Лариса Селезнёва и Олег Макаров: трудный путь к гармонии
Сегодня свой юбилей отмечает Лариса Юрьевна Селезнёва, мастер спорта СССР международного класса.
Она родилась 12 сентября 1963 года в Ленинграде. К сожалению, сведений о начале ее занятий фигурным катанием обнаружить не удалось. Однако известно, что вначале она достаточно успешно осваивала одиночное катание и даже была второй за Кирой Ивановой на чемпионате СССР среди юниоров. Но добиться настоящих успехов на высшем уровне ей было суждено в другом разряде фигурного катания - в парном катании.
Её единственный за всю карьеру партнер Олег Макаров был немногим старше Ларисы - он родился 22 октября 1962 года в Ленинграде. В 8 лет Олег начал заниматься фигурным катанием, но поначалу не слишком им увлекся, ленился и часто пропускал тренировки, поэтому в 10 лет его из секции выгнали "за профнепригодность".
В последующие три года мальчик занимался другими видами спорта - самбо и вольной борьбой. Но потом он почти случайно попал на каток в группу Тамары Николаевны Москвиной и вдруг понял, что хочет заниматься именно фигурным катанием, тем более, что у него сразу же стали хорошо получаться прыжки и другие элементы произвольного катания.
Конец 1970-х гг.
Но вот со "школой", которая тогда была неотъемлемым разрядом любых соревнований, дела у него не заладились, и Макаров встал в пару с Мариной Петровой. Работать с ними начал Андрей Александрович Сурайкин, серебряный призер ОИ 1972 г. в паре с Людмилой Смирновой, перешедший после завершения спортивной карьеры на тренерскую работу.
Начало 1980-х гг.
Партнерша была на два года старше Олега. Как он вспоминал в одном из интервью, она была опытной фигуристкой и многому его научила, однако вследствие возрастной разницы ей вскоре предстояло распрощаться с юниорским разрядом, тогда как Олег мог выступать в соревнованиях юниоров еще 4 года. Особых лавров дуэт Петрова - Макаров не снискал: на Зимней Спартакиаде народов СССР 1978 г. в разряде юниоров Марина и Олег заняли 11-е место.
Первая половина 1980-х гг.
Тогда Сурайкин предложил Олегу составить пару с перспективной, юной и миниатюрной, весящий на тот момент всего 36 кг фигуристкой Ларисой Селезнёвой. Селезнёва и Макаров стали быстро расти в своем мастерстве и трижды стали чемпионами СССР среди юниоров (1979-81 гг.), серебряными призерами ЧМЮ 1979 и победителями ЧМЮ 1980-81 гг.
Их наставник Андрей Сурайкин связывал с этой парой свои надежды, но руководство ФФК решило передать спортсменов более опытному тренеру. Им стал Игорь Борисович Москвин. Несомненно, его заслугой было не только то, что он вывел Ларису и Олега на новый, невиданный доселе уровень сложности, но и то, что он помог фигуристам найти свой стиль, ставя им программы, поистине выдающиеся с точки зрения музыки, хореографии, пластики.
Лариса Селезнёва и Олег Макаров с тренером Игорем Борисовичем Москвиным. Конец 1970-х - начало 1980-х гг.
Москвин довел технику пары до совершенства. Одними из первых в мире Селезнёва и Макаров стали исполнять набор прыжков из 3Т, 2А, каскада 2А - 2Т; в их программе было четыре сложнейших выброса - 3Р, 3С, 3Т и 2А. Лариса и Олег были исполнителями уникальных поддержек, в том числе поддержки с "перебросом" партнерши в воздухе.
ОИ 1984 года
Их программы при этом никогда не выглядели чистым трюкачеством, но отличались продуманной композицией, слиянием с музыкой и интересными хореографическими находками.
Произвольная программа на ОИ 1984 года
"Одной из моих любимых программ у Селезневой и Макарова был "Китайский концерт" Жан-Мишеля Жарра. Они катались в черных комбинезонах, я даже хотел использовать белый грим и шапочки, как у мимов. Руководители Федерации фигурного катания запретили гримировать ребят, но программа благодаря множеству игровых элементов все равно получилась довольно мистической", - вспоминал Игорь Борисович Москвин (Е. Вайцеховская, "Москвины. Лед для двоих", СПб, изд-во "Амфора-спорт",
2011).
1985 год
Об особенностях стиля Ларисы и Олега говорила и Татьяна Анатольевна Тарасова: "В короткой программе Селезнёвой и Макарова, показанной на Олимпийских играх в Сараево, он (Москвин. - Л.М.) удивил всех, поставив им ее на блюз - мелодию, принятую у танцоров. Если пары и используют блюз, то только в произвольной программе, но никак не в короткой. И то, что показали Селезнёва и Макаров, действительно настоящий танцевальный блюз, с совершенно неординарными соединениями между элементами. Такой эксперимент, с одной стороны, риск, а с другой - новый путь в парном катании, где всем уже надоели заученные диагонали - в одну сторону прыжки, в другую - поддержки.
1984 год
Риск заключается в том, что сложность нестандартных соединительных шагов между элементами отнимает у спортсменов много сил. К тому же необычный подход к обязательным элементам короткой программы забирает уйму времени в репетиционной работе" (Т.А. Тарасова, "Четыре времени года", М., 1985).
1984 год
К сезону 1983 г. Селезнёва и Макаров подошли в блестящей спортивной форме и не без основания рассчитывали на успешный дебют на европейском и мировом льду. Но,сожалению, ни на одно из этих соревнований они не попали из-за того, что партнер был дисквалифицирован после драки с Олегом Васильевым.
1984 год
Вот что говорил об этом эпизоде их биографии тренер фигуристов Игорь Борисович Москвин: "Перед произвольным выступлением (к сожалению, Москвин не уточняет, что это были за соревнования, но, судя по всему, это был какой-то международный турнир, вероятно, проходивший за рубежом. - Л.М.) случилась ... необъяснимая вещь. Мы вышли на заключительную дневную тренировку. Олег надел коньки и неожиданно почувствовал, что конек соскальзывает. Посмотрел на лезвие, а там на самом рабочем месте огромная завернутая наружу заусеница.
Откуда - понять никто не может. Вроде ни на что жесткое он не наступал, катался накануне вечером, и все было нормально. Я взял ботинок, взял тряпочный чехол, в которых фигуристы коньки хранят, а там по всей длине поврежденной части конька ткань прорезана. То есть очевидно, что кто-то взял конек и с усилием провел лезвием по какой-то очень жесткой поверхности. Возможно, по батарее.
1984 год
- Кому это было нужно?
- Теоретически любому из тех, кто в короткой программе остался за моими спортсменами. Я тогда вызвал руководителя нашей делегации Анну Ильиничну Синилкину, показал ей лезвие, она долго ахала: мол, кто же такой сволочью оказался? А "сволочей" могло быть всего двое - те, кто имел доступ в ту же самую раздевалку. Либо восточный немец, либо наш фигурист (этим нашим фигуристом и был Олег Васильев. - Л.М.) - тогда у спортсменов социалистических стран раздевалка была общей. Это было сделано настолько откровенно...
Косвенное предположение было совершенно очевидным. Но косвенным может быть именно предположение, а не уверенность, на основании которой можно было бы кого-то аргументированно обвинять. Я, конечно, подправил все, что мог, но мои спортсмены остались вторыми. Выиграли Валова и Васильев. В короткой программе они были третьими или четвертыми, но поскольку произвольную Макаров завалил, а Валова с Васильевым прокатались чисто, то оказались впереди.
1984 год
(...) До 1983 года. когда Селезнёва и Макаров катались на одном льду с Валовой и Васильевым, моя пара всегда их обыгрывала. У Олега с Ларисой были гораздо более интересные программы. Да и внешне Валова проигрывала Селезнёвой. Если бы не эта дурацкая история с дракой... А после дисквалификации Макаров чувствовал себя в значительной степени ущемленным, рвался доказать, что он по-прежнему силен, а все это - лишняя нагрузка на нервную систему, которая у Олега никогда не была особенно сильной.
Произвольная программа на ОИ 1988 года
(...) Я больше осуждал тогда Макарова. Даже сказал ему как-то: мол, ты отвел душу, ударив соперника, а теперь именно ты, а не он должен пропустить год. В результате мои ребята не смогли участвовать в 1983-м ни в чемпионате Европы, ни в чемпионате мира, вышли только на Олимпийские игры. А там пару никто не знал. А ведь могли бы выиграть..." (Е. Вайцеховская, "Москвины. Лед для двоих", СПб,
изд-во "Амфора-спорт", 2011).
1984 год
Так дебют Селезнёвой и Макарова на главных стартах сезона был отложен на год, но стал для них более чем успешным: ЧЕ и ЧМ 1984 г. принесли им 4-е место, а на ОИ в Сараево они стали бронзовыми призерами.
Далее были серебряные медали ЧЕ и ЧМ 1985 г., золотые медали ЧЕ 1987 г.
В 1988 г. Селезнева-Макаров - вторые в Европе и третьи в мире, а на ОИ в Калгари расположились у самого подножия пьедестала, став 4-ми.
1988 год
Они еще были чемпионами Европы 1989 г и серебряными призерами ЧЕ 1990 г., а кроме того - четырехкратными чемпионами СССР (1985 и 1988-90 гг.).
1988 год
Лариса и Олег нашли друг друга не только в спорте: они создали счастливую дружную семью и являются родителями двоих детей - дочери Ксении и сына Алексея.
В 2002 г. они уехали на тренерскую работу в США, в г. Ньюбург, а впоследствии получили американское гражданство.
Лариса и Олег и детьми Ксенией и Алексеем. 2007 год
Ксения Макарова тоже хорошо известна любителям ФК, и хотя ей не удалось покорить вершин, подобных тем, которые покорили Лариса Юрьевна и Олег Витальевич, в ее успехах - немалая заслуга ее родителей: они были первыми тренерами (а мама - еще и хореографом) своей дочери, но потом передали ее другим наставникам. Ксения Макарова была чемпионкой России и участвовала в ОИ 2010 г.
Лариса Селезнёва, Олег и Ксения Макаровы в день процедуры получения американского гражданства. 2013 год
Мне довелось немного пообщаться с Ларисой Селезнёвой в дни ЧЕ в Москве, куда она привезла своих воспитанников, выступающих за Израиль и Азербайджан, и от этого общения у меня остались самые благоприятные воспоминания. Лариса великолепно выглядит и производит впечатление женщины, находящейся в гармонии с собой и окружающим миром. Я от души желаю ей здоровья, профессиональных успехов и настоящего человеческого счастья.