Патрик Руа. Только победа
В недавнем спецвыпуске The Hockey News был представлен список 100 лучших вратарей НХЛ по версии издания. В него попали несколько голкиперов, в разные годы выступавших за Эвеланш: Семён Варламов (№95), Крэйг Андерсон (№91), Жозе Теодор (№72) и Жан-Себастьян Жигер (№55). Выше всех из вратарей Эвс находится, естественно, Патрик Руа. В рейтинге The Hockey News он занимает общее второе место, уступая лишь Терри Савчаку. Боб Дафф объясняет почему.
Его хоккейных талантов было достаточно, чтобы стать одним из лучших голкиперов своего поколения. Но непоколебимая уверенность в себе и харизма Руа сделали его одним из величайших в истории.
Родился: 5 октября 1965, Квебек-сити, провинция Квебек;
Карьера в НХЛ: с 1985 по 2003;
Команды: Монреаль Канадиенс, Колорадо Эвеланш;
Статистика: 551-315-131 (победы-поражения-ничьи), 2,54 пропущенной шайбы в среднем за игру, 91,0% отраженных бросков, 66 шатаутов;
Символические сборные сезона: 6 (первая - 4, вторая - 2);
Индивидуальные награды: 6 (Везина - 3, Конн Смайт - 3);
Кубки Стэнли: 4.
2 декабря 1995 года Ред Уингз находились в Монреале, они приехали туда на игру с Канадиенс. Утром вратарь Детройта Майк Вернон вышел на улицу, чтобы где-нибудь перекусить. Представьте его удивление, когда он открыл дверь одного из местных ресторанов и увидел в зале завтракающего Патрика Руа.
Руа жестом предложил Вернону присоединиться. Они сидели завтракали и разговаривали. Когда-то они встречались друг с другом в паре финалов Кубка Стэнли (в 1986 и 1989 годах), тогда Вернон был в составе Флэймс. В какой-то момент их совместного завтрака Руа разоткровенничался насчет своего положения команде, рассказал, что недоволен и раздражен, и не знает, что с этим делать.
Вернон прекрасно его понимал. Он сам прошел через многие испытания и разочарования, играя за команду из родного для себя Калгари. Вернон буквально обрел второе дыхание, когда в 1994 году был обменян в Детройт, и дошел с ним до финала Кубка Стэнли в первый же год. "Почему ты не попросишь об обмене? - спросил он Патрика. - Почему ты не уходишь оттуда, если ты несчастлив?"
Вечером того дня Детройт размазал Монреаль - 11:1. 9 из тех 11 шайб пропустил Руа перед тем, как главный тренер Хабс Марио Трамбле наконец снял своего звездного вратаря с игры. по понятным причинам раздраженный и чувствовавший, что его подставили, Руа прошел мимо Трамбле и направился к президенту клуба Рону Кори, сидевшему прямо за скамейкой Канадиенс. Патрик сказал ему, что провел последний матч за Монреаль. Четыре дня спустя Руа был обменян в Эвеланш. "Я думаю, они очень хотели меня обменять, - говорит Руа. - И просто использовали ту игру в качестве оправдания."
В одно мгновение хоккейный мир повернулся на своей оси, и началась новая глава в истории о легенде Руа.
Без сомнения, в Монреале Патрик Руа был великолепен. За восемь сезонов он выиграл три Везины и привел Канадиенс к двум Кубкам Стэнли, в обоих случаях унеся домой Конн Смайт Трофи. Десять подряд побед в овертаймах в плей-офф 1993 года являются рекордом НХЛ, который вряд ли когда-либо будет побит. Он единственный вратарь Монреаля, приводивший команду к Кубку за последние 40 лет. "Все началось в Монреале, - говорит сам Руа. - Это правда. Я провел там много хороших сезонов, у нас было много интересных игроков. Они сыграли огромную роль в моем успехе в хоккее."
Но по правде говоря, в Монреале Руа был лишь очередной спицей в колесе легендарных голкиперов Хабс, стал последним в длинном списке членов Зала славы: Джордж Везина и Джордж Хейнсворт, Билл Дернан, а затем Жак Плант и Кен Драйден. Переезд в Денвер в сезоне 1995/96 позволил Руа выделиться из этого ряда и оставить свое собственное наследие.
Почти сразу после обмена Руа в Эвеланш тренер Детройта Скотти Боумэн начал переживать из-за того, что его команда натворила тем вечером в Монреале. Они ведь буквально вызвали сейсмичеcкий сдвиг в НХЛ. "После той игры я подумал, что это может нам навредить," - вспоминает сам Боумэн.
Но для НХЛ это было здОрово. Соперничество Колорадо и Детройта стало одним из самых напряженным и равных в лиге, как в плане спортивных результатов, так и в плане кулачных боев. С 1996 по 2002 год эти команды выиграли на двоих четыре Президентских кубка и пять Кубков Стэнли, а Руа стал важнейшим инструментом побед своего клуба.
Когда Руа был обменян в Эвеланш, команда проводила свой первый сезон на новом месте после переезда из Квебека и отчаянно пыталась найти свою идентичность. Эвеланш были на подъеме, у них хватало талантливых игроков, но им был нужен кто-то, кто провел был их по тропе славы. Когда появился Руа, он стал тем самым недостающим ингредиентом. Теперь Эвеланш были уверены в себе. "Я всегда считал, что голкиперы не должны показывать свою слабость, - говорит Руа. - Вы всегда должны демонстрировать, что с вами все в порядке, и ничто не может вывести вас из равновесия. Мне казалось это очень важным. Позиция вратаря требует того, чтобы вы стояли прямо и всем своим видом говорили: "Эй, парни, я на месте." Я не хотел, чтобы другие игроки думали: "А с нашим кипером будет все о'кей сегодня или он будет ненадежен?". Нужно, чтобы парни думали: "Все в порядке, Патти в раме.""
Джо Сакик был капитаном, Петер Форсберг - самым талантливым игроком, а в Руа Эвеланш нашли своего духовного лидера, свой хребет. Он был редким экземпляром среди вратарей. Патрик играл огромную роль как на площадке, так и в раздевалке. Адам Фут вспоминает, как появление Патрика Руа в команде изменило восприятие Эвс в лиге и, что даже более важно, их самооценку. "Он не просто отбивал шайбы, - говорит Фут. - Он был нашим лидером в раздевалке. Он хотел только побеждать. Это главное, что определяло его характер".
Руа помог Эвеланш выиграть первый Кубок Стэнли для франшизы, а в 2001 году привел команду ко второму Кубку, получив заодно свой третий Конн Смайт.
Но величие Руа всегда шло рука об руку с его бравадой. На протяжении всей карьеры о задиристости Руа говорили не меньше, чем о его талантах. С внутренней стороны его вратарского блина было написано "Будь воином". Он источал уверенность и никогда не верил в то, что может проиграть.
В то время, как другие голкиперы всегда сосредоточены и стараются выполнять свою работу, возможно, одну из самых сложных в профессиональном спорте, Руа всегда стремился оказаться в центре внимания. Он был подобен мотыльку, летящему на свет фонаря. Можно вспомнить, как Патрик подмигивал Томасу Сандстрему из Кингс после отраженного броска в финале Кубка Стэнли 1993 года. Или слова, сказанные в ответ Джереми Ренику в плей-офф 1996 года: "Я не слышу, что он говорит из-за звона двух моих чемпионских перстней". Руа не просто привлекал к себе внимание, он действительно нуждался в этом внимании. Он с удовольствием купался в нем.
Но иногда эта бравада выходила Руа боком. Это странный бизнес: когда говоришь шаблонными фразами, тебя называют скучным, а когда говоришь то, что думаешь, тебя начинают критиковать.
Те, кто недолюбливают Руа, обязательно вспоминают печально известную "Статую свободы", которую Патрик изобразил в шестой игре финала Западной конференции против Детройта. Эвеланш играют дома, счет в матче 0:0, в серии они ведут 3:2 и находятся в шаге от того, чтобы пройти в финал и защитить титул. Руа в красивом прыжке отражает бросок Стива Айзермана, но затем поднимает ловушку вверх, чтобы посыпать немного соли на рану соперника. Однако шайба выскальзывает из ловушки и Брендан Шенахан добивает ее в сетку. Это гол стал победным в матче, завершившемся со счетом 2:0 в пользу Ред Уингз. В седьмом матче Детройт разгромил Эвеланш 7:0, а Руа был заменен по ходу игры. Ред Уингз вышли в финал, а затем и взяли Кубок.
На церемонии вручения наград НХЛ того года Патрик Руа неожиданно проиграл Везину и Харт Трофи голкиперу Монреаля Жозе Теодору, хотя именно Руа лидировал по среднему количеству пропущенных шайб за игру. Любопытно, что в первую символическую сборную сезона попал при этом Руа, а не Теодор.
Место Руа в пантеоне лучших голкиперов всех времен связано не только с его достижениями. Он изменил технику игры вратарей. Изменение и увеличение размеров вратарской экипировки позволили ему применять стиль "баттерфляй". Он использовал свое чувство позиции и габариты, чтобы останавливать форвардов соперника. Кроме того, он обладал невероятной способностью читать игру, когда она развивалась у его ворот. Руа постоянно анализировал, постоянно работал над собой.
По мере того, как развивалась его карьера, Руа стал настоящей легендой в своей родной провинции. Раньше юные квебекцы мечтали стать следующими Морисами Ришарами, Жанами Беливо или Ги Лефлерами. Успех Руа породил целое поколение франкоговорящих вратарей (Мартин Бродер, Марк-Андре Флери, Жозе Теодор и многие другие), которые доминировали в НХЛ. Но сам Руа не устает повторять, что в его успехе огромную роль сыграл тренер вратарей Франсуа Аллер. "Он очень помог мне стать лучше, в особенности используя стиль "баттерфляй", - отмечает Руа. - Многие говорят, что я изменил стиль игры вратарей, но я считаю, что Франсуа очень активно в этом участвовал."
Передав эстафету следующему поколению вратарей, Руа завершил карьеру в 2003 году в возрасте 37 лет. Как и Уэйн Гретцки, Руа предпочел уйти из хоккея до того, как уровень его игры опустится до такой степени, что это может повлиять на его легендарный статус. "Я для себя понял, что пора, - говорит Руа. - Мне было важно уйти на своих условиях. Я завершил карьеру без сожалений."
Почти сразу после этого он перешел на тренерскую работу. Еще в 1997 году Руа приобрел клуб юниорской лиги Квебека Бьюпорт Харфенгс и перевез его в Квебек, возродив тем самым Рэмпартс. В сезоне 2005/06 он стал главным тренером команды и привел ее к победе в Мемориальном кубке, перенеся на тренерскую скамейку те же страсть и уверенность, которыми он славился в то время, когда еще находился во вратарской.
Затем в сезоне 2013/14 Руа стал тренером НХЛ и сразу же добился успеха. С Эвеланш он стал победителем Центрального дивизиона, набрав 112 очков - это второй результат в истории франшизы. За это он был признан тренером года и получил Джек Адамс Эворд.
Сейчас Руа 53 года, и складывается ощущение, что он еще не сказал своего последнего слова в НХЛ. Те, кто хорошо его знают, тоже считают, что его еще ждет успех. "Он знает игру вдоль и поперек, - говорит Фут. - Думаю, однажды он станет генеральным менеджером. С его хоккейными мозгами мало кто может сравниться."
И пожалуй, есть работа, которая идеально бы подошла для харизмы и уверенности Руа. Канадиенс не выигрывали Кубок Стэнли с 1993 года и сейчас клуб находится в плачевном состоянии. В двух из трех последних сезонах Хабс не выходили в плей-офф, а последний раз выигрывали серию плей-офф в 2015 году. Когда в руководстве Канадиенс случатся неизбежные изменения, кто лучше всего подойдет на роль спасителя, как не герой, принесший им последний в истории Кубок? "Я заслуживал лучшего финала в Монреале," - говорит Руа.
В скором времени судьба может вмешаться и предоставить ему шанс переписать этот финал.
P.S. Почему Патрик Руа должен быть номером один.
По каким параметрам следует определять величие вратарей? Победы? Титулы? Индивидуальные награды?
Если говорить о традиционных статистических показателях, то два вратаря сильно выделяются на фоне остальных - Патрик Руа и Мартин Бродер. Неважно, какой показатель вы захотите сравнить, эти двое почти всегда будут рядом.
Бродер является рекордсменом лиги по количеству побед за карьеру (691), Руа находится на втором месте (551), но у Мартина и матчей сыграно больше (1266 против 1029). Если сравнить их показатели за карьеру (691-397-154 у Бродера и 551-315-131 у Руа), то процент набранных очков будет одинаковым - 61,8%. Бродер лидирует по числу поражений в истории НХЛ (397), Руа занимает 13-е место по данному показателю (315). Бродер удерживает рекорд лиги по количеству сезонов с 30+ победами (14), но Руа отстает всего на один.
Единственный показатель, по которому Бродер намного опережает Руа - это шатауты. Мартин является рекордсменом лиги с 125 сухими матчами, Руа всего лишь 15-й с 66 нулями.
Но есть показатели, по которым преимущество имеет Руа. Например, он становился лучшим в сезоне по количеству пропущенных в среднем за игру шайб в трех разных десятилетиях. Кроме него подобное удавалось только Жаку Планту. Руа также является единственным в истории вратарем, попадавшим в первую символическую сборную сезона в трех разных десятилетиях.
Руа значительно опережает Бродера по статистике игры в плей-офф. Патрик лучше всего выступал, когда цена победы была наиболее высока. "На мой взгляд, плей-офф - это плей-офф, а регулярный чемпионат - это регулярный чемпионат," - так говорил сам Руа.
Патрик Руа выиграл четыре Кубка Стэнли - на один больше, чем Бродер, а также завоевал три Конн Смайт Трофи как MVP плей-офф - это больше, чем любой другой игрок, а не только вратарь, в истории НХЛ. Руа с большим отрывом является рекордсменом по числу побед (151), проведенных матчей (247) и сыгранных минут (15205) в плей-офф. Бродер находится на втором месте с 205 матчами и 12719 минутами.
Так что с точки зрения статистики, именно Руа и Бродер должны претендовать на звание лучшего вратаря в истории НХЛ. Но чтобы определить победителя, нужно посмотреть, как они выглядели в очном противостоянии, когда на кону стояло все.
В финале Кубка Стэнли 2001 года встречались Колорадо Эвеланш и Нью-Джерси Дэвилс, а ворота команд защищали Патрик Руа и Мартин Бродер. После пяти матчей Бродер был впереди. Но при счете 2:3 в серии в пользу соперника, Руа пропустил всего одну шайбу в двух последних матчах и выиграл четвертый Кубок и третий Конн Смайт. Это был единственный раз, когда два великих вратаря сошлись друг против друга в плей-офф.