это пространство на футболках пустовало.
Более того, футбольные ассоциации препятствовали подобным инициативам клубов. Чтобы обойти запрет немецкий «Айнтрахт» в 1973 году провел голосование по результатам которого эмблема клуба была заменена на лого производителя напитков - “Jägermeister”, став, таким образом, первой командой разместившей на своей экипировке логотип спонсора. Следом примеру команды из Брауншвейга последовала мюнхенская “Бавария” разместившая на футболках надпись “adidas” вместо собственного логотипа. Вскоре после этого немецкая футбольная ассоциация сдалась и легализовала нанесение спонсорских изображений на майках.
Английские же команды за возможность получить дополнительные средства в бюджет от титульного спонсорства должны благодарить Дерека Дугана. Дерек провел лучшие свои годы, играя за “Вулверхэмптон”, сыграл более 40 матчей за сборную Северной Ирландии, а заканчивал свою карьеру в небольшом клубе “Кеттеринг Таун”. В Кеттеринге он совмещал позиции главного тренера и игрока, а начиная с сезона 1975/76, стал еще и исполнительным директором. Кроме того Дуган был председателем профсоюза игроков, что позволяло ему не бояться последствий того, что он шел на конфликт с футбольной ассоциацией. Заняв пост исполнительного директора “Кеттеринг Таун” Дуган заключил контракт с местной компанией “Kettering Tyres Ltd”, по которому клубу полагалась четырехзначная сумма за то, что отныне на их футболках было вышито название спонсора. 21 января 1976 года на матч Южной Футбольной Лиги против “Бат Сити” “Кеттеринг Таун” вышел в обновленных майках. Реакция ассоциации не заставила себя ждать - требование убрать название спонсора с формы пришло письмом 4 дня спустя. Дерек Дуган не хотел проигрывать эту “битву” и решил заменить надпись на футболках на “Kettering T”, заявив, что “T” - “Town”, а совсем не “Tyres”. Еще несколько месяцев Ассоциация думала, что же делать с Дуганом, в итоге просто пригрозив выписать штраф в 1000 фунтов стерлингов, в случае если спонсорский текст не будет удален. Дугану пришлось сдаться. Но после, заручившись поддержкой более крупных британских клубов ему удалось убедить Футбольную ассоциацию в необходимости таких сделок и начиная с сезона 1977/78 они были легализованы. Как бы это ни было иронично, но в этом сезоне “Кеттеринг Таун” спонсора найти себе не смог.
Что касается нашей страны, то появление коммерческих брендов на футболках в СССР казалось немыслимым. На протяжении долгого времени форма футбольных клубов из страны Советов была чиста. Первые шаги в этом направлении стали совершаться к концу 80-х годов, когда по стране во всю шагали гласность и перестройка. Считается, что первой советской футбольной командой, на форме которой стала красоваться эмблема титульного спонсора, стал московский «Спартак». Команда представляла компанию “OCRM”.
К 90-м годам XX века размещение брендов на футболках окончательно прижилось в сознании болельщиков и эти годы стали временем появления многих культовых сотрудничеств. У многих болельщиков при упоминании “Ливерпуля” первой ассоциацией будет красная футболка с надписью “Carlsberg”. Это не удивительно, пивоваренная компания являлась титульным спонсором мерсисайдцев 18 лет, начиная с сезона 1992/93. На это время пришлись прекраснейшие годы в истории “Ливерпуля” вместившие в себя 2 финала Лиги Чемпионов, один из которых закончился одной из самых ярких побед в истории. Надпись с футболок пропала, но сотрудничество продолжилось и в прошлом году в честь 25-летия отношений “Carlsberg” даже создал особый сорт пива. Для этого в исследовательской лаборатории в Копенгагене специальные цветки красного хмеля были взращены под звуки матчей “Ливерпуля” и скандирование его фанатов. Впоследствии это пиво можно было попробовать в специальных пабах или на матчах мерсисайдцев.
Не менее классическим образом из прошлого можно назвать футболку “Манчестер Юнайтед” с логотипом “SHARP”, который тоже находился там довольно долгое время. А венцом сотрудничества стало чудо, которое красные дьяволы сотворили в финале Лиги Чемпионов сезона 1998/99. В следующих сезонах логотип SHARP Больше не появлялся, а вот футболки с текущим спонсором “Chevrolet” вряд ли болельщики будут вспоминать с такой же теплотой.
В России самой культовой футболкой, пожалуй, можно назвать спартаковскую с надписью “AKAI”. Такие носили Титов, Тихонов, Цымбаларь и другие легенды, в них “Спартак” обыгрывал мадридский “Реал” в Лиге Чемпионов. “AKAI” был спонсором “Спартака” буквально пару сезонов, но футболки запомнились, и по сей день в сети можно найти запросы от людей, которые пытаются заполучить себе заветную красно-белую майку.
Были и довольно необычные случаи, например, мадридский “Атлетико” в сезоне 2003/04 заключил сделку с кинокомпанией “Colombia Pictures”. В течение всего сезона на футболках “матрасников” размещались названия самых главных фильмов студии, выходящих в прокат. За год “Атлетико” успел прорекламировать такие фильмы как: “Хелл Бой”, “Человек Паук 2”, “Плохие Парни 2” и даже “Питер Пэн”. А что бы уж окончательно закрепит за собой статус клуба, который любит необычные надписи на футболках “Атлектико” в сезонах 2013/14 и 2014/15 размещал на экипировке рекламу целой страны “Azerbaijan. Land of Fire”, что вызвало неоднозначную реакцию в западном мире из-за проблем с соблюдение прав человека, которые присутствуют в стране бывшего СССР. Так что оригинальный вариант не всегда становится самым удачным.
Настоящее
Дольше всех вопросе размещения спонсоров на футболках оставались консервативны клубы из США. По традиции всех главных спортивных лиг США на груди спортсменов располагается название команды или города/штата. Поэтому лишь в 2006 году “Реал Солт-Лейк” стал первой американской командой разместившей на своей форме логотип спонсора - пищевой кампании “XanGo”. В сезоне 2017/18 “сломалась” и НБА, клубы начали размещать на майках лого различных брендов, при этом сделав это крайне элегантно: на груди все так же красуются названия команд, а реклама располагается в виде небольшого патча на рукаве. Прибыльно и стильно.
Среди европейских клубов практически на протяжении всей своей истории нетронутыми свои футболки сохраняла “Барселона”. Фанаты каталонцев славятся своим традиционализмом, поэтому любые изменения могут быть восприняты очень болезненно. Но все же в сезоне 2006/07 на футболках “Барсы” появилась символика некоммерческого фонда ЮНИСЕФ, что тоже сложно назвать настоящей спонсорской сделкой. Но все же и “Барса” осознала выгодность такого сотрудничества, разместив на своих футболках сначала рекламу авиалиний Qatar Airways, а затем крупнейшей торговая онлайн-площадки “Rakuten”. “Под угрозой” находится даже, казалось, неприкосновенное - название стадиона “Камп Ноу” - которое может смениться в угоду спонсорской сделке.
Клубы Английской Премьер-Лиги, и без того лидирующей во всем мире по объемам спонсорских вливаний, начиная с этого сезона выходят на поле тоже со спонсорскими лого на рукавах футболок. В дополнение к тем что расположены на груди, разумеется, деньги лишними не бывают. Один из привычных патчей АПЛ потеснили спонсорские. Причем спонсоры довольно разнообразные: начиная очередной рекламой целой страны - “Арсенал” очень хочет чтобы вы посетили Руанду, заканчивая игрой для мобильных телефонов “Angry Birds” у “Эвертона”. Кстати, сотрудничество “ирисок” со “злыми птицами” не осталось в рамках реального мира, но и перешло в виртуальный - персонажи птиц основанные на образах Тео Уолкотта, Гилфи Сигурдсона и Ченка Тосуна были добавлены в стратегию “Angry Birds Evolution”.
Будущее
В 2018 году влияние спонсоров, кажется, велико как никогда. Клубы продают крупным брендам не только место на своих футболках (некоторые даже слишком увлекаются этим, привет “Спартак”), но и названия своих стадионов. Спонсоры помогают клубам провернуть трансферы - Иньеста, собиравшийся заканчивать карьеру в Китае, в итоге перебрался в японский “Виссел Кобе” владельцем которого является все тот же Rakuten (лучшая команда НБА #прямосейчас - “Golden State Warriors”, кстати, тоже под их крылом). Возможно мы увидим еще больше примеров сотрудничества выходящих за пределы футбольного поля и даже реального мира.
Скорее всего роль спонсоров вместе со стремительным развитием интернета, социальных сетей и дальше будет расти, открывая новые горизонты сотрудничества, позволяя клубам бить новые и новые трансферные рекорды.